Главное – вызвать интерес у школьников

Педагоги-победители конкурса. Фото протодиакона Сергия Епифанцева

Педагоги православной гимназии победили в престижном конкурсе профессионального мастерства «Клевер ДНК». В конкурсе участвовало 440 работ, 38 из них получили призовые места. Из пяти работ Белгородской области три отправила старооскольская православная гимназия во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Проводит конкурс сообщество учителей «Клевер Лаборатория» – всероссийский проект методической поддержки учителей православной культуры.

Организаторы называют аббревиатуру конкурса «двусмысленной»: для педагогов это часть названия их предмета – «Духовно-нравственная культура»; в биологии ДНК хранит и передает генетическую информацию от предков потомкам. «Духовные» предметы в школе хранят и передают важные понятия и смыслы ученикам.

На сайте clever-lab.pro указано, что «Клевер ДНК» проводится АНО Радиоканал «Вера, надежда, любовь» при поддержке религиозной организации «Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви», Министерства просвещения Российской Федерации и АНО «Организационный комитет Международных Рождественских образовательных чтений».

Духовными дорогами родного города

Из трех конкурсных работ православной гимназии одна получила статус победителя, а две – призеров второй и третьей степени. Победитель – директор гимназии Елена Гринева с ученическим квестом «Духовными дорогами родного города». Работа заняла почетное первое место в номинации «Инновационный подход к ДНК».

– Когда педагоги подбирают новые, нетрадиционные образовательные формы, это всегда вызывает живой интерес школьников, – отмечает Елена Ивановна. – После квеста мы проводим обратную связь и каждый раз убеждаемся, что ребята очень любят наши образовательные прогулки. Мы проводим квесты не реже раза в год, в них участвуют учащиеся старших классов. В этом году квест планируем провести в октябре – если не будет введено никаких ограничений.

Цель образовательной игры – приобщить подростков к исторической памяти и научить любить родной город. Английское слово quest переводится как «поиск». Так называют приключенческую игру, участники которой двигаются по игровому маршруту, каждый пункт которого – загадка или препятствие. Авторский квест директора православной гимназии посвящен Старооскольскому архиепископу священномученику Онуфрию. Ученики проходят по местам, связанным с жизнью святого, отвечают на вопросы и ведут фотодневник на паблике гимназии в соцсети «ВКонтакте» и на своих страничках. Желающие могут следить за ходом игры в режиме реального времени.

– В проекте, который мы отправили на конкурс, есть методические рекомендации и все необходимое для масштабирования, – говорит директор гимназии. – Любой педагог может взять его за основу и сделать свой квест. Ему нужно будет создать публичную страницу в соцсети и хештег мероприятия. Мы пошагово описали весь процесс подготовки и проведения квеста.

Участники квеста «Утраченные храмы Старого Оскола»

Утраченные храмы Старого Оскола

Второе место среди работ в области инновационного подхода получил квест педагога гимназии Наталии Неляпиной. Он посвящен храмам Старого Оскола, разрушенным в годы безбожия. Это второй авторский квест в гимназии, который провели через год после работы Елены Гриневой.

– Первый квест «Духовными дорогами родного города» прошел очень хорошо, – отмечает Наталия Александровна, – и мы решили продолжить, пройти по утраченным храмам города. Участников набирали из старшеклассников – по желанию. К нам присоединились ребята из Сергиевского молодежного братства. Они разделились на группы, каждая придумала себе название и отличительный знак. С каждой командой ходил священник-наставник.

Квест об утраченных храмах отличается участием социальных партнеров – художественного и краеведческого музеев, дома-музея священномученика Онуфрия (Гагалюка). В каждом пункте квеста ребят встречают специалисты, которые дают им уникальную историческую информацию.

– Гимназисты многое узнают еще на этапе подготовки, а во время прохождения квеста закрепляют знания, – рассказывает Наталия Неляпина. – Им нужно внимательно слушать рассказчиков и успевать вести видеосъемку: каждая команда готовит видеоролик об утраченных храмах. Получается очень интересно и плодотворно. К сожалению, нас прервали ковидные ограничения, но в этом году мы планируем продолжить работу. Уже готовы новые квесты.

Во время длительной пешей прогулки у школьников есть время и возможность поговорить со священниками и учителями на интересующие их темы. Как отмечают авторы квестов, дети никогда не упускают такую возможность. Духовно-нравственное воспитание в неформальной обстановке – важная составляющая педагогики.

– Отрадно, что нашу работу оценили по достоинству, – отмечает педагог. – Духовная культура – это актуальная тема, которую на какое-то время стали забывать. Думаю, учителя всегда занимались ею, но не всегда говорили вслух. Сейчас духовно-нравственному воспитанию уделяется достойное внимание на государственном уровне: очень своевременно ввели «разговоры о важном» и другие ценные начинания.

Авторские сценарии православных праздников

Третье место в номинации «Классический подход к ДНК» занял проект Натальи Симоновой. Цикл авторских сценариев театрализованных постановок включил в себя три работы: «Заступница Усердная» – литературно-музыкальная композиция об иконах Божией Матери; «Любовью и единением спасемся» – театрализованное представление о преподобном Сергии Радонежском; «Собор Архистратига Михаила» – постановка об ангелах и архангелах.

– Мы писали сценарии в сотрудничестве с педагогами, – рассказывает Наталия Алексеевна. – Обычно мы показываем наши театральные постановки на муниципальном фестивале православной культуры «Святое Белогорье». В каждом выступлении есть театральная и музыкальная части, а также хореографические композиции. Так что творческой работы хватает всем.

Гимназический хор и театральная студия – часть системы дополнительного образования в православной гимназии. На ведущие роли приходится устраивать «кастинг» – желающих очень много. Учителя смотрят на способности: артистичность, дикцию и, конечно, на ответственность кандидата.

– Ребята просят заранее, очень хотят участвовать, – говорит автор проекта. – Смотрим, пробуем, советуемся с педагогами. Очень важно, чтобы была хорошая память. Мы собираемся перед спектаклем, обсуждаем сценарий и персонажей: что означают эти слова, какой это был человек. Важно, чтобы они погрузились в материал – понимали не только свою роль, но и весь масштаб событий. Бывают дети очень въедливые, которые размышляют над своей ролью и приходят с предложениями: что можно изменить и скорректировать. Другие – исполнительные. Обсудишь роль – и ребенок старается сделать все четко, красиво и выразительно.

Педагоги-конкурсанты отмечают грамотный и компетентный подход сообщества «Клевер Лаборатория», на базе которого проходят конкурсы, вебинары и курсы переподготовки для учителей православной культуры.

На сайте clever-lab.pro – интересные проекты и методические материалы для педагогов и всех, кто заинтересован в духовно-нравственном воспитании детей. Авторы едины в главном: духовно-нравственное воспитание – это семя, которое попадает в добрую землю детских сердец и приносит плод сторицей. Важно при этом прикладывать не только ум, но и сердце.

Протодиакон Сергий Епифанцев
Фото протодиакона Сергия Епифанцева и Юлии Зиновьевой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

55 − 53 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ