Художник – это прежде всего его творения

01_gl_hgfrfgg6756uiujСвою работу он называет каторжной, но уже 30 лет посвящает ей 12-14 часов в сутки. О таких людях обычно говорят: он «женат» на своей профессии. Но что поделать: староосколец Юрий Мазикин – творческая натура, и, как сам говорит о себе – художник. И этим все сказано. А художник неподвластен себе, он в плену своего таланта, данного Божественным провидением.
Много лет назад Юрий Мазикин из всех природных материалов отдал предпочтение дереву и стал универсальным мастером резьбы. Хотя он прекрасно владеет и другими изобразительными техниками: ваянием, живописью и графикой. Профессиональное образование он получил в Харьковском Государственном художественном училище. Сейчас трудится в старооскольском центре декоративно-прикладного творчества. Деревянные изделия Юрия Мазикина встретишь не только на выставках, но и в домах и храмах. С одинаковой увлеченностью и вдохновением он изготовит резную кровать, стол и арку для квартиры или вырежет иконостас, архиерейское седалище (кресло для епископа в алтаре), аналой или икону. Именно по этим эксклюзивным работам можно судить о мастере. Ведь, как говорит Юрий, художник – это прежде всего его творения.
Конечно, к созданию церковной утвари и святых образов у него особое отношение. Еще когда учился в художественном училище, интересовался архитектурой православных храмов, иконописью. Посещал музей Андрея Рублева, внимательно приглядывался к деревянным орнаментам, пробовал их воспроизвести. Заходил в старинные храмы, ездил в древние монастыри, не раз бывал в Свято-Троицкой Лавре. Что-то непостижимое хранили эти потертые временем камни, иконы древнерусских мастеров словно скрывали какую-то загадку, которую ему хочется разгадать до сих пор.
– Вот Троица Рублева, там все есть – и прошлое, и настоящее, и будущее, – делится своими размышлениями Юрий Мазикин. – Взять какую-нибудь деталь, к примеру, как рука изображена. В нашем понимании сразу возникает реалистический образ, а там что-то такое, что выше всего. Мы смотрим на образ и понимаем – это рука, но она совершенно другая, по-другому написана. Мне особенно нравятся иконы 14-15 веков. Такие интересные вещи просматриваются… Они – современные. Не только образ на иконе, а даже окружающая среда, какие-то пластические вещи. Та среда, в которой мы живем, – дома, архитектура – еще формируется. Но что удивительно, эта пластика в русской иконе уже тогда присутствовала. Многие художники мирового уровня приезжают в Россию, видят русскую икону и откровенно понимают: то, к чему они стремились, давно уже сделано.
Мы, современные художники – как инструмент. Нам говорят, сделайте вот это, мы сделали, и все – наше время ушло. И пришло время других. А художник тогда состоялся, когда не он контролирует процесс, а им руководит что-то.

– Может быть, Божия благодать?

– Наверное.

– А вы испытывали такое состояние?

– Возможно. Бывало, делаешь, но не идет работа, не понимаешь, как лучше все сделать. А потом раз – что-то срабатывает, и сразу все организовывается. Что это?

– Тайна творческого процесса непостижима, но, возможно, существует первооснова, без которой творить не получается?

– Главное в человеке – понятие совести. Помните, в фильме Тарковского «Андрей Рублев» герой спрашивает: «простит ли его Бог?» На что слышит ответ: «Бог-то простит, только ты себе не прощай». Нужно делать все добротно. Если храм, то построить его качественно, чтобы жертвенник, престол – все из натуральных материалов. И иконы чтобы были писаные, а не фотокопии.
В 90-х годах прошлого века стали восстанавливаться православные храмы, и у Юрия Мазикина появились заказы на изготовление кивотов, аналоев, жертвенников. Сначала сделал одну работу, потом другую. На сегодняшний день уже немало его изделий находится в губкинских и старооскольских храмах. Для Спасо-Преображенского собора выполнил входные двери и архиерейское кресло, для храма-часовни Рождества Христова на кладбище – иконостас. В Успенский храм с. Успенка смастерил жертвенник и кресло для архиерея в алтарь. В Покровский храм с. Федосеевка изготовил жертвенник, а для Дмитриевского храма села Дмитриевка – облачение на престол и аналой.
В 2009 году Юрий Мазикин вырезал иконостас из дуба для храма Рождества Иоанна Предтечи (м-н Горняшка). Храм строился стремительно, поэтому работать нужно было напряженно. Три месяца он буквально не выходил из мастерской. Попечители храма – супруги Гусаровы – иконостасом довольны: все основательно, красиво, прочно, на века.
Кроме церковной утвари, в коллекции мастера присутствуют и резные иконы. Он использует самые разные виды древесины.
– Икону можно вырезать из любой породы: дуб, липа, береза – в зависимости от работы, от желания заказчика, – объясняет мастер. – Для миниатюры один материал подходит, для монументальных работ – другой. Можно применять разное покрытие. К примеру, для образа святителя Николая я взял кедр и покрыл икону лаком с тонировкой. Святую Троицу выполнил из березы, тут естественное покрытие. Мне больше нравится плотная древесина, например, дуб. Режется трудно, сложно, но материал очень красивый. Если липа работает за счет эффекта покрытия, то дуб можно не покрывать. Раньше мебель делали и просто воском покрывали. Этого было вполне достаточно, дуб прекрасно смотрелся. Или береза – прекрасный материал. Раньше много мебели делали из березы. Сейчас, к сожалению, это бросовый материал.

– Ранее иконы вручную вырезали. Технический прогресс привел к тому, что мастера все больше используют станки. Умаляется ли в таком случае достоинство иконы как произведения церковного искусства?

– Были мастера, которые работали одни. И были мастерские, где трудились сообща. Кто-то исполнял только черновую работу. Но заканчивал изделие мастер, доводил его до совершенства. А сейчас вместо артели – станки. Часто смысла нет тратить время на подготовительную работу. Но массовым искусством это нельзя назвать. Только благодаря энтузиастам появились современные мастерские. Литературы нет, информации мало. Сто лет назад захотелось заниматься каким-то ремеслом – выбирай мастерскую и обучайся там. За время советской власти получился пробел. По храмам смотришь, где что-то осталось. По крупицам все собираешь. Реставрировал я как-то царские врата в Казанском храме села Ключи (Горшеченский район), где от них осталось 30 процентов. Стал искать нечто похожее и по цветочкам собрал. Когда поставили на место, практически невозможно отличить, где старое, а где новодел. Все соблюдено.

– Иконописцы, как правило, стараются вести аскетический образ жизни: постятся, молятся. А где вы находите духовные силы?

– Сложно сказать, терпение должно быть во всем, от удовольствий приходится отказываться. Если есть возможность, то утром помолишься. А когда работаешь, мысли в храме. Если чувствуешь себя профессиональным художником, ты должен все профессионально делать. Чтобы было добротно и качественно. А не создавать ауру вокруг себя.

– Говорят, что подобное ремесло приносит большой доход…

– Доход приносит колбасный цех, кондитерский, а какой доход может принести творчество? Я работаю, и давно из головы выкинул: нужен этот труд кому-то или нет. Меня это совершенно не интересует. Сегодня никому не надо, а завтра или, может, через полгода приходит человек, которому это тоже нужно. И он этим живет.
Когда живем вокруг себя, нужно замечать людей, чувствовать единомышленников: нужно сообща добро делать. Художник по-своему делает, священник – по-своему, прихожане – по-своему.
Благодаря активному строительству храмов в последние годы стали возрождаться забытые церковные ремесла, среди них и резьба по дереву. Для изготовления резных иконостасов, кивотов и другой деревянной церковной утвари потребовались профессионалы. И Господь таких людей даровал. Полностью церковным человеком Юрий себя назвать не может, но именно ремесло привело его в храм, к осознанию Божественного промышления о мире. А у Бога нет ненужных людей, талантов и молитв. Как наставляет апостол Петр, «служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет.: 4-10).

Светлана Воронцова



Творчество, ведущее к Богу

г.Старый Оскол
2015



Смотрите также:

   Трехвековая история обретения старооскольского списка Казанской иконы Божией Матери


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 1