Главное, чтобы костюмчик сидел

В шляпной мастерской. Художник Джосеф Лорассо

Пожалуй, каждому православному мирянину хотя бы раз в жизни доводилось читать отрывки из сочинений митрополита Антония Сурожского. Его слова настолько емки и метки, что эту статью-размышление я начну с его проповеди. Она настолько краткая, что ее можно воспроизвести целиком: «Вчера вечером на службу пришла женщина с ребенком. Она была в брюках и без платка. Кто-то из вас сделал ей замечание. Она ушла. Я не знаю, кто ей сделал замечание, но я приказываю этому человеку до конца своих дней молиться о ней и об этом ребенке, чтобы Господь их спас. Потому что из-за вас она может больше никогда не прийти в храм».

После этих слов владыка развернулся и ушел.

Священникам периодически приходится подсказывать новоначальным, что в храм стоит одеваться более сдержанно, предпочтение отдавать классике. Однако не реже приходится разговаривать и с опытными прихожанами, которые как львы ищут, кого поглотить своею «христианской любовью».

Возможно, на первый взгляд читатели решат, что священникам тяжело понять мирян в вопросе подбора гардероба для похода в храм. Мол, батюшке с утра нужно надеть поверх совершенно обычных брюк и рубашки всего лишь подрясник, который наверняка хранится в храме, а потом его благополучно снять, оставшись «в гражданском». А вот простым мирянам еще вечером нужно продумать, что надеть, чтобы было и удобно, и красиво, и никого не смущало. Со своей стороны, как священник, могу категорично заявить: ваш внешний вид на батюшку, диаконов и пономарей не произведет никакого эффекта, чего нельзя сказать с уверенностью о закоренелых прихожанах.

Многовековые традиции выработали в сознании христиан привычку соблюдать определенный дресс-код при посещении храма, который сегодня воспринимается чуть ли не на уровне церковных догматов. Человек, редко посещающий дом Божий, не может быть знаком с этими традициями, но его желание посетить храм уже является похвальным. И это самое первое и главное, на что стоит обратить внимание и новоначальным, и давно воцерковленным. Все вопросы, касающиеся второго, третьего и десятого плана, касающиеся бытовых моментов, непременно будут решены вновь  прибывшим  в Церковь, если только он захочет и сможет там задержаться. А в этом ему должны помочь настоящие христиане, приняв его таким, каким он явился даже в первый раз. Но увы, не всегда все получается так гладко.

Некоторые прихожане так и норовят показать свою необразованность, неуважение и нелюбовь к иным.

Если после прочтения этих строк кому-то из читателей показалось, что от статьи веет духом либерализма, спешу их переубедить. Носить эксцентричные и необычные наряды в храме никто не призывает. Но и опасности, по сути, в них нет никакой, особенно если человек пришел в храм впервые. Новичок сможет обратить внимание и без посторонней помощи на то, во что одеты верующие, как они выглядят и как ведут себя на богослужении. Он сам сделает из этого верные умозаключения. Не нужно одергивать, поправлять, унижать и прогонять.

Тем не менее мне не единожды приходилось слышать о том, как одежда одного мешала молитве другого. Поймите, если вас отвлекает внешний вид человека, то, оказывается, вы и не молились вовсе, а это проблема уже куда важней: «… только бы нам и одетым не оказаться нагими» (2 Кор. 5:3).

Не менее актуальным вопросом является образ христианина за церковной оградой. Мода диктует свои правила. Круг нашего общения и принадлежность к каким-либо субкультурам могут настраивать на то, чтобы мы придерживались отличительных деталей в одежде. А работа требует строгого соблюдения своего дресс-кода. Выйдя на оживленный участок улицы, где много пешеходов, мы практически не в состоянии сказать, кто из прохожих верующий, а кто – нет. И на самом деле в этом можно найти положительные стороны: мода и другие общественные мирские нормы не дают остальным вешать клише и укореняться в стереотипном мышлении. Нередко за кожаной курткой в шипах скрывается доброе сердце брутального на вид мужчины,  а под пиджаком дорогогокостюма – подлое нутро нашего близкого родственника.

Перед зеркалом. Художник Норман Рокуэлл

Взять  на  себя  роль судьи и начать указывать каждому, какую одежду куда и когда носить, будет как минимум неразумно. Тут стоит опираться на общепринятые правила приличия и собственное чувство комфорта. Конечно, мы понимаем, что некоторые наряды могут вызывать в сознании людей непристойные желания и даже побудить к действиям преступного характера.

А иногда, гонясь за трендами, мы можем чувствовать себя в новой одежде не в своей тарелке. Нет необходимости носить то, что сегодня модно, хотя бы по той причине, что выглядим неуклюже в первую очередь в своих  же глазах. При этом в текстах некоторых святых отцов мы можем  найти  прямое указание относиться к своей одежде без привязанности, но со вниманием: «Цель одежды одна – служить для плоти покровом, достаточным зимою и летом. Но не гоняйся за приятностью в цвете, за тонкостью и мягкостью в отделке» (святитель Василий Великий).

Гардероб каждого человека все-таки личное дело каждого человека. Православный христианин ясно должен понимать, что нужно сторониться нездоровой привязанности к одежде как таковой, но при этом самому выглядеть опрятным и чистым. Пожалуй, самое правильное отношение к одежде выразил еще Иоанн Креститель: «…у кого две одежды, тот дай неимущему,  у кого есть пища, делай то же» (Лк. 3:11).

Наш народ в своих сокровищницах имеет немалое количество мудрых пословиц и поговорок, одну из которых знают, пожалуй, все: «Встречают по одежке, провожают по уму». Одеваться красиво, модно и со вкусом могут и умеют многие. Если мы научились в этом малом деле быть профессионалами, то что же нам мешает «одеваться» красиво изнутри?

 

Священник Андрей Коровин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

77 + = 84