Иероним (Соломенцов): афонский старец из Старого Оскола
По просьбе наших читателей мы решили рассказать о выдающемся православном подвижнике, духовном наставнике великого русского философа XIX века Константина Николаевича Леонтьева, уроженце Старого Оскола – иеросхимонахе Иерониме (Соломенцове).
Русские на Святой Горе
Святая Гора Афон на греческом полуострове Халкидики – автономная монашеская республика, удел Пресвятой Богородицы, где сама Матерь Божия в 48 году от Р. Х. исходила землю своими стопами. Сюда русская православная душа влекома неудержимой силой еще со времен святого равноапостольного князя Владимира Красное Солнышко – крестителя Древней Руси.
Впрочем, возможно, что русские приходили на Святую Гору еще и раньше, но доказательств тому не сохранилось. Преподобный Антоний Печерский подвизался на Афоне, а потом пришел на Русь и стал основателем русского монашества и Киево-Печерского монастыря. А документально присутствие русских на Святой Горе зафиксировано в 1016 году, об этом говорит подпись: «Герасим монах, милостию Божией пресвитер и игумен обители Роса, свидетельствуя, собственноручно подписал».
Центром пребывания русских монахов на Афоне стал Свято-Пантелеимонов монастырь (сперва – Нагорный или Старый Руссик, позже – Прибрежный или Новый Руссик).
Тысячами зримых и невидимых нитей Святой Афон связан с Россией. Но так уж получилось, что исторически к XIX столетию возникла проблема с приходом русских насельников и паломников в Грецию, входившую тогда в состав мусульманского государства – Османской империи. Антицерковные реформы Петра I и постоянные русско-турецкие войны в XVIII веке значительно затруднили пополнение афонского монашества русскими людьми. В 1744 году в Руссике не имелось ни одного русского инока.
Пример благочестия
Возрождение началось в XIX веке. Оно шло медленно начиная с 1803 года, с перерывами. Огромную помощь русскому монастырю на Афоне оказал царь Николай I. А непосредственным участником возрождения стал иеросхимонах Иероним (Соломенцов), духовник Свято-Пантелеимонова монастыря и его ктитор-обновитель. Купеческий род Соломенцовых был хорошо известен в тогдашней Курской губернии. Он отличался не только успешностью в торговых и промышленных делах, но и благочестием. По самым скромным подсчетам, он дал русскому монашеству не менее 15 человек, подвизавшихся ради спасения душ своих и молившихся за землю Русскую.
Точная дата рождения Ивана Соломенцова (будущего Иеронима Афонского) неизвестна: при пожаре метрика была утеряна. Исследователи называют дату 28 июня (по старому стилю), но вот с годом определиться труднее – возможен и 1803, и 1805, и 1806. В любом случае приход на свет Божий этого человека промыслительно связан с 1803 годом, когда Вселенский Патриарх Каллиник указал восстановить общежительный порядок в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афонской Горе.
Крестили младенца Иоанна в Казанско-Николаевском храме, находившемся неподалеку от дома Соломенцовых (современное здание ГРТ).
У Ивана было еще три брата: двое старших и один младший, а также сестра Евдокия (ушедшая от мира и ставшая игуменией Маргаритой Борисовского Тихвинского монастыря). Мальчику было у кого поучиться благочестию. Глубоко верующими являлись и отец, Павел Григорьевич, и мать, Марфа Афанасьевна (в схиме – Еввула). Особую роль в духовном возрастании Ивана сыграла неграмотная бабушка, которой он вслух читал жития святых, постепенно привыкая к мысли последовать их пути.
С юных лет мальчик служил пономарем в Успенской церкви и очень любил богослужения.
Желание уйти в монастырь у Ивана Соломенцова с каждым годом все росло и росло. Но неизменно возникали какие-либо препятствия. Отец не отпускал сына до достижения возраста 23 лет, желая, чтобы достиг совершеннолетия его младший брат. Иван помогал отцу во всех торговых операциях, посещал ярмарки и торги в разных уголках России. Он не только хорошо справлялся со своими обязанностями житейского свойства, но и никогда не забывал помогать нищим и больным людям.
Наконец возникла возможность для Ивана посвятить себя монашескому служению. Но в монастырь пожелала уйти сестра Евдокия. Отец заявил, что нельзя двоим его детям сразу оставить дом. Иван уступил сестре, та в порыве благодарности бросилась ему на шею…
Только в 1836 году со второй попытки (первая не удалась из-за разразившейся в Турции эпидемии чумы) Иван Соломенцов вместе со своим другом и родственником, Николаем Гончаровым, в числе 15 русских паломников из Оскольской земли добрался до Святой Горы. Достаточно быстро Иван принял монашеский постриг с именем Иоанникий. В 1840 году его рукоположили в иеродиакона, затем в иеромонаха и назначили духовником русского Свято-Пантелеимонова монастыря.
В 1841 году он принял схиму с именем Иероним, под которым о нем и узнали в Российской империи и полюбили многие православные люди.
Время труда и молитв
Отцу Иерониму пришлось тяжело. Он сумел наладить жизнь в монастыре в соответствии с правилами и уставом, помирить враждующие «партии» монашествующих греков и русских на Афоне. Иеросхимонах Иероним наладил издательскую и проповедническую работу монастыря. И главное – его духовные наставления братии и мирянам помогали каждому отрешиться от мирских забот и обратить свое лицо к Богу. Пример с Константином Леонтьевым, русским дипломатом, писателем, философом и врачом – яркое свидетельство о духовной мощи, дарованной Господом старцу Иерониму Афонскому: он обратил неверующего в истинного православного христианина.
Вернувшись в Россию, Леонтьев регулярно посещал Оптину пустынь, после оставления государственной службы и поселился при ней, и превратился в рьяного защитника Православия, а незадолго до своей кончины он принял постриг с именем Климент. Философ всегда помнил свои встречи с иеросхимонахом Иеронимом Афонским.
Леонтьев дал любопытную характеристику старцу: «Он музыкант, он иконописец, он строитель, он богослов хороший, он Церкви подвижник неутомимый…»
Вслед за старцем
Отец Иероним – это великая сияющая вершина среди старооскольских богомольцев, находившихся на Святом Афоне в XIX-XX веках. Всего наша земля дала 41 насельника Свято-Пантелеимонова монастыря. По количеству монахов Старый Оскол (с уездом) уступает только селу Таркановка (Каменец-Подольской губернии) – 51 человек – и Первопрестольной Москве − 44 человека, опережает слободу Великая Михайловка Новооскольского уезда Курской губернии – 40 человек – и город Острогожск – 23 человека.
Конечно, большинство монахов, пришедших на Афон с нашей земли, составили выходцы из купцов и мещан Старого Оскола. Установить происхождение выходцев из сел и деревень уезда сложнее. В афонском «Монахологии» часто просто указывался уезд и ничего более. Поэтому приведем лишь некоторые известные имена: иеромонах Пантелеимон (в миру − Петр Михайлович Жиляков, возможно, из села Истобное), иеромонах Григорий (Гавриил Михайлович Ботвинов, слобода Обуховка), схииеродиакон Афродисий (Афанасий Георгиевич Маклаков, с. Кунье, тогда еще Старооскольского уезда), схимонах Арсений (Афанасий Морозов, слобода Орлик), схимонах Димас (Димитрий Александрович Крылов, с. Скородное), схимонах Филарет (Филипп Козьмич Русанов, д. Озерки), схимонах Николай (Никифор Максимович Ананьевский, с. Долгая Поляна) и др.
Мы должны помнить монахов-афонитов, которые трудились на ниве Божией и молились за нас, грешных. Может быть, именно благодаря их молитвам, мы не потеряли свое русское православное бытие во всей земной круговерти, которая прокатилась через Старый Оскол войнами и революциями.
Александр Гончаров
Изображения из архива ИМЦ «Православное Осколье», с сайта pravoslavie.ru