История без случайностей

01_hgkj9506746ty(чему нас может научить даже календарь)

Когда атеист отвергает Бога, то он неизбежно приходит к господству случая и в жизни, и в истории. Конечно, признаются некие социальные и экономические законы, но ведь ими до конца все невозможно описать. И тогда материалист зовет на помощь случай, чтобы он помог оправдать атеистическую трактовку мира. Честно заглянуть в глаза истории и сказать, что, мол, я не знаю, почему так произошло и, вероятно, здесь действует неопознанная в рамках чистопородного материализма сила или силы, сторонники марксистской науки просто не в состоянии, ибо тогда рушатся все их идеологические конструкции.
Православному христианину нет надобности поклоняться как идолу случаю и признавать полную необратимость социальных законов (в конце концов, это не законы физические, экспериментально подтверждаемые). У православного христианина есть главная ценность, ценность ценностей – Господь Бог. А Пресвятая Троица всегда нас учит чему-нибудь, иногда и неявно, чтобы человек сам мог совершенствовать свои ум и душу.
Если обратиться к календарю, к памятным датам, то и через них нас Бог научает, достаточно лишь преодолеть леность собственного разума.
Но не будем разглагольствовать по-пустому и обратимся, скажем, к дням с 6 по 9 июня. Впрочем, выбор может быть различным, и каждый человек легко выполнит свой урок и по другим неделям и суткам, немножко потрудившись на умственном поприще.

Пушкин, Петр I и русский язык

6 июня в светском календаре явно выделяются Пушкинский день в России и Международный день русского языка. И это далеко не случайно. Погружаясь в ревущие или ласковые строки из стихотворений Александра Сергеевича, начинаешь приближаться к пониманию самой сути всемирного значения нашего языка, который пришлось восстанавливать тому же Пушкину после почти столетней порчи его невменяемыми и искусственно привнесенными словами и конструкциями.

Прислушаемся к Пушкину:

«Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении Чумы.
Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья –
Бессмертья, может быть, залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог».
Или прочитаем:
«Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу.
Любовь к родному пепелищу.
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога Самого
Самостоянье человека
Залог величия его».

И еще узнаем:

«Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
Суровый был в науке славы
Ей дан учитель: не один
Урок нежданный и кровавый
Задал ей шведский паладин.
Но в искушеньях долгой кары,
Перетерпев судеб удары,
Окрепла Русь. Так тяжкий млат,
Дробя стекло, кует булат».

А о каком это Петре пишет Александр Сергеевич? Да конечно же, об императоре Петре Алексеевиче, родившемся 9 июня, за 127 лет до дня рождения самого Пушкина. И, кстати, в 2017 году исполняется ровно 345 лет с момента этого события.
Петра Первого в учебниках истории упорно именуют Великим. Так уж повелось еще с XVIII века. Вопрос только: «А за что?» Все петровские «реформы» пошли прахом, русский язык был испорчен иностранщиной, а к русскому обществу Петр относился не как к живому древу, а как к механизму, который можно переделать по своему вкусу. Насилие над Церковью, отмена патриаршества, погром уникального монастырского хозяйства, слом русского быта у высших сословий и изуверство над бытом крестьянским – это далеко не весь перечень «благодеяний» монарха, жаждавшего править Русью по-нерусски.
Гнусное крепостное право на Руси водворилось после введения подушной подати и предоставления сверхисключительных прав дворянству при Петре и его преемниках, оторвавшимся от народа, народных обычаев и Церкви. Петр хотел вылепить из России огромную Голландию, Брауншвейг, Лимбург или Фландрию, запихивая на «прокрустово ложе» здоровый национальный организм. России пришлось отвечать на петровские потуги. И она ответила по Божией воле так, что сами «реформы» царя-недоучки, царя-механика, царя-плотника, но не Царя, стали восприниматься как предпосылки этого ответа.
Русский язык при Петре I значительно отличается от языка при его отце – Алексее Михайловиче и протопопе Аввакуме. Язык замусорили немецким словечками, да еще и искаженными. А литература петровского и постпетровского времени убога и скудна. И пришлось потом Ломоносову, Пушкину, Державину и Жуковскому избавлять родную речь от «приятственных препорций» и «предиспозиций». И благом для России было то, что в Русской Церкви сохранялся церковнославянский язык, откуда можно было черпать многозначные живые слова и обороты.
Россия ответила мудро и сильно Пушкиным и Гоголем, сорвав все искусственные покровы, наброшенные подражателями западным языковым мотивам и петровскому стилю.
На вызовы чужебесия Русь отозвалась и святостью.

Санкт-Петербург – город православных святых

Санкт-Петербург – город, без преувеличения, явившийся знаменем «реформаторства» Петра Алексеевича, город, строившийся то как подобие Амстердама, то Венеции, то Рима, а получившийся при всех изысках европейничанья городом все равно русским, столичным и абсолютно оригинальным, подаривший миру великих святых. Блаженной Ксенией Петербургской откликнулась Россия на издевательства светской власти над христианским мировоззрением. О, как не любил Петр монахов и юродивых, столь чтимых на Святой Руси! Монахов император почитал за бездельников и лентяев, запрещал держать в келии бумагу и перо (неровен час, чего-то не то напишут), а юродивых иначе как дурачками и не называл. Монахи и юродивые в стародавние годы всегда обличали неправоту власти и не боялись ее. Вот царь Петр этого-то и страшился.
6 июня – день прославления блаженной Ксении Петербургской. И тропарь звучит: «Нищету Христову возлюбивши, безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися, безумием мнимым безумие мира обличивши, смирением крестным силу Божию восприяла еси, сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая, Ксение блаженная, моли Христа Бога избавитися нам от всякаго зла покаянием». После Петра стаскивали и сталкивали Россию в безумие мира, в материальность, но не только блаженной Ксенией Господь наш Иисус Христос посрамил потуги «человекоделов», но и праведным Иоанном Кронштадтским, и батюшкой Серафимом и иными святыми, проявившимися в стране после насильственной европеизации русского бытия.
Но неверно думать, что при Петре угасала православная святость. Она сияла и выплеснула свой лучистый свет в пределы держав чужих.

Праведный Иоанн Русский

03_fgklu45y6ukg«Великий» полководец Петр Первый так неудачно организовал Прутский поход в 1711 году, что только хитрый Шафиров «бакшишем» сумел добиться от турок отказа от пленения русского войска, попавшего в окружение, да и царя вместе с ним. Однако в период этого глупого похода в плен к татарам (вассалам Оттоманской империи) попал малоросс Иоанн, обычный русский солдат, воспитанный в Православии и лоне Матери-Церкви. Татары продали его и других пленных туркам. А Иоанна забрал к себе в рабство начальник османской конницы и увез в Малую Азию – землю, полоненную мусульманами, где некогда процветали древние христианские общины, землю, по которой ходили апостолы и величайшие святые христианства.
Местом рабства Иоанна стал полугородок, почти деревня – Ургюп (Уркюп, греч. – Прокопион). Не так уж далеко от Ургюпа, в Невшехире и Деринкую археологи раскопали подземные города, где могли укрываться до 20 тысяч человек. Более 1000 лет эти земли принадлежали Риму, а затем Византии. А еще ранее здесь процветала мощная держава хеттов, отмеченная и в Библии. Вероятно, что древнейший Невшехир – это одна из столиц Хеттского царства – Нисса. И от хеттов пришел через тысячелетия на Русь герб – двуглавый орел. Так замыкается исторический круг.
Праведный Иоанн, несмотря на побои и мытарства, устроенные хозяином, желавшим заставить раба принять ислам, оставался православным христианином. Почти нагой в жару и стужу, он ревностно исполнял все работы, возложенные господином. Другие рабы над ним насмехались. Но своей праведной жизнью святой Иоанн покорил не только сердца христиан (среди коих имелись и еретики), но и смягчил жестоковыйного хозяина.
После ухода исповедника Иоанна ко Господу в 1730 году его тело было передано христианам, которые и похоронили его. Через три года местному священнику было извещено во сне, что мощи праведного Иоанна почивают нетленными. Так и выяснилось. Мощи были перенесены в храм вмч. Георгия Победоносца. Праведный воин пришел под сень церкви во имя воина-мученика. Промысел Божий видится в этом.
Ныне мощи праведного Иоанна Русского (под сим именем он известен и в Греции, и в Турции, и в Сербии, и в иных странах) находятся частично на Святом Афоне и частично на острове Эвбея в Новом Прокопионе. Чудесами, происходящими от мощей праведного Иоанна, Господь свидетельствует об истинной святости его. Тысячи паломников стекаются на Эвбею ко храму исповедника Иоанна Русского…
Память праведного Иоанна Русского – 27 мая/9 июня.

Что сказало русское искусство

Ответов на петровские действия Россия дала много. В том числе и в живописном искусстве. Обратимся к календарю. 8 июня исполняется 180 лет со дня рождения замечательного русского художника И.Н. Крамского (1837-1887). Его картина «Неизвестная» (1883) попала даже на марку Малагасийской республики (Мадагаскар). То есть и в Африке Иван Крамской был замечен и отмечен.
А между тем Крамской родился всего лишь в ста километрах от Старого Оскола – в городе Острогожск, ныне Воронежской области.
Иван Крамской в Острогожске написал и первую, может быть, свою картину «Смерть Ивана Сусанина». Он учился первоначально у иконописцев, ретушировал ради куска хлеба фотографии и лишь потом оказался на обучении в Академии художеств в Петербурге. Учился Крамской более чем успешно. В 1863 году Академия за картину «Моисей источает воду из скалы» удостоила его малой золотой медали. И в этом же году Крамской возглавил «бунт 14-ти академистов». Обучающиеся не согласились с замшелыми чиновничьими правилами. А именно с эпохи Петра Первого чиновничий класс набрал в России невиданную силу. Никакого политического бунта там не было и в помине.
Впрочем, «бунтари» и не пострадали. Все они стали более или менее успешными художниками. А Крамской, получивший признание прежде всего как портретист, написал самый лучший портрет императора Александра III – царя, стремившегося вернуть русской культуре и русской жизни их русскость.

Иван Крамской. «Иродиада»
Иван Крамской. «Иродиада»

Великолепны и картины Ивана Крамского на религиозную тематику. Его «Иродиада» (1884-1886) неслучайна. За день до рождения Крамского (8 июня), 7 июня Русская Церковь вспоминает Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Иван Николаевич любил Церковь. «Христос в пустыне» (1872) – подношение Православию со стороны русского художника. Кроме того, не надо забывать, что в 1865 году Крамской принимал участие в росписи купола храма Христа Спасителя.
В городе Острогожске до сих пор существует легенда, что один из разрушенных при советской власти храмов был расписан И.Н. Крамским. Однако документальных свидетельств этого лично я не знаю.
Все же факт того, что Острогожский храм на подворье Дивногорского монастыря во имя Сицилийской иконы Божией Матери имел ряд образов, написанных Крамским, сомнению не подвергается.

Судьба дочери русского живописца

Дочь Ивана Николаевича – София Юнкер-Крамская тоже была талантливым художником. «София Крамская выполнила серию портретов великосветской знати. Среди них выделяются акварельные портреты императора, императрицы, цесаревича и великих княжон (до 1942 года находились в Острогожской картинной галерее им. И.Н. Крамского). Связь Юнкер-Крамской с императорским домом не была случайным эпизодом. Сам Крамской не раз писал представителей царской семьи. С 1883 по 1885 год он работал над альбомом, посвященным коронации Александра III, в 1885 участвовал в разработке проекта памятника Александру II. В 1860 – 80-е годы давал уроки живописи и рисунка цесаревнам. Кстати сказать, старший сын Крамского Николай служил архитектором при Министерстве императорского двора» (Татьяна Юденкова. Воскресшая из небытия Юнкер-Крамская. Из статьи в журнале «Русское искусство»).
Юденкова также сообщает: «С.И. Юнкер-Крамская была арестована 25 декабря 1930 года, обвинялась по статье 58-II УК РСФСР за контрреволюционную пропаганду. Ей вменялось в вину создание «контрреволюционной группировки из бывшей знати, ставившей себе целью проведение своих людей в разные советские учреждения на службу для собирания сведений о настроениях…»
5 апреля 1931 года дело было направлено для внесудебного разбирательства на тройку при ПП ОГПУ с ходатайством о применении к обвиняемой Юнкер-Крамской высшей меры социальной защиты – расстрела. 11 апреля вышло постановление выездной сессии Коллегии ОГПУ, предписывающее выслать художницу Юнкер-Крамскую в Восточно-Сибирский край сроком на три года.
Досрочно освобожденная из-за неизлечимой болезни, София Ивановна Крамская умерла в Ленинграде в 1933 году. А ее творчество предали забвению.
Философ Н.А. Бердяев назвал Петра Первого «большевиком на троне». И это правда. Крайние западники – «большевики», пришедшие к власти в России в 1917 году, иногда действовали совсем уж по лекалам Петра. Дочь Крамского, как и другие православные русские люди, мешали строителям «светлого будущего». Но и «большевикам», точно как и Петру Первому, не удалось сломать Россию.
Бог не дал. А Церковь и Россия ответили разрушителям. Святостью. Новомучениками. Подвигом народным в годы Великой Отечественной войны. Искусством. Ильей Глазуновым. Шолоховым. Да, да! И Шолоховым. Храмами. Памятниками. И всей своей историей, не терпящей случайностей.
Не верите? Тогда просто хотя бы полистайте календарь.

Александр Гончаров,
кандидат филологических наук

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

26 − 22 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ