«Ищите прежде Царствия Божия и правды Его». Слово на день Нового года
Готовя для вас очередной номер газеты «Православное Осколье», дорогие читатели, мы не могли не затронуть тему Новолетия. Прошлый год был богат событиями. Порой они приносили нам больше горестей и страданий, чем радости. Потому, вторя доброй традиции, мы обращаемся к вам, друзья, со словами утешения и пожеланиями счастья в новом 2021-м году.
Казалось бы, в 2020-м нас настигли небывалые беды и произошли неожиданные перемены. В новостях часто слышим, что «мир неузнаваемо изменился». Но, оглянувшись назад, мы понимаем, что люди по своей сути остались прежними. А потому так точно и пронзительно звучат сегодня слова известного проповедника XIX века протоиерея Евграфа Мегорского. Настоятель Казанского собора в Санкт-Петербурге, магистр Санкт-Петербургской Духовной Академии, ректор Новгородской духовной семинарии, он активно занимался издательской деятельностью. Его книги и статьи были популярны в свое время, а сборник «Слова, поучения и речи» (1894 г.) – даже переведен на греческий язык.
Нам думается, что его «Слово на день Нового года», написанное более 130 лет назад, наполнит вашу душу светом и умиротворением.
Коллектив ИМЦ «Православное Осколье»
В день новаго года мы имеем обычай, при взаимных приветствиях, желать друг другу новаго счастия. Так каждый новый год мы лелеем мечты о новом, лучшем и совершеннейшем счастии. И во всю нашу жизнь мы напрягаем все усилия для достижения счастия, но если и успеем иногда на мгновение испытать его, то оно скоро бежит от нас и исчезает как дым. О, счастье, счастье! Где же ты? Где ищут тебя люди, обладающие здравым разумом, и много ли находят. Подумаем ныне об этом, чтобы разумно благожелать на новое грядущее лето жизни.
Чаще всего ищут счастия во внешних благах жизни: в богатстве и почестях, высоком положении в обществе, в чинах и отличиях. Не слышите разве, как часто ныне говорят: вот зажил бы, если бы двести тысяч выиграл. Не раздается разве ныне повсюдный общий плач о том, что все дорого и нет средств жить так, как хочется? Не слышится ли, иначе сказать, сильнейшая повсеместная жажда: денег, денег и денег. Богатство – вот кумир, которому ныне служат с великим усердием. Мы, как древние израильтяне, забыли истиннаго Бога и соорудили себе тельца златаго, которому кланяемся ниже, чем истинному Богу. В погоне за этим источником блаженства и счастия часто забывают долг и совесть, родство и дружбу, даже свое человеческое достоинство. Господствует убеждение, что богатства и должно домогаться всеми силами. Богатство создает человеку независимое положение в обществе; оно дает средства испытывать разнообразныя утонченныя удовольствия, недоступныя для бедняка; оно дает человеческому сердцу отраду отереть слезу бедствующаго в нужде и спасти честнаго труженика от угрожающей нищеты; оно дает удобную обстановку жизни и делает человека вполне довольным и счастливым. Казалось бы, что все это должно быть в действительности, но так ли бывает на деле? Один дрожит над каждою копейкою, боится истратить без нужды лишнее и впадает в скупость; другой тратит деньги на разныя пустыя затеи, дозволяет себе роскошь не по средствам, впадает в расточительность и снова в более горькую нищету; третий пресыщается изысканными яствами, упивается винами и за это невоздержание расплачивается разными болезнями, отравляющими жизнь. Лучшим людям богатство приносит много забот и хлопот о том, какими средствами сохранить его, какими предприятиями увеличить, на какия дела употребить с большею пользою и честию, каким наследникам оставить свое состояние. Не напрасно мудрец ветхозаветный говорил: попечение богатства отгонит сон (Сир. 31:1). Прибавьте к этому, что зависть и коварство, лесть и лицемерие, хитрость и воровство вьются около богатых и высокопоставленных людей, отнимая у них покой и довольство. Где же тут счастие? Итак, даст ли кому Господь богатство, пусть богатый им пользуется, с благодарностию к Подателю, во благо себе и ближним. Но не станем просить себе у Бога и желать друг другу богатства, как необходимаго условия для земнаго блаженства и счастия. И богатый не всегда счастлив и бедный не всегда несчастен. Поставлен ли кто на высокое место служебное, пусть поставленный помнит слово евангельское: кому дано много, много от того и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12:48), то есть, кто высоко поставлен, того дело важнее, у того ответственности больше, от того требуется знания, деятельности и забот больше. Поставленный в низкое состояние пусть не ропщет на Бога и не завидует высшим, полагая все счастье в том, чтобы занимать высокое место. Кто не знает, что люди высокаго чина и звания бывают несчастны и состоящие в низком чине и звании считают себя счастливыми? Каждому дается в этой жизни то, что нужно по премудрому усмотрению Божию. Одному Бог дал пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе (Мф. 25:15). Будем довольствоваться все своим настоящим положением, не простирая излишних забот в далекое будущее и не обращая завистливых очей на счастливое с виду положение ближних.
В погоне за счастьем ныне не оставлены без внимания и блага духовныя. Ныне многие все наше счастие полагают в умственном развитии и образовании. Наука улучшает все стороны жизни человеческой и ведет человечество вперед по пути развития и усовершенствования. Она изменяет к лучшему строй жизни гражданской и общественной, научая более целесообразным формам управления и суда; она изменяет дело военное, изобретая новыя смертоносныя орудия; она улучшает жизнь семейную, облагороживая взаимныя отношения членов семьи; она изобретает лучшие способы воспитания и обучения детей; она разгоняет мрак суеверия и невежества; она проникает и в отдаленные небесные миры, и в недра земли, и в глубины морския, всюду внося свой свет и обращая все на пользу человека. Она делает человека существом разумным и венчает его, как царя всей твари. К ней должны быть устремлены все усилия человеческия, так как в ней – избавление от всех бед и нестроений нашей жизни, в ней – все счастье человеческое. Блажен, иже обрете мудрость (Сир. 25:12). Но опять жизненный опыт дает нам далеко не то, чему должно бы быть по соображениям человеческаго разума. Путь в святилище науки длинен и весьма труден; всякому путнику он приносит много скорбей и стоит многих слез. Присмотритесь и к тем, которыми пройден весь этот путь: много ли между ними довольных и счастливых. Увы, очень и очень немного. У одного душа отравлена ядом сомнений, раздающим самую надежную опору отрады и утешения во всех бедах и скорбях – святую веру; другому нет покоя от тех недостатков и нестроений в гражданской и общественной жизни, от которых страдают люди, и болеет, и мучится человек этими страданиями ближних, и решается иногда на отчаянныя деяния; третьему грызет сердце червь самолюбия и самомнения, не позволяющий с высоким образованием заниматься малыми делами. Словом, недовольства много, а счастья мало. Пусть же наше молодое поколение стремится к образованию и развитию умственному, но пусть оно твердо помнит, что не в нем одном наше счастье, – что желающие обладать истинною мудростию должны развить в себе твердый религиозно-нравственный характер, при котором только ученье сделается действительно светом, освещающим мрак нашей жизни. Пусть и люди, взявшиеся за трудное дело воспитания и обучения нашего юношества, не забывают, что задача школы не в том только, чтобы наполнить головы учащихся разными знаниями, а и в том еще, чтобы благотворно повлиять на весь нравственный склад характера их. Если же этот склад будет изуродован и искалечен школою, то воспитатели будут теми слепцами, которые увлекают за собою в яму и других.
Ищут еще счастья в союзе дружбы и любви. И действительно, союз этот много облегчает наше жизненное бремя. Не напрасно слово Божие говорит нам: друг верен – врачевание житию; друг верен кров крепок: обретый его обрете сокровище (Сир. 6:14). В самом деле, разве не отрадно сознавать, что есть честное и безкорыстное, вполне преданное вам сердце, которое всегда порадуется вашими радостями и будет болеть вашими скорбями? Особенно светло и мирно течет жизнь человека, если на союзе любви основана его семейная жизнь. Но на горе беднаго человечества искренние союзы дружбы и любви становятся более и более редкими. Сердца ли наши стали черствыми, самолюбия ли в нас стало много, но только нельзя не заметить того грустнаго явления, что ныне честная, искренняя дружба стала редкостию. А семейныя узы более и более становятся пугалом, от котораго многие бегут, чтобы избавиться от бед и злоключений. И большая часть тех, которые решаются вступать в брачный союз, справляются о взаимной любви, как последнем, ничтожном условии счастия, а больше всего заботятся о приданом и вообще о выгодах брачнаго союза. Не удивительно, что без искренней, взаимной любви семья счастья не дает. Пожелаем в будущем лучшей доли этим чистейшим источникам счастия человеческаго – искренним союзам дружбы и любви.
Ищут, наконец, счастья в честном труде и, соединенном с ним, спокойствии совести. В тихом довольстве пользуется человек благами земными, добытыми его собственным неустанным трудом. Спокойно отходит он каждый вечер ко сну, по окончании трудов, не испытывая угрызений совести, и на утро мирно исходит на дело свое. Так в покое и довольстве проходит честный труженик свой жизненный путь, с спокойною душею взирая на неизбежный конец его, а в набегающих смущениях находя твердую опору в крепкой вере в Бога-Промыслителя и Спасителя нашего. Не даром труд заповедан человеку еще во время блаженнаго его состояния в раю (Быт. 2:15). Не значит ли это, что без труда не может быть блаженства и счастья человеку на земле? На наше горе, после грехопадения тяжелый труд наложен человеку уже в наказание (Быт. 3:19). И действительно, от бед и скорбей не избавлены и самые честные труженики. Их жизнь нередко бывает отравлена болезнями и слабостию сил, не позволяющими трудиться, – людскою алчностию, отнимающею иногда у ближняго последний кусок хлеба, и близорукостию, не оценивающею труженика по заслугам, и многими другими невзгодами. При всем этом нельзя не пожелать, чтобы искатели счастия чаще обращались к этому чистому источнику счастия – честному труду, ведущему нас в рай, даруемый спокойною совестию и доброю, правильною жизнию.
Итак, где же счастие, к которому мы так усиленно стремимся? Полнаго и всесторонняго, неизменнаго счастия здесь на земле для нас нет и не будет. Мы найдем его там – на небе, когда сподобимся обрести вечный мир и покой. А здесь на земле мы всегда будем волноваться и искать чего-то новаго, по временам забавляться и тешиться разными безделушками, как делают дети. И благо нам, если мы будем дары здешней жизни, ниспосылаемые нам Богом, принимать и употреблять с детскою доверчивостию, чистотою и незлобием. Много счастья мы можем испытать тогда и в здешней жизни. А если сердце наше будет отравлено злобою и ненавистью, если помыслы наши будут омрачены гордостию и сомнениями, то не видать нам здесь довольства и счастия, в чем бы ни пробовали искать его. Ищите прежде Царствия Божия и правды Его и все прочия блага приложатся вам. Аминь.
Протоиерей Евграф Мегорский
1885 г.