Хлеб духовный сердце человека укрепит

Если с настоятелями храмов и другими клириками миряне постоянно встречаются на приходе, то вот о благочинных они знают совсем немного. А между тем благочинные играют важную роль в иерархии Русской Православной Церкви.

Благочинный − это особая должность, которую традиционно занимает священнослужитель в сане протоиерея. Ему вверено попечение о порядке в церковном округе той или иной епархии. Известно, что священник несет огромную ответственность перед Богом, народом и священноначалием за дела на своем приходе. Благочинный же отвечает за все приходы определенного округа сразу.

Поэтому мы и решили рассказать боголюбивому читателю о наших старооскольских благочинных.

Каждый человек в своей жизни сдает немало экзаменов. И не только в школе и в высших учебных заведениях. Экзамены приходится иногда сдавать и тогда, когда совсем этого не ожидаешь. Одним из таких экзаменов для будущего благочинного I Старооскольского округа митрофорного протоиерея Алексия Бабанина стал вопрос: «Ты веришь в Бога?»

Задавал этот вопрос замполит воинской части, рядом с ним были парторг, начальник армейского клуба и еще кто-то из начальства. Ответить надо было быстро и четко. В голове молодого парня пронеслось: «Конечно, выгоднее всего сейчас сказать «нет», тогда и авторитет, заработанный полутора годами воинской службы, не потеряешь, и «морали» нескончаемые читать не будут… Но если ты скажешь «нет», то тогда ты будешь предателем веры православной и своих родителей». И он решительно и твердо отчеканил: «Да!»

Это было в самом начале 1981 года, когда многие считали, что в СССР окончательно победил развитой социализм, советская наука достигла больших результатов, советские космонавты осваивали просторы космоса…

Тех, кто тогда верил в Бога, всячески притесняли, высмеивали, считали «дикарями космической эпохи», придумывали прозвища еще и похлеще, относились к верующим с нескрываемым пренебрежением.

Конечно, 20-летний Бабанин все это прекрасно знал, но от веры своей даже на словах не отрекся. После этого стал ждать последствий. Он был дежурным по штабу, начальником караула. Его ценили офицеры, к нему очень хорошо относились сверстники. Все знали его как человека исполнительного, трудолюбивого, обладающего спокойным и мирным характером.

В марте 1981 года на очередном построении всего батальона вдруг вызывают:

– Ефрейтор Бабанин, выйти из строя!

Несколько недель после того «экзамена» уже прошло. Вот сейчас и перед всем батальоном объявят: «У нас есть такие, которые в Бога верят, Богу молятся…» – подумалось Алексию. Но прозвучало совсем другое:

– Согласно приказу №… ефрейтор Бабанин назначается замкомвзвода!

Многие в воинской части считали, что у Бабанина очень хорошее знакомство в верхах. В общем-то, не ошибались. У него было и есть самое хорошее знакомство – знакомство с Богом.

По благословению старца Серафима

После службы в армии Алексий решил поступать в семинарию. О своем решении сразу же сообщил родителям. Они ответили: «Если есть желание, если потянешь, то мы препятствовать не станем…» А папа – Сергей Алексеевич – предложил: «Давай съездим с тобой в Ракитное, к отцу Серафиму, если он благословит…» Приехали, на службе помолились, по окончании Божественной литургии подошли под благословение. Старец поступать в семинарию благословил.

Начинался декабрь 1981 года. Молодой человек стал готовиться к вступительным экзаменам. А его родственник, который был уже иподиаконом у Высокопреосвященного Хризостома, архиепископа Курского и Белгородского, походатайствовал о том, чтобы архиерей принял Алексия к себе в иподиаконы. Владыка был очень строг и требовал от своих подчиненных, чтобы они назубок знали службу и безупречно себя вели. Прежде чем выполнить эту просьбу, он назначил экзамен:

– На всенощном бдении 18 декабря в Никольском соборе пусть прочитает шестопсалмие…

Да, это было настоящее испытание. Конечно, Алексию приходилось и раньше читать шестопсалмие в своем приходском храме, где его папа был псаломщиком. Но это – в тихом сельском храме, где все знакомы ему с раннего детства и невзыскательны. А тут величественный собор в городе Курске. Архиерейская всенощная под престольный праздник. Много духовенства, прекрасный хор…

Читал псалмы и волновался, и трепетал. Но Высокопреосвященный оценил: «Читал грамотно», и с 20 декабря 1981 года Алексий Бабанин был зачислен иподиаконом. Восемь месяцев, до своего поступления в Московскую Духовную семинарию, он нес это послушание.

Он будет достойным пастырем Церкви

Еще семинаристом, в марте 1986 года, Алексий был рукоположен во диаконы, а через два с небольшим месяца в Покровском академическом храме Троице-Сергиевой лавры – во пресвитеры.

Характеристика перед священнической хиротонией ему дана была такая: «Во время обучения в семинарии зарекомендовал себя добропорядочным, прилежным учащимся. Он активно участвовал в общественной жизни школы… Смирение, любовь к Богу и людям, участливое отношение к ближнему, церковность и глубокая вера дают основание видеть в нем достойного пастыря Церкви».

 Подобная этой (только более полная) характеристика была отправлена и в Курско-Белгородскую епархию, куда учебным комитетом Московской духовной семинарии был назначен выпускник – иерей Алексий Бабанин.

Сразу же после выпускного акта молодой батюшка приехал в Курск и обратился с просьбой к владыке Ювеналию служить в своем родном селе – в Первой Ольшанке Губкинского района. Место священника там было вакантно, а в храме Сретения Владимирской иконы Божией Матери он с малолетства был алтарником.

Но правящий архиерей сказал: «Нет пророка в своем Отечестве», – и определил на служение шестым священником в Сергиево-Казанский кафедральный собор города Курска. А через четыре месяца служения, после праздника Покрова, дал отцу Алексию отпуск на целый месяц.

По возвращении из отпуска батюшку уже ждал указ о назначении его настоятелем Ильинского храма города Старый Оскол.

Переплетение судеб

Величественный Ильинский храм в Ездоцкой слободе был построен в 1872 году. Он, как форпост, устоял в богоборческие времена и в военное лихолетье. Даже деревянный трехъярусный иконостас его сохранился в первозданном виде.

С середины 1960-х в Ильинскую церковь Старого Оскола потянулись люди из Губкина, Курска, Орла, Брянска, Москвы. Здесь стал служить известный многим священник Владимир Отт. Немец по национальности и россиянин в третьем поколении, родившийся и выросший в Москве. Человек высочайшей культуры и блестящего образования, который встречался с двумя оптинскими старцами: Анатолием (младшим) и Нектарием, поддерживал духовную связь с общиной святого праведного Алексия Мечева.

И с прихожанами, и с паломниками отец Владимир был очень внимателен. Никогда не позволял себе отвечать кому-либо на ходу. Обязательно остановится и выслушает обратившегося к нему за помощью, за советом, человека. И старался всем помогать.

В начале восьмидесятых годов к отцу Владимиру Отту приехала и Нина Васильевна Бабанина, мама Алексия. Она, как и каждая заботливая мама, тревожилась за своего сына, поступившего в семинарию: «Как же сложится его дальнейшая судьба?» А батюшка, наделенный даром прозорливости, ей тогда сказал: «Хорошо бы ему было служить в нашем, Ильинском, храме…»

Такой ответ тогда был не очень понятен. Как будто бы и не ответ, а отговорка. Кто же станет спорить с тем, что было бы хорошо. Но как попасть-то в клир такого известного храма? И вдруг 15 ноября 1986 года – назначение именно в Ильинский храм, где рядом его прежний настоятель – многоопытный отец Владимир. Ему было уже 85 лет, физически он уже ослабел и почти ослеп, но духом оставался сильным, ясным и спокойным.

Отец Владимир с превеликой радостью помогал молодому настоятелю: вынимал частицы из просфор, исповедовал, служил панихиды. Молился он подолгу, а наставлял кратко, с любовью, наставления его запоминались на всю жизнь. Прежде всего он учил собственным примером, и это высоко ценил отец Алексий.

Он со своей стороны был очень почтителен к наставнику и старался сохранить уклад приходской жизни, который был при настоятельстве отца Владимира. Так они и шли по жизни рука об руку в течение шести лет до июля 1992 года, до блаженной кончины митрофорного протоиерея Владимира Отта.

И в последующие годы служения отца Алексия в Ильинском храме традиции прихода неукоснительно соблюдались. 17 лет прослужил батюшка в этом храме, а 20 июля 2003 года он был назначен настоятелем вновь построенного в Старом Осколе храма Рождества Христова.

Града Нового украшение

Храм Рождества Христова был возведен в Новом городе – быстро растущей и постройками, и населением части Старого Оскола. Красивый, светлый храм, возведенный по новым, современным технологиям. Но ко всему новому и современному надо приноровиться, привыкнуть.

Новый храм – это и новые прихожане. Надо заново выстраивать взаимоотношения, создавать и созидать новую общину. Задача непростая, справиться с ней можно только с Божией помощью.

Новоселье было, освящение храма было, как будто вчера, а уже без малого двадцать лет минуло. Все эти годы что-то строили, расширяли, благоукрашали. Хорошо, что у батюшки с детства есть навыки в этом. И без помощников Господь не оставлял.

Совсем недавно возвели 4-этажный дом причта. Большой, просторный, в нем всем от мала до велика места хватит.

Глава Белгородской митрополии митрополит Иоанн дал высокую оценку новостройке и пожелал, чтобы время от времени в этом доме проходили митрополичьи литературные гостиные. Первая – с хорошим названием «Я люблю тебя, Жизнь!» – уже прошла.

Я люблю тебя, Жизнь! Если слово жизнь написать с заглавной буквы, то оно будет синонимично главному, очень важному слову «Бог». А это и есть жизненный девиз председателя Духовного собора Белгородской епархии, благочинного I Старооскольского округа, настоятеля храма Рождества Христова города Старый Оскол митрофорного протоиерея Алексия Бабанина и всех его помощников.

Вероника Джавадова

Фото из архива ИМЦ «Православное Осколье»

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

40 − 38 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ