И Христос плакал
Новость о смерти близкого человека может повергнуть нас в уныние и отчаяние. Эти слова могут показаться банальными, и я не буду первым, кто это сказал. Но эта фраза как нельзя лучше передает ту атмосферу, в которой оказывается человек, когда сталкивается со смертью.
Смерть никогда не приходит вовремя и всегда застает нас врасплох. К смерти близкого, любимого человека никогда нельзя привыкнуть и подготовиться. Даже если мы знаем, что человек скоро умрет, и нам кажется, что морально мы готовы к этому факту, узнав о потере, мы оказываемся придавленными обрушившимся на нас горем и скорбью. Мы не понимаем, как себя вести в этой ситуации, не знаем: тихо горевать или плакать. Может даже показаться, что все, что делается в этот момент, делается как-то не так, неправильно.
Охваченные горем, мы находимся в состоянии стресса и надеемся на то, что кто-то даст совет, как правильно вести себя в этой ситуации. И мы ищем готовых рецептов, но не всегда их находим или находим не те, которые действительно способны нам помочь. Так, некоторые люди боятся даже плакать! Я лично не раз сталкивался с мнением, что плакать на самих похоронах нельзя. Это утверждение ошибочно. Люди, которые смотрят со стороны на горе другого человека, не всегда понимают, насколько ему важно выплакаться.
Когда слов нет, важно дать себе возможность поплакать над тем человеком, по которому плачет наше сердце, по которому тоскует и скорбит наша душа. Боль утраты не утихнет, если мы не дадим волю своим чувствам.
Если мы откроем Евангелие, то увидим, что Христос совершенно по-разному вел себя, когда сталкивался со смертью. Вот Господь встречает женщину у входа в город Наин. Она хоронит своего единственного сына. Господь воскрешает его и возвращает к жизни сразу двоих – самого усопшего и его рыдающую мать. Святитель Иоанн Златоуст, размышляя над этим отрывком, говорит, что Христос не мог не воскресить сына наинской вдовы. На входе в город встретились не просто Иисус из Назарета и некая безутешная вдова – встретились Жизнь и Смерть. И Жизнь победила. Христос пришел в этот мир как Победитель Смерти и как Утешитель для всех нуждающихся в утешении.
Также в Евангелии мы можем прочесть, как Христос хоронит своего друга Лазаря. Точнее, Он даже не хоронит его – Он опоздал на похороны, и рыдающие сестры почившего просто рассказывают Господу о том, как Лазарь умер и был захоронен. Христос, выслушав Марфу и Марию, поступает совершенно парадоксально и очень странно для тех людей, которые его окружали. Он идет ко гробу и просит, чтобы отвалили камень от входа. Гробница отворяется, и Христос воскрешает умершего, который во гробе пробыл уже четыре дня.
Евангелие достаточно ярко рисует эти события. При этом в тексте упоминается одна важная деталь: Христос, узнав о том, что Лазарь умер, плачет. Плакать на похоронах естественно. Если плачет сам Господь, знающий, что через короткое время Он же Лазаря и воскресит, то тем более для нас, обычных людей, выплакаться бывает совершенно естественно и необходимо.
Плакать на похоронах близких и родных людей нормально. Этого не нужно стесняться, стыдиться или бояться. Когда человек плачет, ему становится легче.
Святитель Афанасий (Сахаров) пишет так о слезах на погребении: «Святая Церковь не останавливает наших слез об усопших. Наоборот, в известных случаях Она побуждает к ним, ибо это естественный выход для скорби, облегчение для сердца. В уста умирающего Она влагает просьбу: “По плоти сродници мои, и иже по духу братие, и обычнии знаемии, ПЛАЧИТЕ, воздохните, сетуйте: се бо от вас ныне разлучаюся”. Ту же просьбу повторяет Она и при последнем целовании от лица усопшего: “Зряща мя безгласна и бездыханна предлежаща, восплачите о мне, братии и друзи, сродници и знаемии”. И от себя Она призывает окружающих гроб: “Облиемся вси слезами, егда видим мощи лежащия, и приближившеся ecи целовати, равне же и сие привещавати: се оставил еси любящия тя, не глаголеши с нами прочее, о друже”».
Конечно, первые часы после смерти родного человека неизбежно бывают сопряжены с хлопотами о предстоящих похоронах. Наряду с этим мы должны понимать, что внимание должно быть приковано не только к внешней стороне погребения. Нужно прислушаться к своему внутреннему состоянию, поразмышлять над тем, как самим пережить боль утраты и при этом помочь тому, кто умер.
В тот день, когда от нас уходит родной и любимый человек, как бы ни было плохо нам самим, мы должны отдавать себе отчет, что гораздо хуже в определенном смысле тут другому человеку – тому, кого мы хороним. Почему я на этом акцентирую свое внимание? В словах «на кого ты нас оставил?» и «как же мы без тебя теперь?» есть своя правда и своя боль. Тут не должно быть эгоизма в том смысле, что умер человек, а мы как-то больше о своем переживаем, о себе. Мы-то еще живы, а он уже нет. И это, собственно говоря, то главное, что нам еще предстоит осмыслить и принять. Поэтому, переживая боль утраты, особенно в первые часы, не нужно затушевывать ее только лишь заботой о похоронах и тем более поминках. Важно помнить, что человек умеший особенно нуждается в наших молитвах. Все остальное больше нужно нам, нежели ему.
Усопшему по большому счету не нужно уже ничего материального: он перешел уже в иное состояние, где «нет печали, болезни и воздыхания». Во всяком случае, мы надеемся, что будет именно так и наши усопшие унаследуют удел праведников. Но жизнь у людей очень разная, и отношения с Богом тоже выстраиваются по-разному. Бывает так, что почивший еще при жизни или не дошел до храма, или у него не хватило времени выяснить свои отношения с Богом, расставить все точки над «i». И тут может помочь молитва об упокоении, прочитанная нами в самые первые часы после смерти дорогого нам человека. Когда мы молимся Богу, просим у него о милости к душе другого, Господь способен ответить на эту просьбу и подать необходимое как усопшему, так и тем, кто остался здесь, на земле, смиренно прося о самом важном, о чем только можно просить Бога.
Мы не часто задумываемся над тем, что просим для наших усопших, перечитывая молитвы. А просим ведь самого великого и самого главного для каждого верующего человека – Царства Небесного. Эти слова для некоторых уже давно превратились в пустое присловье, и они не особенно думают над тем, каково это Царство, что оно из себя представляет. Порой люди представляют себе, что Царство Небесное – некое место, где человеку будет хорошо. Потому что в аду однозначно будет плохо, и, естественно, туда попадать никто не хочет. И за этим примитивным представлением мы упускаем самое главное: в Раю каждый человек в первую очередь будет с Богом. В аду же мы останемся без Него. Это и есть главное отличие Рая от ада.
Вся христианская жизнь человека, все его бытие, которое Бог дает каждому, есть ответ на самый главный вопрос: «Пришел ли я к единству с Богом, со своими близкими и родными или нет?»
Продолжение следует.
Протоиерей Максим Горожанкин