Георгий Свиридов. Душа музыки

Старшие поколения наших соотечественников неоднократно слышали хотя бы одно музыкальное произведение Георгия Свиридова (1915-1998). В новостной программе «Время» в заставке постоянно звучал фрагмент сюиты «Время, вперед!» (1965), написанной к одноименному советскому фильму. 

Сейчас музыка Свиридова на телевидении практически не востребована. И нравы стали другими, и телевидение совершенно иным, спешащим подогнать свой формат под каноны западной видеопродукции. В таких условиях Георгий Васильевич Свиридов с его уклоном в русскую музыкальную культуру совершенно противопоказан популярным российским телеканалам. Его длинным вдумчивым произведениям нет места в коротких музыкальных паузах развлекательных программ. Свиридов был последним великим русским композитором XX века, настоящим мыслителем, почитавшим главной ценностью любовь к Богу и Отечеству.

От Фатежа и до Бирска

Георгий Свиридов родился 16 декабря 1915 года в провинциальном городке Фатеже Курской губернии. Своего отца он практически не знал: Василий Свиридов погиб в период гражданской войны, сражаясь в рядах Красной армии. Маленькому Гоше тогда не исполнилось еще и пяти лет.

Воспитанием сына и внука занимались мама-учительница и бабушка. Крещен был Георгий в 1916 году на второй день празднования Рождества Христова в Богоявленском храме Фатежа. В 1924 году семья переехала в Курск. Сам Георгий Васильевич вспоминал: «В церковь я ходил вместе с бабушкой, которая была очень религиозна. Помню, что особенно любил службу Чистого Четверга. А ходили мы в церковь Флора и Лавра – в маленькую, уютную, с хорошим хором. Вообще, я часто вспоминаю свою родину – Курский песенный край. Россия была богата песней, Курские края – особенно».

Хотя Георгий рос как обычный советский ребенок той эпохи, уважение и любовь к Православию, заложенные в детстве бабушкой, он сохранил до своей кончины.

Музыкальный дар у Георгия Свиридова обнаружился очень рано. Музыка и чтение – это были основные занятия мальчика. Причем в литературе предпочтение отдавалось русской классике. Это потом сказалось и на творчестве Свиридова.

В Ленинградской консерватории Георгий Васильевич учился с 1936 года по 1941-й. Окончание обучения совпало с началом Великой Отечественной войны. Свиридова призвали на службу и отправили в военное училище воздушного наблюдения, перебазировавшееся из Ленинграда в город Бирск. Однако по состоянию здоровья Георгия Свиридова демобилизовали. И он занялся своим композиторским делом, писал военные песни и музыку для театров.

Человек над эпохой

Само музыкальное творчество Свиридова началось еще в 1935 году, когда он написал шесть романсов на стихи Александра Сергеевича Пушкина. В дальнейшем он сочинял симфонии, сюиты, кантаты, оратории, пьесы для фортепиано, скрипки и виолончели. Но советский культурный человек полюбил его, прежде всего, за музыку к театральным постановкам и кинофильмам. Композиция к фильму «Метель» по одноименной повести А. С. Пушкина стала визитной карточкой Свиридовского музыкального дара.

В СССР Г. В. Свиридова ценили: не раз он становился лауреатом государственных премий, награждался орденами и медалями, а в 1975 году был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Против советской власти Свиридов никогда не выступал и не баловался диссидентством, как некоторые представители интеллигенции. Однако Георгий Васильевич с болью воспринимал приниженное положение русской культуры и полное уничижение Церкви при советском строе. Именно по этим причинам он не принимал революции 1917 года: «Мы живем в эпоху мировых конфликтов, носящих прежде всего религиозный характер, во вторую очередь – национальный и, менее всего, характер социальный. Именно такой и была прежде всего Октябрьская революция, Октябрьский переворот. Он проходил под знаком истребительной борьбы против Христианства и, в первую очередь, Православного Христианства».

Свиридову откровенно видна чужеродность революции для России: «Занимаясь отбором песен для кинофильма “10 дней, которые потрясли мир”, я выяснил достоверно, что Революция (не только октября 1917 года) и все революционное движение на протяжении десятков лет не создали ни одной своей песни. Все песни Революции – это немецкие, французские (Варшавянка, Интернационал), польские и т. д. песни.

Ни одной песни Русской: “Беснуйтесь, тираны”, “Смело, товарищи, в ногу”, “Красное знамя”, Марсельезы разных родов. Ни одной своей ноты и, кажется, ни одного русского слова.

Это – не только удивительно. Россия и Революция оказались духовно несовместимыми. А сама Революция – по выражению Блока – оказалась совершенно «немузыкальным» явлением».

Георгий Свиридов понял и то, к чему тащит либерально-революционное западничество саму Россию. У него нет иллюзий в отношении происходящего в мире: «Прогресс цивилизации, рост науки и техники привел к тому, что земной шар превратился в гигантскую коммунальную квартиру, в которой живут разные, чужие, ничем внутренне не связанные люди, царит постоянная свара, злоба, скандалы…»

Музыка должна совершенствовать душу

Православные и церковные мотивы в творчестве Свиридова звучали постоянно. Элементы церковного хора он использовал в «Патетической оратории» (1959). А наиболее четко эти мотивы проявились в 1965 году («Метель»), потом были еще и музыка к постановке драмы А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» (1973), и сочинения: «Из песнопений Пасхи» (1978), «Песни Великой Субботы» (1979), «Обедня» (1981-1985), «Величие Пасхи» (1985), «Из мистерии» (1985). Венцом музыки, вдохновленной Библией и Православием у Свиридова стал цикл «Песнопения и молитвы» (1985-1997).

В «Песнопениях и молитвах» Георгий Свиридов обращается к православной литургике. Он воспевает Творца, Пресвятую Деву Марию, приклоняется перед святым апостолом и евангелистом Иоанном Богословом. В этом цикле он в наибольшей степени приближается к традиционной православной музыке.

В отличие от подавляющего большинства советских интеллигентов, решавшихся прийти к православной вере, Георгий Васильевич не видит себя вне Церкви и решительно опровергает мнимые формы «христианства»: «Пастернак – самодельное христианство, “презирающее” Церковь, так сказать, “один на один с самим Христом”. Подобные люди, “иудео-христиане”, в общем-то вполне терпелись cоветской властью (Луначарский, Пастернак и пр., жуликоватая “Обновленческая церковь” и т. д.). Истреблялись же собственно Церковь, ее служители и институты – носители подлинного Христианства. Разрушены здания, уничтожены библиотеки, варварски истреблены сотни тысяч (а то и миллионы) священников, монахов и верующих мирян».

А свою музыку Свиридов почитал недостойной звучать в храме. Он лишь надеялся, что она сможет привести людей к Богу и храму: «Музыка, – писал он, – предназначена для духовного совершенствования человека. В этом ее основная миссия». И к музыке, связанной с Православием, Георгий Васильевич предъявляет требования весьма серьезные: «Церковные заповеди – это не математические формулы и законы, ибо они согреты всей полнотой возвышеннейших чувств и помыслом Духа Божия. Они требуют соответственно проникновенной музыкальной фразы».

Свиридов любил и читал Евангелие и Ветхий Завет. Для него Библия была книгой, необходимой всем людям: «Человек, с детства воспитанный на книгах Священного Писания, вживается в величие мира. Он знает, понимает, что в мире есть великое, торжественное и страшное… Страх перед Богом помогает человеку возвыситься. Человек, знающий, что Господь – истинный властелин Мира, Жизни и Смерти, с подозрением относится к самозваным посягателям на величие. Таким человеком не так легко управлять, он имеет в душе крепость веры».

Русский человек

В 1989 году Георгий Свиридов вместе с редактором еженедельника «Литературная Россия» Эрнстом Сафоновым, писателем Владимиром Солоухиным, философом Игорем Шафаревичем, скульптором Вячеславом Клыковым и другими русскими творческими деятелями выступил за учреждение Фонда восстановления храма Христа Спасителя в Москве, разрушенного коммунистической властью. Усилия не пропали даром. Величественный храм-памятник погибшим во время Отечественной войны 1812 года поднялся из небытия. Покаянием и трудами русские люди подняли стены храма…

Ушел ко Господу Георгий Васильевич в Рождественский сочельник 1998 года. Его отпевание прошло в возрожденном храме Христа Спасителя.

Земной путь великого русского композитора закончился. Нам остались его чудесная музыка и слова, которые будят ото сна уставший разум: «Самое главное, чтобы человек русский перестал обезьянствовать. Вот это главная наша беда. Вечно жить чьим-то чужим примером. Что у соседей или за морем… Вот это чепуха. Надо жить своей жизнью. Жить своей традицией, продолжать свой, накопленный веками, опыт, отбрасывая из него дурное и продолжая хорошее.

Я не мудрец и не могу никому давать советы. Не могу… Но мне кажется, надо самостоятельно стараться разобраться во всем. Русским надо осознать себя как народ. Они теряют это сознание часто. Теперь не услышишь никогда: “русский человек”. “Я – российский”. Но ведь это чепуха. Российским может быть и папуас, живущий в России.

Русский народ имеет свой собственный громадный опыт – тысяча лет государству! Это гигантский период истории. В области экономики, культуры, науки, искусства Россия достигла исключительных результатов. Это одна из крупнейших цивилизаций мира. Сейчас часто нам внушают, что Россия – никуда не годное место. И это вздор».

А что же полагал основой нашей самобытности Георгий Свиридов? Ответ находится легко: «Россия богата словесным искусством. Это страна Слова. Страна песни. Страна просторов. Страна Христа. Вот для меня, что такое Россия».

Александр Гончаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 2 = 3

АРХИВ ГАЗЕТЫ