Идолы вокруг нас

Христианин должен смотреть на мир через призму Евангелия. Но мы, верующие, порой несерьезно относимся к словам Иисуса Христа, будто считаем их недостижимыми. Вместо этого мы окружаем себя правилами, которые значительно легче исполнить, чем Заповеди Блаженств: мы блюдем устав, соблюдаем рацион поста и исповедуем церковную культуру – внешний вид, этикет общения и прочее. Даже молитву мы превратили в отбывание повинности, машинное «вычитывание» положенных текстов.

Я не говорю, что внешние проявления религиозности, духовный ритм жизни и церковные традиции неважны. Но Спаситель расставил приоритеты совершенно однозначно: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23:23).

Есть в Библии слова Бога, гневающегося на людей за то, что они соблюдают внешнюю сторону религиозной жизни, но при этом безнравственны и безжалостны по отношению к ближним. Первая глава Книги пророка Исаии. Когда читаешь этот текст, вначале поражает сила гнева Божия, но если вдуматься, то мы увидим глубокую скорбь и желание Отца исправить заблудших детей.

«К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь… Когда вы приходите являться пред лице Мое, – кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных; курение (каждение – прим. С. Е.) отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя; они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.

И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову»  (Ис. 1:11-17).

Итак, нужно делать добро, искать правды, спасать угнетенного, защищать сироту, вступаться за вдову. Чтобы искренне жить по этим словам Бога, нужно уничтожить, свергнуть самого страшного и главного идола в нашей жизни – наше собственное, сытое и довольное «Я», восседающее на троне алтаря нашего сердца и подчиняющее себе всю нашу систему ценностей, всю шкалу жизненных координат.

Комфорт и успех

Глубочайшее падение современной культуры в том, что она в основе своей есть индустрия обслуживания этого идола. Психология, этика, эстетика, развлекательный и познавательный контент – все учит нас тому, что нужно принимать себя такими, какие мы есть, простить и пожалеть себя, позволить себе быть спокойными и жить так, как хочется. Но христианство верит в то, что человек не такой, каким должен быть. Он искажен, обезображен грехом, и потому Бог становится человеком, чтобы эту поломку исправить, возвести нас в новое достоинство – граждан Небесного Царства и друзей Божиих.

А еще обязательно нужно быть успешными. Особенно если вы молоды и умны. Не просто профессиональными, полезными Богу и людям, нет! Именно успешными. Не знаете, что это такое? Индустрия услужливо расскажет вам, что вы должны есть и пить, во что одеваться, где отдыхать и чем обладать. И вот, сотни людей наперегонки бегут зарабатывать деньги на вещи, которые им не нужны и которые их не радуют, чтобы, заполучив их, произвести впечатление на людей, которым они безразличны. А следом еще тысячи людей завидуют этим, более «успешным», представляя их жизнь земным раем, и оказываются неспособными радоваться тому, что у них есть, что дает им Бог.

Идолы успеха, комфорта и прочая мелочь – все это служки одного отвратительного персонажа, которого Христос называет по имени и говорит, что служение этому идолу и Богу исключают друг друга. Помните? «Никакой слуга не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Лк. 16:13)

Ищите Бога

Дело не в том, что Бог не хочет нас видеть в таком состоянии. Просто мы перестаем хотеть видеть Бога, потому что Его место в нашем сердце занимает другой «господин» – жестокий и беспощадный, требующий поклонения и жертв.

Страшно, что в понятийный круг человека, который служит маммоне, может вполне входить и религия. Отправление религиозных потребностей. Он посещает храм, соответствующий своей конфессии, соблюдает предписания. Здесь тихо, спокойно, хорошо пахнет и вообще – отсюда уходишь таким умиротворенным… Все это – форма духовного самоуслаждения. Да, мы радуемся тишине храма, пению и благоуханию фимиама – и это хорошо, если мы понимаем, что это не главное. Страшно другое: такому  человеку Бог может быть и не нужен. Ему нужна релаксация и успокоение.

«Ты создал нас для Себя, Господи, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе», – говорит блаженный Августин. Если человек возводит свое «Я» в ранг божества, он открывает в себе черную дыру, которая не находит себе успокоения. Он ищет Бога, но не понимает, чего ищет. Помните слова Христа: «…истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь…  если и горе сей скажете: «поднимись и ввергнись в море», – будет…» (Мф.  21:21)? Когда мы читаем их, не стоит печалиться, что мы не можем двигать горами. Стоит попросить у Бога об одном чуде – чтобы Он помог сдвинуться горе, которая мешает нашему спасению – горе гордыни, возвышающейся в сердце.

Протодиакон Сергий Епифанцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 + 5 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ