«…И мертвые во Христе воскреснут…»

Сирота на могиле матери. Художник Урош Предич, 1888

Когда мы сталкиваемся со смертью, нас неизбежно посещают «вечные» вопросы: «За что такое наказание? Почему это случилось именно сейчас? Почему именно у меня Господь забрал близкого человека?» Умом мы понимаем, что это происходит не только у нас, не только с нами и не только сегодня.  Но наше сердце требует иного утешения…

Вечные вопросы…

Такой диалог с самим собой, такое вопрошание, обращенное к Богу, вполне естественны. Больше того, такой диалог должен происходить. Мы в течение всей жизни задаем самим себе те или иные вопросы и ищем на них ответы. Это в конечном итоге и определяет жизнь как духовное бытие, не как простое физиологическое существование.

Почему одни доживают до старости, а другие умирают во младенчестве? Почему хорошие, как нам кажется, люди живут мало и скоропостижно умирают, а те, кто, по нашему мнению, не делают ничего особенно доброго и полезного, спокойно доживают до старости? Эти вопросы не дают покоя людям на протяжении всей человеческой истории.

Подвижник IV века преподобный Антоний Великий так же в свое время размышлял над этими вопросами и получил ответ от Бога: «…внимай себе и не подвергай исследованию судьбы Божии, потому что это душевредно». Есть такие вопросы, на которые мы никогда не получим ответа в том виде, в котором мы хотели бы. И для меня, как для священника, эти вопросы встают в полный рост, когда приходится совершать отпевание младенцев, детей и подростков. Все такие случаи, а их, слава Богу, все же было не так много, я помню, и помню имя каждого младенца, которого мне приходилось отпевать.

Однажды после отпевания ко мне подошли родители девочки, которая умерла, не дожив до пяти лет по причине тяжелой болезни. «Зачем вообще нам все это? Зачем нам был дан этот ребенок?» Я не ищу универсальных ответов на «вечные» вопросы, и тогда ответа я не дал. Да, пожалуй, и не мог дать. Я спросил у них, что кроме болезни было в их жизни, когда появился ребенок. Ответ был очевиден: несмотря на все трудности, у них была любовь друг к другу, была любовь к ребенку, и от ребенка они, как и все родители, получали любовь в ответ. Да, к сожалению, всего четыре года. Но этот опыт в их жизни был.

И этот опыт соприкосновения с «другим» в любви, конечно же, не сравним ни с чем, и смерть не может его обесценить. Это важно понимать. Мы все друг у друга только на время. Кто-то на большее, кто-то на меньшее. И нужно ценить то время, которое отпущено нам для общения между собой.

Если смерть коснулась нас своим крылом, то это повод подумать над тем, как мы живем. Правильно ли мы себя ведем по отношению к своим близким?  Или есть нечто, что нужно переосмыслить и изменить? Каждый раз, совершая отпевание, я говорю людям на первый взгляд обычные слова, о том, что нужно любить друг друга, ценить друг друга, беречь. Когда мы стоим у гроба усопшего, нам представляется шанс осмыслить отношения с теми, кто еще жив. Какие отношения у нас с нашими домашними, ценим ли мы то, что имеем?  Или же начинаем ценить, только когда теряем?

…И вечный покой

Раз уж мы коснулись темы отпевания, необходимо пояснить, для чего оно необходимо и как происходит. По традиции погребение православного христианина совершается на третий день. Гроб с телом усопшего приносят в храм для того, чтобы совершить чин отпевания. Усопший лежит в гробу, покрытый белым саваном. Священник, совершающий отпевание, облачен в белые одежды. Это символ того, что смерть не является концом. Смерть – это рождение в новую вечную жизнь.

Похороны. Художник В. И. Иванов, 1971 год

Примечательно, что и Таинство Крещения, и чин отпевания совершаются в светлых одеждах. Провожая нашего усопшего в мир иной, мы сами себе напоминаем этими светлыми одеяниями, что разлука наша временна, и мы обязательно встретимся с усопшим. Именно поэтому мы и приносим человека в храм Божий в последний раз. Когда человек рождается, мы приносим его в храм, чтобы совершить Таинство святого Крещения.  Когда человек завершает свой земной путь, мы приносим его в храм, чтобы поставить перед лицом Божиим, чтобы перед всей Церковью исповедать; мы надеемся на то, что его жизнь, которая началась в храме Божием в Таинстве Крещения и которая прожита по-христиански, продолжится в вечности.

На отпевании читаются отрывки из Священного Писания. Сначала читается отрывок из Первого послания к Фессалоникийцам апостола Павла: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.  Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем». (1 Фес. 4:13–17).

Затем священник читает отрывок из Евангелия от Иоанна: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца». (Ин. 5:24–30).

 В этих священных текстах верующий человек может почерпнуть для себя утешение и надежду, и действительно, по слову апостола Павла, мы не умрем и все обязательно встретимся.  Христос умер и воскрес, и Он всем нам показывает, что ждет тех, кто верит в Него. Отпевание – это наша смиренная молитва об усопших. Мы просим Бога о том, чтобы он явил свою милость и восполнил после кончины то, чего недоставало при земной жизни у человека на пути к Нему.

Многие люди живут и не задумываются над тем, какими будут их вечная жизнь и посмертная участь. Кто-то откладывает вхождение в Церковь до пенсионного возраста, хотя все мы понимаем, в принципе, мы не вечны. Когда умрем – мы не знаем, нам кажется, что мы доживем до старости, а как будет на самом деле – никому не известно.

Протоиерей Максим Горожанкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

90 − 83 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ