Георгий Свиридов. Душа музыки
Старшие поколения наших соотечественников неоднократно слышали хотя бы одно музыкальное произведение Георгия Свиридова (1915-1998). В новостной программе «Время» в заставке постоянно звучал фрагмент сюиты «Время, вперед!» (1965), написанной к одноименному советскому фильму.
Сейчас музыка Свиридова на телевидении практически не востребована. И нравы стали другими, и телевидение совершенно иным, спешащим подогнать свой формат под каноны западной видеопродукции. В таких условиях Георгий Васильевич Свиридов с его уклоном в русскую музыкальную культуру совершенно противопоказан популярным российским телеканалам. Его длинным вдумчивым произведениям нет места в коротких музыкальных паузах развлекательных программ. Свиридов был последним великим русским композитором XX века, настоящим мыслителем, почитавшим главной ценностью любовь к Богу и Отечеству.
От Фатежа и до Бирска
Георгий Свиридов родился 16 декабря 1915 года в провинциальном городке Фатеже Курской губернии. Своего отца он практически не знал: Василий Свиридов погиб в период гражданской войны, сражаясь в рядах Красной армии. Маленькому Гоше тогда не исполнилось еще и пяти лет.
Воспитанием сына и внука занимались мама-учительница и бабушка. Крещен был Георгий в 1916 году на второй день празднования Рождества Христова в Богоявленском храме Фатежа. В 1924 году семья переехала в Курск. Сам Георгий Васильевич вспоминал: «В церковь я ходил вместе с бабушкой, которая была очень религиозна. Помню, что особенно любил службу Чистого Четверга. А ходили мы в церковь Флора и Лавра – в маленькую, уютную, с хорошим хором. Вообще, я часто вспоминаю свою родину – Курский песенный край. Россия была богата песней, Курские края – особенно».
Хотя Георгий рос как обычный советский ребенок той эпохи, уважение и любовь к Православию, заложенные в детстве бабушкой, он сохранил до своей кончины.
Музыкальный дар у Георгия Свиридова обнаружился очень рано. Музыка и чтение – это были основные занятия мальчика. Причем в литературе предпочтение отдавалось русской классике. Это потом сказалось и на творчестве Свиридова.
В Ленинградской консерватории Георгий Васильевич учился с 1936 года по 1941-й. Окончание обучения совпало с началом Великой Отечественной войны. Свиридова призвали на службу и отправили в военное училище воздушного наблюдения, перебазировавшееся из Ленинграда в город Бирск. Однако по состоянию здоровья Георгия Свиридова демобилизовали. И он занялся своим композиторским делом, писал военные песни и музыку для театров.
Человек над эпохой
Само музыкальное творчество Свиридова началось еще в 1935 году, когда он написал шесть романсов на стихи Александра Сергеевича Пушкина. В дальнейшем он сочинял симфонии, сюиты, кантаты, оратории, пьесы для фортепиано, скрипки и виолончели. Но советский культурный человек полюбил его, прежде всего, за музыку к театральным постановкам и кинофильмам. Композиция к фильму «Метель» по одноименной повести А. С. Пушкина стала визитной карточкой Свиридовского музыкального дара.
В СССР Г. В. Свиридова ценили: не раз он становился лауреатом государственных премий, награждался орденами и медалями, а в 1975 году был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Против советской власти Свиридов никогда не выступал и не баловался диссидентством, как некоторые представители интеллигенции. Однако Георгий Васильевич с болью воспринимал приниженное положение русской культуры и полное уничижение Церкви при советском строе. Именно по этим причинам он не принимал революции 1917 года: «Мы живем в эпоху мировых конфликтов, носящих прежде всего религиозный характер, во вторую очередь – национальный и, менее всего, характер социальный. Именно такой и была прежде всего Октябрьская революция, Октябрьский переворот. Он проходил под знаком истребительной борьбы против Христианства и, в первую очередь, Православного Христианства».
Свиридову откровенно видна чужеродность революции для России: «Занимаясь отбором песен для кинофильма “10 дней, которые потрясли мир”, я выяснил достоверно, что Революция (не только октября 1917 года) и все революционное движение на протяжении десятков лет не создали ни одной своей песни. Все песни Революции – это немецкие, французские (Варшавянка, Интернационал), польские и т. д. песни.
Ни одной песни Русской: “Беснуйтесь, тираны”, “Смело, товарищи, в ногу”, “Красное знамя”, Марсельезы разных родов. Ни одной своей ноты и, кажется, ни одного русского слова.
Это – не только удивительно. Россия и Революция оказались духовно несовместимыми. А сама Революция – по выражению Блока – оказалась совершенно «немузыкальным» явлением».
Георгий Свиридов понял и то, к чему тащит либерально-революционное западничество саму Россию. У него нет иллюзий в отношении происходящего в мире: «Прогресс цивилизации, рост науки и техники привел к тому, что земной шар превратился в гигантскую коммунальную квартиру, в которой живут разные, чужие, ничем внутренне не связанные люди, царит постоянная свара, злоба, скандалы…»
Музыка должна совершенствовать душу
Православные и церковные мотивы в творчестве Свиридова звучали постоянно. Элементы церковного хора он использовал в «Патетической оратории» (1959). А наиболее четко эти мотивы проявились в 1965 году («Метель»), потом были еще и музыка к постановке драмы А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» (1973), и сочинения: «Из песнопений Пасхи» (1978), «Песни Великой Субботы» (1979), «Обедня» (1981-1985), «Величие Пасхи» (1985), «Из мистерии» (1985). Венцом музыки, вдохновленной Библией и Православием у Свиридова стал цикл «Песнопения и молитвы» (1985-1997).
В «Песнопениях и молитвах» Георгий Свиридов обращается к православной литургике. Он воспевает Творца, Пресвятую Деву Марию, приклоняется перед святым апостолом и евангелистом Иоанном Богословом. В этом цикле он в наибольшей степени приближается к традиционной православной музыке.
В отличие от подавляющего большинства советских интеллигентов, решавшихся прийти к православной вере, Георгий Васильевич не видит себя вне Церкви и решительно опровергает мнимые формы «христианства»: «Пастернак – самодельное христианство, “презирающее” Церковь, так сказать, “один на один с самим Христом”. Подобные люди, “иудео-христиане”, в общем-то вполне терпелись cоветской властью (Луначарский, Пастернак и пр., жуликоватая “Обновленческая церковь” и т. д.). Истреблялись же собственно Церковь, ее служители и институты – носители подлинного Христианства. Разрушены здания, уничтожены библиотеки, варварски истреблены сотни тысяч (а то и миллионы) священников, монахов и верующих мирян».
А свою музыку Свиридов почитал недостойной звучать в храме. Он лишь надеялся, что она сможет привести людей к Богу и храму: «Музыка, – писал он, – предназначена для духовного совершенствования человека. В этом ее основная миссия». И к музыке, связанной с Православием, Георгий Васильевич предъявляет требования весьма серьезные: «Церковные заповеди – это не математические формулы и законы, ибо они согреты всей полнотой возвышеннейших чувств и помыслом Духа Божия. Они требуют соответственно проникновенной музыкальной фразы».
Свиридов любил и читал Евангелие и Ветхий Завет. Для него Библия была книгой, необходимой всем людям: «Человек, с детства воспитанный на книгах Священного Писания, вживается в величие мира. Он знает, понимает, что в мире есть великое, торжественное и страшное… Страх перед Богом помогает человеку возвыситься. Человек, знающий, что Господь – истинный властелин Мира, Жизни и Смерти, с подозрением относится к самозваным посягателям на величие. Таким человеком не так легко управлять, он имеет в душе крепость веры».
Русский человек
В 1989 году Георгий Свиридов вместе с редактором еженедельника «Литературная Россия» Эрнстом Сафоновым, писателем Владимиром Солоухиным, философом Игорем Шафаревичем, скульптором Вячеславом Клыковым и другими русскими творческими деятелями выступил за учреждение Фонда восстановления храма Христа Спасителя в Москве, разрушенного коммунистической властью. Усилия не пропали даром. Величественный храм-памятник погибшим во время Отечественной войны 1812 года поднялся из небытия. Покаянием и трудами русские люди подняли стены храма…
Ушел ко Господу Георгий Васильевич в Рождественский сочельник 1998 года. Его отпевание прошло в возрожденном храме Христа Спасителя.
Земной путь великого русского композитора закончился. Нам остались его чудесная музыка и слова, которые будят ото сна уставший разум: «Самое главное, чтобы человек русский перестал обезьянствовать. Вот это главная наша беда. Вечно жить чьим-то чужим примером. Что у соседей или за морем… Вот это чепуха. Надо жить своей жизнью. Жить своей традицией, продолжать свой, накопленный веками, опыт, отбрасывая из него дурное и продолжая хорошее.
Я не мудрец и не могу никому давать советы. Не могу… Но мне кажется, надо самостоятельно стараться разобраться во всем. Русским надо осознать себя как народ. Они теряют это сознание часто. Теперь не услышишь никогда: “русский человек”. “Я – российский”. Но ведь это чепуха. Российским может быть и папуас, живущий в России.
Русский народ имеет свой собственный громадный опыт – тысяча лет государству! Это гигантский период истории. В области экономики, культуры, науки, искусства Россия достигла исключительных результатов. Это одна из крупнейших цивилизаций мира. Сейчас часто нам внушают, что Россия – никуда не годное место. И это вздор».
А что же полагал основой нашей самобытности Георгий Свиридов? Ответ находится легко: «Россия богата словесным искусством. Это страна Слова. Страна песни. Страна просторов. Страна Христа. Вот для меня, что такое Россия».
Александр Гончаров