Иконоборчество и революция

01_fjy745gaskjdjfal23 октября – память святых отцев VII Вселенского собора (787)

На 23 (10-е по ст. стилю) октября в православном календаре приходится память святых отцов VII Вселенского собора. Он был созван в 787 году в Никее при византийской императрице Ирине. На соборе была осуждена иконоборческая ересь.
С точки зрения материалистической истории данное событие произошло давно и прямого значения для современного мира не имеет. Но это взгляд поверхностный, скользящий по верхушке волн и не осознающий глубин океана жизни.
Иконоборчество и победа Церкви над ним может научить на самом деле очень и очень многому, но надо лишь правильно понимать и принимать эти уроки.
Иконоборчество возникло скорее по причинам политического, чем религиозного свойства. Византийская империя столкнулась с мусульманской агрессией. На границы империи наступал ислам. Зеленое знамя последователей Мухаммеда серьезно стало угрожать городам и весям империи. Для того чтобы укрепить идеологическое единство державы, император Лев III Исавр решился запретить иконы. Здесь василевс полагал ублажить часть еретиков-монофизитов (особенно сильных в азиатских и африканских провинциях), павликиан (манихеев), иудеев и мусульман. То есть маловерно принес в жертву политике истину.
Сын Льва – Константин V Копроним («Навозник») в 754 году даже собрал иконоборческий собор и издал ряд указов, ужесточавших преследование иконопочитателей. Константин дошел до того, что запретил слова «святой» и «святая» и приказал не именовать Пречистую Деву Божией Матерью. Монашество и мирян, вставших на защиту Православия, Константин Копроним презрительно обзывал «идолопоклонниками» и «любителями тьмы».
В житии святого преподобномученика Стефана Нового мы читаем: «И творились тогда в Константинополе великие беззакония. Даже священные сосуды, в которых совершались Божественные Тайны, попирались ногами, так как на них находились священные изображения. Святые же иконы ввергались – одни в болото, другие – в море, третьи – в огонь, а иные были рассекаемы и раздробляемы секирами. А те иконы, которые находились на церковных стенах, – одни сострагивались железом, другие замазываемы были краскою. Беззаконники не пощадили и благолепнейшую церковь во имя Пресвятой Богородицы, что во Влахернах, которая была роскошно украшена изображением всех событий земной жизни Господа Иисуса Христа, начиная от воплощения Его и кончая распятием и воскресением Его. В сей церкви беззаконный царь Копроним повелел уничтожить все иконописные украшения ее, блещущие золотом и драгоценными камнями, и как бы обнажил ее, лишив, как царицу, порфиры; взамен всего этого он приказал расписать стены ее изображением деревьев, зверей и птиц…
…Тогда и мощи святых выбрасывали иконоборцы из церквей и ввергали их или в огонь или в море, или же влачили за город и сбрасывали с гор в пропасти и болота. Тех же, кто дерзновенно стоял за честь святых икон и мощей, злочестивые еретики немилосердно мучили и предавали горькой смерти, проливая кровь их как воду, при этом тела мучимых за иконы они оставляли без погребения и бросали на съедение хищным птицам и зверям. Тогда наступила для всех православных скорбь великая, какой не было от самого начала мира».
Действия иконоборцев напоминают нечто происходившее в России уже в XX веке от Рождества Христова. Революция! Да, конечно. 1917 год. И далее. Гражданская война и гонения на Церковь при Советской власти. Уж больно похожи методы поругания святынь!
Иконоборчество – ересь, но ересь революционная. Она неожиданно приоткрывает тайну любой настоящей революции, которая зачинается отнюдь не снизу, ее поднимают «верхи», то есть люди, стоящие у кормила власти.
По сути, Реформация в Западной Европе тоже являлась революцией. А Лютер без поддержки германских князей вряд ли бы избежал пут инквизиции.
Безусловно, революция в России была атеистической, а потому и носила четкий храмоборческий и иконоборческий характер. Статистика свидетельствует:
«В 1914 году на территориях Российской империи, по официальным данным, насчитывалось 54 174 православных храма (включая монастырские, домовые, кладбищенские, недействующие и приписные, но без учета военных церквей), 25 593 часовни, 1025 монастырей.
В 1987 году в СССР оставалось 6893 православных храма и 15 монастырей». Погром очевиден.
Собственно, революция в России подготавливалась людьми, придерживавшихся иконоборческих взглядов. Ленин не зря назвал Льва Толстого «зеркалом русской революции». Писатель насмехался над иконами и отрицал Православие, проповедуя фактически свою религию, известную как «толстовство».
Иконоборчество в Византии, Реформацию и «толстовство» объединяет одно: под видом возвращения к истокам христианства происходит открытое издевательство над живым, подлинным христианством, кое не замечают или же очень и очень не жаждут замечать.
Святые отцы Седьмого Вселенского собора отстаивали не просто иконопись, но и саму жизнь христианскую. Они осудили не обычную ересь, но самую что ни на есть революцию, грозившую подорвать устои всего христианского общества той эпохи.

Александр Гончаров,
кандидат филологических наук

One thought on “Иконоборчество и революция

  • 28.10.2016 в 11:20
    Permalink

    Уважаемый Владимир (vl*********90@inbox.ru)
    Ваш комментарий не был выставлен, т.к. Вы не написали ничего от себя, а просто скопировали («копипастили») цитаты (длиною с «портянку») с другого ресурса.
    Что Вы хотели этим сказать?
    Излагайте Ваши мысли кратко, если нужно, то можете вставлять ссылки на цитаты с др. источников.

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

49 − 40 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ