Господь бережет Своих верных
Великий пост – это великая дорога любви, которая ведет ко Христу. И начинается она с покаяния. Четыре дня на первой седмице поста во всех православных храмах звучал покаянный канон святого Андрея Критского.
В четверг, 5 марта, в старооскольских церквях его прочел митрополит Белгородский Иоанн.
Великий покаянный канон обращен к душе человеческой, которая стремится к Богу, но никак не может освободиться от груза страстей. И тогда на помощь приходит опыт предшествующих поколений.
– Святой Андрей Критский дает нам наставление через образы, которые знакомы нам по Священному Писанию, – сказал митрополит Иоанн в своей проповеди. – Почему именно образы избрал святой Андрей Критский, чтобы мы могли ориентироваться Великим постом? Ответ на этот вопрос прост. Потому как икона является книгой для безграмотных, так и Священная история о праведниках и грешниках является лучшей иллюстрацией и лучшим наставлением того, как нужно в нашей жизни выстроить свои взаимоотношения с Богом.
Духовное совершенствование требует не только напряжения и постоянства, но и рассудительности.
– Не надо задаваться целью сразу все решить, все изменить, – напомнил владыка Иоанн. – Одержите хотя бы одну победу над самими собою, освободитесь хотя бы от одной страсти в этом Великом посту. Тогда вы приобретете опыт духовной победы над страстями и похотями, которые бушуют в вашей душе. Этот опыт станет вашим достоянием для дальнейшего духовного совершенствования.
На следующий день в Александро-Невском кафедральном соборе архипастырь совершил Литургию Преждеосвященных Даров. Ему сослужило духовенство Старого Оскола. Святые Дары уже освящены. Во время коленопреклоненных молитв их переносят с престола на жертвенник, а затем вновь возвращают на престол. Умилительно звучат строки 140-го псалма.
Великопостное богослужение завершают чтение канона Феодору Тирону и освящение колива. Эта традиция отсылает нас к событию четвертого века: император Юлиан Отступник решил посмеяться над христианами и повелел окропить растительную пищу на рынках города идоложертвенною кровью. Но посрамленным оказался сам император-язычник: святой мученик Феодор Тирон явился антиохийскому епископу и предупредил о коварном замысле. Святой повелел варить пшеницу и вкушать ее с медом. Это чудо, воспоминание о котором Церковь хранит много веков, подтверждает: Господь бережет Своих верных. Он ведет нас сквозь пост за руку, как малых детей, ко спасению и печется о нас каждую секунду нашего бытия.
Светлана Воронцова