Историческая справка
Впервые упоминание о селе Городище встречается в документе 1693 г. «Поступная запись старооскольца Е.И. Дягилева об отдаче своего поместья в с. Городище за долги старооскольцу М.И. Севрюкову». Название Городище село получило от деревянной крепости – городища, сторожи, которая существовала для охраны южных окраин русского государства. Такие городища-сторожи устраивались в верховьях рек Потудани и Котла (до наших дней они дошли в виде небольших курганов). Населенный пункт на левом берегу реки Котел основан крестьянами-однодворцами, переселившимися из центральных уездов государства российского. Располагалось поселение у «россоши», то есть у слияния двух рукавов реки Котел, где еще с начала XVII века оскольские жители разных населенных пунктов владели участками для сенных покосов «…от Сухой плоты до городища…». Однако этот термин местные жители употребляли в отношении ориентира – большого дуба, на котором располагалось орлиное гнездо «орлово городище». В историко-археологическом сборнике «Воронежская старина» указывается, что уже в XVIII веке, в 1763 г. в селе было две церкви: «старая» — Космо-Дамиановская и «вновь заложенная» — Спасская. В 1780 году вновь освятили Космо-Дамиановскую деревянную церковь, поставленную на новом месте вместо «старой, обветшавшей». Спустя пять лет в 1803 году перекрыли крышу на трапезной части храма, над куполом же была «сделана малая кровельная поправка». В 1813 году исправлены «церковные ветхости». Известно, что при Космо-Дамиановской церкви в 1773 году было два священника: Василий Иоакимов и Матвей Васильев. С 1778 года упоминается священник Стефан Алексеевич Михайловский (†1809 г.). С 1796 года — священник Николай Стефанович Михайловский (†1816 г.), заменивший своего престарелого отца. Впоследствии на его место определен сын Феодор Николаевич Михайловский (†1850 г.). В 1763 году вместо сгоревшей «от громового запаления» в 1762 году была заложена новая Спасская деревянная церковь. К 1818 году она настолько обветшала, что епархиальное начальство нашло нужным ее «запечатать». В следующем 1819 году позволено было начать починку ветхой церкви. В это время, вероятно, у прихожан и появилась мысль построить вместо двух деревянных одну каменную в честь Нерукотворного образа Спасителя с приделом во имя свв. безсребреников Космы и Дамиана, так как об окончании упомянутой починки ветхого храма никаких сведений в консисторском архиве не имеется. Но, известно, что в 1822 году разрешение на строительство каменной церкви было получено. История сохранила имена ряда священников, служивших при Спасской деревянной церкви. В 1787 году в документах упоминается священник Иосиф Никифоров, с 1796 года священник Феодор Иосифов, сын Иосифа Никифорова (†1817 г.). В 1818 году последнему преемствовал его сын Николай Федорович Иосифов. С 1833 года упоминается священник Иоанн Васильевский. После смерти отца Иоанна священническое место было закреплено за его семьей. Требы и богослужения исполнял «вхожий» священник Иоанн Герасимов, который за неисполнение некоторых условий перед семьей покойного священника Иоанна Васильевского был удален с занимаемого им места в 1837 году. Новая каменная церковь, возведенная «обширнейшим и благолепнейшим зданием», была освящена в 1837 году. Храм имел крестообразную форму. Алтарь от храма отделялся трехъярусным иконостасом. Стены в церкви были украшены живописью. Поначалу колокольня построена в два яруса. В 1838 году были достроены еще два яруса. В результате получилась высокая четырехъярусная колокольня. Ветхие деревянные церкви разобрали, материал от них был использован: от Спасской – на сооружение иконостаса, от Космо-Дамиановской – на построение ограды вокруг нового храма. Причты обеих церквей были соединены, причем одно диаконское место было закрыто. Придел во имя свв. безсребреников Космы и Дамиана был отделан в 1851 году. В 1893 году был обновлен главный иконостас и подняты солея и престол. Открытая в 1893 году церковно-приходская школа размещалась в сторожке. В селе имелась и земская школа. Земли в ведение церкви было отведено 66 десятин. Причт пользовался процентами от вклада госпожи Черемисовой в 200 рублей. В документах упоминается о том, что при храме с 1840 года настоятельствовал священник Петр Иванович Васильевский (участвовавший в соединении храмов вместе с упомянутым выше отцом Феодором Михайловским в 1837 году). В 1849 году определен священником студент семинарии Алексей Львович Куфаев. С 1856 года упоминается священник Михаил Лихницкий. С 1858 года – священник Ксенофонт Куфаев. В начале ХХ века причт состоял из двух священников – Михаила Петровича Скрябина (с 1863 г.) и Георгия Андреевича Потапова (с 1887 г.), диакона и двух псаломщиков.
Богоборческий период
В богоборческий период начала ХХ века Спасская церковь пережила все ужасы первых пятилеток советской власти: изъятие церковных ценностей, закрытие храма, снятие колоколов. 4 июня 1937 года сотрудниками Шаталовского РО НКВД был арестован священник Георгий Коршиков, служивший в селе с 1932 года. 8 июня ему было уже объявлено об окончании следствия. По отработанной схеме были собраны и подшиты к спешно заведенному делу нужные для подтверждения вины свидетельские показания. Обвиняли отца Георгия по ст. 58 УК. В справке на «подлежащего аресту гражданина Коршикова» указывалось, что он, «личность антисоветски настроенная», «используя чувства верующих, при исполнении религиозных треб ведет антисоветскую агитацию». Эту стандартную формулировку вымышленной вины можно прочесть во многих делах священнослужителей, осужденных в период репрессий. Специальная коллегия воронежского областного суда приговорила его к лишению свободы в исправительно-трудовых лагерях НКВД сроком на восемь лет, вдобавок взыскав с осужденного еще и «судебные по делу издержки в сумме 252 рублей». Отец Георгий пытался дважды обжаловать приговор в 1937 и 1940 гг., но воронежская прокуратура подтвердила справедливость приговора. Восемь лет оказались слишком большим сроком для батюшки. Ему хватило и пяти. Отец Георгий умер в отдельном лагерном пункте № 14 Каргопольлага 23 марта 1942 года, оставшись «в долгу» у государства еще на три года лагерей и 252 рубля. 5 января 1994 года Белгородская прокуратура списала ему этот «долг», признав священника Георгия Коршикова жертвой политических репрессий и полностью реабилитировав. В 1939 году новая советская власть приняла решение разрушить здание храма. Уполномоченные из Воронежа, описав все церковное имущество, собрали особо ценное. Старожилы вспоминали, что по заданию местных властей шахтеры-подрывники сделали подкоп под основанием здания, заложили туда деревянные опоры. В тот момент, когда опоры прогорели, храм рухнул. Местные жители принялись разбирать кирпич, который пошел на строительство школы. Школу достроить не успели, началась Великая Отечественная война.
Возрождение церковной жизни
С 1997 года в селе началось возрождение церковной жизни: в помещении бывшего магазина была обустроена молитвенная комната, в центре села в этом же году архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном (Поповым) был освящен закладной камень на месте будущего храма в честь святых безсребреников Космы и Дамиана. Камень этот – фрагмент разрушенной прежде святыни. Его сохранил местный житель Иван Егорович Болвинов. В сентябре 1998 года архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн назначил иерея Василия Демченко настоятелем Космо-Дамиановского храма. Будучи еще студентом Запорожского медицинского института (по своему первому призванию отец Василий — хирург), он часто молился врачам Косме и Дамиану. И вот теперь он служил в храме во имя святых безсребреников в качестве священника. Из воспоминаний иерея Василия Демченко: — Всю дорогу к селу я пытался найти среди сельских домов купола и крест. Но их нигде не было видно. Не было их и на том одноэтажном зданьице, что отдали под церковь. Обшарпанные стены, в окнах и дверях дыры. Зимой снег на полу не таял. Прихожане переобувались в валенки, которые горкой лежали в углу. В течение следующих лет отец Василий отремонтировал помещение, где расположился маленький храм, утеплил, возвел над зданием купол с крестом. Но батюшка всегда верил, что в селе будет построен настоящий большой храм. Проект нового здания храма был разработан еще в 1997 году, однако к строительству приступили только 21 апреля 2006 года. Храм на свои средства возводила старооскольская строительная компания «Зодиак» (генеральный директор Павел Евгеньевич Шишкин). В короткий срок – всего за шесть месяцев — в центре села вырос целый комплекс: храм, воскресная школа, дом причта, надкладезная сень. Размеры храма (длина – 34 метра, ширина – 15,5 метров) позволяют вместить до 500 человек. Особую красоту и изящность здание приобрело за счет фигурной кладки и арочных сводов. 19 сентября 2006 года благочинный II Старооскольского округа протоиерей Алексий Бабанин в сослужении духовенства благочиния освятил десять колоколов. Строящийся храм получил полный набор для малинового звона. Самый большой колокол весит 1200 кг, остальные колокола – от 850 до 4 кг. Колокола были отлиты в цехах экскаваторного завода в Воронеже трудами индивидуального предпринимателя Александра Ивановича Балясникова.
К концу сентября 2006 года храм был построен, завершались внутренние и внешние отделочные работы. Купола доставили из Волгодонска. Наконец наступил долгожданный праздничный день. Освящение храма состоялось 12 ноября 2006 года – в канун праздника свв. безсребреников Космы и Дамиана. Освятил храм архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн в сослужении духовенства Старого Оскола и района. Во время освящения и Божественной литургии слезы радости катились по щекам отца Василия Демченко: – Девять лет мы ждали этого дня. Девять лет люди со всех сел ходили к нам, со слезами молились, находили покой и утешение, и молитвенный дух их все усиливался. С проектом храма пришлось ездить в Москву, а подписывать его (проект) в счетной палате. Нужны были материальные средства. Все чиновники только говорили: строительство храма – хорошее дело… Господь управил так, что эта святыня и золотые кресты воссияли, и я думаю, что так должно быть. Поклон всем вам, потому что церковь – это общее дело. По окончании чина освящения в храме была совершена Божественная литургия, после которой состоялся акт передачи храма епархии.
Владыка Иоанн в соответствии с Указом Святейшего Патриарха Алексия II за усердные труды на благо Церкви наградил иерея Василия Демченко наперсным крестом. Национальный комитет общественных наград вручил настоятелю нового храма орден Александра Невского. На празднике присутствовали губернатор области Евгений Степанович Савченко, президент всероссийского фонда «Возрождение православных святынь» Сергей Владимирович Шалимов, глава Старооскольского самоуправления Николай Петрович Шевченко. 30 августа 2011 года священник Василий Иванович Демченко почислен за штат Белгородской и Старооскольской епархии. До января 2020 года настоятелем Космо-Дамиановского храма был иерей Игорь Бойко.
Указом митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна от 1 января 2020 года новым настоятелем храма назначен протоиерей Евгений Колесников.