Горький яд уныния

Уныние и усталость. Изображение с сайта sovets24.ru

В молитве преподобного Ефрема Сирина, читаемой во дни Великого поста, мы просим Господа избавить нас в том числе от духа уныния. Каковы его причины, как обезопасить себя от этого духа, а если он нас пленил, то как освободиться от него? Руководитель миссионерской комиссии Белгородской епархии, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Песчанка протоиерей Максим Горожанкин продолжает цикл бесед, посвященных семи смертным грехам.

– Отец Максим, в чем разница между печалью, унынием, тоской и грустью? В русском языке это, по сути, синонимы. А в православии есть ли грань между обычными эмоциями и греховной страстью?

– Да, разница есть. Я бы сказал, что дело в степени погружения в это состояние. Печалиться и грустить может каждый человек. И это нормально, это реакция на какие-то внешние события. Может, устал на работе человек, загрустил, или какой-то неприятный казус в течение дня его опечалил. Но это легкие, проходящие состояния, ведь настроение у нас меняется. А вот тоска, уныние – это уже тяжелые проявления греха, которые могут сопровождаться даже клиническими симптомами и привести к депрессии, например, из которой нужно уже будет выходить медикаментозно. Тем более, что уныние – это грех, который, как пишут святые отцы, приводит к отчаянию, сомнениям.

– К сомнениям в чем?

– В своем спасении в первую очередь. А также к отчаянию в том, что ситуация, которая привела тебя к унынию, разрешится. То есть можно настолько застрять в этих эмоциях, что вот этот мысленный волк, который нагоняет тоску и уныние, он тебя просто сожрет изнутри. И если ты не увидишь в конце пути свет Христов, то погрузишься в собственную тьму. Именно поэтому преподобный Силуан Афонский пишет: «Держи свой ум в аде и не отчаивайся». Да, все мы живем в далеко не идеальном мире, но тем не менее отчаиваться не стоит. Порой бывает так, что человек может упасть буквально до адской бездны. Но если он видит перед собой Христа, Спасителя, и готов спасаться, то Господь его спасет.

Отчаяние (Despair). Художник Фрэнк Холл,1881 год

– Почему уныние считается таким тяжким грехом, смертным грехом? Ведь человек, пребывая в состоянии уныния, не причиняет вреда другим и даже не помышляет об этом.

– Потому что, пребывая в грехе уныния, человек нарушает одну из заповедей Божиих. Мы говорили уже об этой заповеди. Христос говорит: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Обратите внимание на вторую часть этой заповеди. Человек, находящийся в состоянии уныния, себя не любит, затмевает своим унылым настроением образ Божий в себе. А чтобы ближнего полюбить, нужно хотя бы не испытывать к себе ненависти. Да, вроде бы ты не причиняешь вреда другим, но если ты унываешь, то в буквальном смысле слова света белого не видишь. Это состояние некоего духовного паралича, когда человек неспособен не только к деланию добрых дел, а вообще к проявлению себя в социальной жизни. Потому что уныние – это те состояния, которые приковывают тебя в буквальном смысле слова к постели, – ложись да помирай.

– А депрессия как медицинское заболевание – это тоже грех уныния?

– Нет, заболевание само по себе не может считаться грехом. Болезнь – это болезнь, и болезнь нужно лечить. Если у человека диагностирована клиническая депрессия, то ее необходимо медикаментозно лечить, а грехом это не является. Это скорее следствие.

– Есть мнение, что уныние – это следствие лени и праздности. Так ли это?

– Да, отчасти это верно. И святые отцы писали, что причиной уныния могут стать лень и праздность. Но уныние может на нас напасть и по другим причинам. Даже от излишнего усердия. Например, человек без подготовки начал читать какую-то аскетическую литературу, изучать писания подвижников первых веков христианства. Но, перепрыгнув начальные ступени и не разобравшись в сути, он для себя решил, что достичь духовной высоты, святости невозможно, и его ожидает только погибель. Поэтому всему нужно свое время, всему нужна своя мера. Главное мерило, которым мы должны поверять свою жизнь, это Евангелие, которое является книгой жизни.

Пророк Иов. Иов многострадальный и его друзья (иллюстрации к Ветхому Завету). Художник Джеймс Тиссо, 1869 год

– Также говорят, что уныние – это одно из проявлений греха гордыни…

– И такое бывает. Недаром появилась русская поговорка: «Уничижение наипаче гордыни». Можно быть смиренным, а можно быть смиренненьким. Так, внешне человек может быть смиренным, кротким, а когда наступит острый момент, он не сдержится, да и возмутится духом… А потом духом же и упадет. Все зависит от того, как человек живет: по-христиански или не совсем. И хочу отметить, что с возрастом это состояние, если с ним не бороться, усиливается. Человек просто сбивается с пути все больше.

– Как же с этим бороться?

– Нужно стремиться к развитию, изучать свою веру и черпать вдохновение в хорошей литературе, на мой взгляд, как классической, так и духовной. И тогда мы будем видеть духовные ориентиры. Например, можно прочесть житие и наставления преподобного Амвросия Оптинского. Он был прикован к постели большую часть своей жизни, но никогда не унывал, а наоборот, старался поддержать других. Вот вам и ориентир.

– Апостол Павел говорит: «Всегда радуйтесь». Возможно ли исполнить этот наказ в принципе? Ведь наша жизнь полна испытаний. Или же христианин должен непременно все встречать с улыбкой, быть неисправимым оптимистом, не позволяя себе расстраиваться и проявлять эмоции?

– Если мы будем скакать из крайности в крайность и выдавливать из себя неисправимый оптимизм, то, безусловно, впадем в уныние. Мы должны быть людьми уравновешенными. Наставления апостола Павла нужно воспринимать в контексте всей фразы: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь и за все благодарите». Вот именно в такой связке это и работает.

Первый снег. Художник Александр Усватов, 1987 год

Если ты будешь человеком благодарным, если будешь Господу молиться, то как следствие, Господь тебе подаст и радость. И вот этот тройственный союз радости, молитвы и благодарения должен составлять сердцевину жизни православного христианина.

– Вообще, что делать, если ситуация, в которую ты попал, действительно неразрешима, и на ее исход ты повлиять не можешь? Например, смертельная болезнь. Как найти в себе силы и не отчаиваться? Как не потерять связь с Богом?

– Когда кто-то из нас попадает в такую ситуацию, очень сложно найти правильные слова, а может быть, эти слова даже будут лишними. Если человек переживает смертельную болезнь, то что могут сделать его ближние? Быть рядом, молиться, даже безмолвно, без лишних эмоций. Можно просто обнять человека и сделать так, чтобы его жизнь до самого конца была наполнена любовью, а не только состраданием и сочувствием. Очень важно в такой ситуации родным увидеть в больном не умирающего, а живого человека. Вот это самое главное испытание, которое выпадает на долю близких больного. А самому смертельно больному нужно понять, что он еще жив и имеет возможность и время с помощью Божией приготовиться к христианскому уходу в мир иной. Смертельная болезнь – это дар, это время, отведенное для переосмысления своей жизни. Человек, который скончался в автокатастрофе или внезапно умер во сне, такого времени не имеет. А человек, который болен и, к сожалению, болен смертельно, все же имеет время для осмысления своей жизни, для покаяния, для примирения со всеми. И от этого никто не застрахован, мы не знаем, как мы умрем. Никто не застрахован ни от смертельной болезни, ни от внезапной смерти. Об этом тоже нужно помнить в любой ситуации, даже если у тебя ничего еще и не диагностировано и ничто твоей жизни в принципе не угрожает. Нужно помнить, что мы конечны, и ценить жизнь.

– Некоторых верующих, как известно, в период Великого поста охватывает отчаяние и паника. Мол, я не смогу выдержать его до конца, не справлюсь, потому что грешен и погибну. Как с этим бороться? Может быть, чтобы не поддаваться греху, лучше оставить борьбу?

– Главное, не возлагать на себя неудобоносимое бремя, все взвесить и определить, в какой мере вы можете соблюдать пост. И тут нужно сказать о том, что в наше время появилось очень много православных календарей, в которых дисциплина поста излагается с ориентацией на строжайший монастырский устав. То есть это не для мирян вообще написано. Поэтому необходимо, конечно же, все акценты для себя верно расставить, особенно если человек впервые приступает к подвигу поста. Нужно определить: что я могу, что я не могу, и обратить внимание на то, что можно, а что нельзя во время поста. Что касается гастрономических ограничений, лучше обсудить это индивидуально с духовником, потому что все мы из плоти и крови, и план питания может разниться, иначе так можно и в обморок на службе упасть… Нужно понимать, что пост должен научить нас дисциплине пищевого поведения, потому что грех чревоугодия, о котором мы еще будем говорить, над многими из нас уже одержал победу, и люди от этого страдают.

Но главное – пост духовный. Поэтому обязательно нужно решить, какое молитвенное правило у вас будет во время поста, какую духовную литературу вы будете читать в этот период. И тут очень важно все делать постепенно. Если, к примеру, я читал не полностью утренние и вечерние молитвы, я в посту постараюсь их прочитывать полностью. Если я не читал Священное Писание, я постараюсь осилить хотя бы одно Евангелие. И когда пост закончится, можно не оставлять начатого делания и ввести в свой ежедневный обиход хотя бы одну из новых молитв и одну главу из Писания.

Преподобный Серафим Саровский. Изображение с сайта pokrov.pro

– Сейчас в связи с трагическими событиями в России многие жители страны испытывают страх, тревогу, печаль. Как же справиться с такими чувствами?

– Это можно сделать только с помощью молитвы. «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся», – говорил преподобный Серафим Саровский. Жить нужно, невзирая на все те нестроения, которые окружают нас, а нестроения человечество окружали всегда. Об этом писали и Иоанн Златоуст, и Ефрем Сирин. Человечество так устроено, что в силу своей греховности живет оно неспокойно. Но человек верующий должен находить утешение в молитве, в добрых делах, и не забывать, что он не один, что мы живем в обществе и имеем возможность общаться друг с другом. Если мы будем общаться друг с другом в любви, то все преодолеем.

– Значит, нам можно надеяться на светлое будущее?

– Мы привыкли надеяться на светлое будущее, вспоминать славное прошлое, а для христианина, как мне кажется, главное – жить в настоящем. Способность ценить настоящее и быть благодарным Богу за него – одна из главных христианских добродетелей. Устремляясь взором в будущее или жалея о прошедшем времени, мы отрываемся от реальности, витаем в облаках. Прошлого не существует – оно минуло, нет и будущего – оно еще не наступило. Есть только миг, как поется в известной песне, и именно он – наша реальная жизнь. И часто человек, который думает о будущем и жалеет о прошлом, лишает себя настоящего. Нужно жить сегодняшним днем, и с помощью Божией все устроится.

Беседовала Юлия Зиновьева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

43 − = 39

АРХИВ ГАЗЕТЫ