«…И нашла многоценный жемчуг – Христа»

главнаяПрестольные праздники любит православный народ. Престольный праздник ассоциируется у людей с домом, домашним теплом и уютом, с чистой сердечной святостью.
24 июля прихожане и духовенство храма святой равноапостольной княгини Ольги и мученицы княжны Анастасии торжественно отметили день памяти великой княгини Российской Ольги.
После молебна и малого водосвятия началась Божественная литургия, которую совершил с духовенством прихода настоятель Александро-Невского кафедрального собора протоиерей Алексий Зорин. По завершении литургии состоялся крестный ход вокруг храма во имя святых Ольги и Анастасии.
Капли святой воды, которой священники окропляли участников крестного хода, напоминали летящие маленькие жемчужины. И невольно вспоминалась фраза, которую написал преподобный Нестор летописец: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг – Христа».
Свою проповедь протоиерей Алексий Зорин начал с истоков истории принятия христианства русским народом: «Равноапостольная княгиня, живя среди языческого мира, была воспитана родителями в доброй нравственности и целомудрии. И несмотря на то, что она происходила из княжеского рода, она не гнушалась и трудом: перевозила людей с берега на берег. Ольга известна и как женщина- воительница. Она за смерть мужа отомстила так, что все окружающие князья задумались, а стоит ли с ней воевать… Но не только этим она прославилась. Княгиня очень много делала людям добра. Она тяготилась язычеством, поняв, что давно его духовно переросла. Приехав в Царьград, она очень быстро поняла суть христианства и стала христианкой.
И этот выбор, который начался с княгини Ольги, а затем был подхвачен князем Владимиром и принят нашим народом, говорит о том, что наш народ особо близок к Богу, особо близок к Небу… Святая равноапостольная княгиня еще до просвещения всей Руси прошла по многим территориям, устраивая храмы, обустраивая грады – этим созидая Святую Русь. И хотя ее сын не смог стать христианином, но внук, разочаровавшись в язычестве, начал искать истинную веру. Потому что увидел у христиан нечто такое, чего нет у язычников».
Далее отец Алексий отметил, что Ольгу во крещении нарекли Еленой, но в истории ее мы знаем под языческим именем. Равноапостольная Ольга своей жизнью освятила свое первое имя. Русские люди часто имеют имена нехристианского происхождения, и если они своей верой, своей жизнью сумеют освятить их, то это будет лучшей памятью, лучшим празднованием в честь равноапостольной княгини Ольги.
Прихожанка Елена Геннадьевна Дидьковская рассказала, за что она испытывает чувство особой благодарности к святой княгине: «Она воспитала такого внука – князя Владимира, который крестил Русь… А это непросто. Чувствуется, что он всей душой любил свою бабушку и принял христианскую веру. И все наши бабушки, которые ходят в храм и молятся – они воспитают таких внуков, и у нас будет много-много мужчин в храмах…»
После завершения празднования всем именинницам на паперти и во дворе храма дарили цветы. Было видно, как женщины, девушки и девочки с удовольствием принимали сие подношение. Они были на богослужении, приняли участие в крестном ходе, причастились Тела и Крови Господа, и скромные цветы стали дополнительной, пусть и малой отрадой к светлому настроению в день памяти равноапостольной княгини Ольги.
Прихожанка Ольга Васильевна Башкатова поделилась с нами своими впечатлениями: «Этот праздник для человека, по мере приобретения каждого года жизни, становится, наверное, главнее дня рождения. И ты понимаешь, что есть твоя святая, в честь которой тебя назвали твои родители, и то, что она защищает тебя с первого часа жизни. Празднование приходится на летнюю пору. Неизменно этот день бывает теплым, спокойным. Он всегда радует душу. За все – слава Тебе, Господи!»
Равноапостольная Ольга является примером для наших православных русских женщин. Она представляется всем святым идеалом, к которому стоит непременно стремиться и постепенно, шаг за шагом воспитывать в себе великие христианские качества, имевшиеся в избытке у святой Ольги. «Хотелось бы приобрести такие ее христианские качества, как доброту, святость, светлое отношение к людям. Вот это прежде всего. Чтобы задвинуть свое я на задний план, а вперед выдвинуть доброту и отношение к людям, как у нее», — считает прихожанка Ольга Николаевна Подкопаева.
Православный народ чтит равноапостольную Ольгу и не задается вопросами, волнующими ученых мужей. Например, почему княгиня еще до святого Владимира не сумела крестить всю Русь? Ответ лежит на поверхности. По Промыслу Божию княгиня Ольга не стала пытаться вводить христианство. Сама Русь не созрела, как в духовном плане, так и в этнополитическом. Русь еще не была более или менее объединена. Существовали полузависимые или совсем независимые племенные союзы, лишь формально подчиняющиеся стольному граду Киеву. А каждый племенной союз имел свое капище, где стояли идолы божков, коим кланялись только здесь. Чужие божества не признавались и не принимались. В подобных условиях великая княгиня просто не могла провести Крещение Руси без страшного насилия. Русь времен Игоря, Ольги и Святослава еще не предуготовилась к принятию Господа нашего Иисуса Христа. Мышление отличалась местечковостью и углубленностью в проблемы рода и племени.
Первые христиане отлично понимали значение власти в Римской империи. И часто молились за кесарей, их преследовавших. Единая власть, держащая в твердых руках Ойкумену, сама способствовала распространению христианства, утверждая имперский порядок от Иберии до реки Евфрат. На Руси сего не имелось. И лишь при князе Владимире условия возникли. Вспомним, что именно он пытался скрепить всеобщим языческим пантеоном духовные скрепы Руси, что, конечно, не удалось совершить, ибо язычество не объединяет, а разъединяет народы. В своей попытке святой Владимир повторил опыт той же Римской империи, свозившей в центр статуи богов побежденных держав. А мученическая смерть варягов-христиан Феодора и Иоанна напомнила великому князю уроки его бабушки – равноапостольной Ольги Мудрой. Святая княгиня Ольга проторила путь к Богу Правды и равноапостольному Владимиру, и всей Руси.
Крещение Руси в конце X века отнюдь не было кровавым и сугубо принудительным. Современные неоязычники, кстати, отстоящие от настоящего древнерусского язычества очень и очень далеко, не могут найти никаких свидетельств о грубом и примитивном насилии князя Владимира над народом. Поэтому они используют только сказки и басни, сочиненные не ранее XIX столетия и тиражируемые в книгах-фальсификатах. Даже не замечая, что унижают русский народ, всегда ради поруганной веры встававший против захватчиков и насильников. Народ при князе Владимире неоязычники представляют как стадо баранов: то глупо следующее за вожаком к чужой вере, то гибнущее под ножом мясника. Летописные данные неоязычники привлекают, серьезно искажая их смысл.
Русь – это мир, противостоящий натиску Великой Степи. Практически каждый взрослый крестьянин (христианин!) владел боевым оружием, дабы защитить свою семью от случайно наехавшей группы грабителей-кочевников. Князей выгоняли (и даже убивали) в Киеве, Смоленске, Рязани, Новгороде Великом и гораздо позже времени равноапостольного Владимира. И дружины у тех князей были больше, гораздо больше, чем у святого князя. Об этом красноречиво говорят летописи.
Русские приняли Крещение не покорной толпой, а сознательным и уверенным в своей правоте народом. Христианство на Руси ожидали и приняли как надежду, воплотившуюся на радость всем. И Русь-Россия пережила столетия войн и смут, опираясь на Православие и помощь Пресвятой Троицы. Историк С.М. Соловьев подсчитал, что с 1055 по 1462 год Русь-Россия выдержала 245 вражеских походов и нашествий. В 1240-1462 гг. войн определяется почти двести. Ежегодно воевала и защищала свою территорию наша держава! А еще с 1365 по 1893 год из 525 лет Россия сражалась 305 лет.
Православие, принесенное как дар на Русь равноапостольными княгиней Ольгой и князем Владимиром, придало жизнестойкости нашей государственности по воле Господа нашего Иисуса Христа.
По молитвам равноапостольной великой княгини Ольги и всех христианских православных святых перед Престолом Божиим и живет Россия ныне. И за это мы славим во храмах святую равноапостольную Ольгу. Праматерью Российской державы можно смело назвать ее.
Александр Веневцев

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

21 − 12 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ