Город, который хотел стать великим

Вавилонская башня. Гравер Ю. Ш. фон Карольсфельд, 1852 год

Во время нашего путешествия по Ветхому Завету мы пристально рассматривали как жизнь и деяния определенных личностей, так и погружались в анализ целых эпох. Так или иначе все этапы этой библейской экскурсии были связаны с определенными книгами. Мы говорили о канонических текстах и их актуальности. Сегодня же объектом для нашего разговора послужит целый город.Его одновременно называют и «вратами Бога», и «городом грехов». Он подарил человечеству множество приспособлений, которые применяются по сей день, но при этом рождал людей с низкой социальной ответственностью. Его богатства стали стимулом для создания основ финансовой аналитики и подтолкнули мир к появлению первых банков. Но в то же время деньги и драгоценности развращали и одурманивали жителей и гостей города. Он стремился быть похожим на Содом и Гоморру и противился духу Израиля. Люди желали приобрести славу благодаря его строительству (Быт. 11:4), но по воле Бога он был обречен на полное разрушение и запустение (Дан. 5:23–28). Его слава сохранилась лишь в легендах, а его величие созвучно лишь иронии. Имя этому городу – Вавилон. 

Об этом городе невозможно не рассказать. Но вот дилемма: я долго думал, как написать о нем, а самое главное, с какой целью? Что в первую очередь следует донести читателю, повествуя о самом Вавилоне? Говорить лишь о его былом величии абсурдно, ведь история знает не только великие города, но и целые империи, которые остались лишь в памяти потомков. Вести речь о современном состоянии города, его архитектурном ансамбле тоже оказалось нецелесообразно: его развалины находятся в таком состоянии, что уже не привлекают даже ученых-археологов. Свою значимость для религиозных людей, как, например, Израиль, Вавилон не доказал и не проявил. Но почему нам, современным христианам, так важно продолжать разговор о нем?

Вавилонская башня. Художник П. Брейгель Старший, 1563 год

Этот крупнейший мегаполис своего времени еще в дни основания потерял нечто важное, нечто глубинное. Это потом Вавилон станет центром разврата древнего мира и станет ассоциироваться с деградацией человеческого образа. Даже в 136-м псалме автор от лица израильского народа будет произносить слова «Дщи Вавилоня окаянная, блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам…» (Пс. 136:7–9). Но возвращаясь практически к началу основания города (опираясь на данные, описанные в библейской истории), мы можем заметить тонкую, но при этом очень важную деталь.

Одно из самых ярких событий в городе связано со строительством некой башни (Быт. 11:4), которая должна произвести впечатление не только на людей, но и на Самого Бога. Хочу обратить внимание на «чувство юмора» Самого Господа, который отреагировал на данное делание.

Люди пытались создать великий город и башню. Так что Самому Господу пришлось сойти на землю со Своих Небесных Обителей, чтобы рассмотреть, что же понастроили гордые вавилоняне (Быт. 11:5). «И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню]. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Быт. 11:6–9).

Это очень важный отрывок из Писания. Остановимся на нем.

Многие знают о том, что Господь избрал для всех, участвующих в деле строительства Вавилона, путь к смирению через смешение языков (наречий). Но в этом событии есть более глубокий и драматический аспект. Библейский историк Андрей Десницкий отмечает следующее: «Библия говорит, что тогда на всей земле был «один язык» – возможно, не единственный, а просто общепонятный, как русский в СССР или как английский в современной международной жизни» (А. Десницкий. Вавилонская башня). То есть автор предполагает, что люди в ту пору уже имели как минимум различные диалекты. Поэтому суть смешения языков стоит рассматривать в другом, более глубинном смысле. Здесь речь идет о возможности, а точнее, о невозможности взаимопонимания.

Обращаясь к своему туристическому опыту, мы и сегодня можем представить, в какой ситуации оказывается человек в чужой стране, не зная при этом местного языка. Вот тут начинаются поиски того самого «общего языка». Каждый пытается изъясняться в силу своих знаний и способностей к импровизации, и это порой отлично помогает донести иностранцу желаемое. Более того, порой само молчание позволяет точнее выразить эмоции, нежели любые слова и жесты.

А теперь вернемся к периоду строительства вавилонской башни. Задумайтесь: люди перестали понимать друг друга вовсе. Господь не лишил их дара видеть или слышать, Он не заградил уста их, и они могли говорить. Но при этом они абсолютно не могли друг друга понять! Желание людей построить нечто, что станет более великим, чем Сам Бог, привело к тому, что они потеряли то, что едва успели начать.

Видение пророка Исаии о разрушении Вавилона. Художник П. Г. Доре, 1850-1860-е годы

Как иронично бы это ни звучало, но даже сегодня в силу развития прогресса и науки, когда за мгновение можно перевести любую иностранную фразу с помощью «умной» программы, мы редко обладаем даром взаимопонимания. Удивительно, что к пониманию друг друга мы редко приходим, даже говоря на одном языке с окружающими. Даже общаясь с родными и близкими.

Сегодня Вавилон в сознании не только христиан, но и для всего человечества – слово нарицательное. Во многом такому восприятию послужил текст Откровения (Апокалипсиса) Иоанна Богослова (см. Откр., гл. 17). Также в книгах Ветхого Завета мы видим, что во время вавилонского пленения евреев этот город произвел на последних впечатление развратного места, где люди предаются мерзостям земным (см. Книгу пророка Даниила). Стремление иметь порочную славу было выбором самих граждан Вавилонского царства. Стремление не повторить судьбу этого древнего города и его жителей – в нашей воле и возможностях. 

Священник Андрей Коровин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

24 − = 20

АРХИВ ГАЗЕТЫ