Евгений Лебедев. Судьба «запрещенного» человека
Он был замечательным театральным актером. Его очень ценил великий режиссер Георгий Александрович Товстоногов. На сцене ему покорялись любые роли: от героя-человека и до пегого мерина Холстомера. Но вот широко его публика узнала после работ в кинематографе, хотя он обычно играл персонажей второго плана. Дед Нечипор из комедийной «Свадьбы в Малиновке» (1967), Мармеладов в «Преступлении и наказании» (1969), полуволшебный смешной доктор из детского фильма «Приключения желтого чемоданчика» (1970), Иван Максимович Королев из военной эпопеи «Блокада» (1974) и полководец Кутузов из «Эскадрона гусар летучих» − все это один и тот же человек и актер Евгений Алексеевич Лебедев (1917-1997).
Зритель невольно связывает исполнителя ролей с реальным человеком, как бы примеривая киношные и театральные миры к судьбе человека. И часто из-за этого далеко не всегда интересуется подробностями биографии. А между тем о жизни Лебедева можно написать великолепный роман, да и снять целый сериал.
На весах планеты Земля 105 лет (по сравнению с геологическими эпохами) – это миг, но для людей – срок значительный и часто отделяющий одни пласты времен от других, совершенно несхожих друг с другом.
15 января 2022 года как раз и исполнится 105 лет со дня рождения Евгения Лебедева. Он родился в семье диакона Алексея Михайловича Лебедева, служившего в храме во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова в волжском городе Балаково. «Я сам родился в семнадцатом. Для меня в детстве церковь была не «опиумом», а делом житейским. Я ощущал ее необходимость для тех, кого я видел; без нее, без церкви, не разрешалось ни одного житейского вопроса. Я не помню, как меня крестили, но как только мои глаза стали различать предметы, то кроме матери и отца первым предметом, который я увидел, был крест. Он висел у меня на шее. А затем − огромные иконы в церкви, много икон: святые чудотворцы, великомученики и победоносцы, просветители и митрополиты, сам Христос и Божия Матерь», − так вспоминал свои ранние годы сам Евгений Лебедев.
Советская власть изначально нетерпимо относилась к Русской Церкви. Естественно, под гонения попал и принявший сан священника Алексий Лебедев со своей семьей, в которой было пятеро детей. Вера в Бога и крестьянский характер не позволили ради материальных выгод отцу Алексию отречься от Церкви, хотя ему настоятельно и советовали.
Дети священника, пойдя в школу, сразу же ощутили все «прелести» заботы атеистической власти. Над ними глумились, да и просто били. Образование выше 4 классов оказалось закрытым для «лишенцев».
В 1926 году Лебедевы покинули Балаково, чтобы больше никогда не вернуться. В дальнейшем им пришлось переезжать неоднократно.
В 1927 году Евгения отправили к родителям мамы в Самару, чтобы сын получил возможность отучиться в обычной школе и получить хоть какую-то рабочую специальность.
Лебедев вспоминал о том периоде жизни с содроганием и огромным сожалением: «До двенадцати лет я узнал все грехи, за которые Он может наказать меня, и я молился. И вот одну из самых страшных заповедей −«Чти отца и матерь свою» − я преступил. Я сказал о них: «Они у меня мертвые, умерли!» С тех пор, как я стал врать, ко мне стали хорошо относиться, меня перестали называть «попенком», «кутейником». Я надел красный галстук, дал торжественное обещание и стал убеждать других, что Бога нет. Но страх перед Богом все время ходил за мною и напоминал о моих грехах до тех пор, пока я не привык к нему, потому что другой страх сделался страшнее. Бог неизвестно еще когда накажет, а люди наказывали быстро. За что? За то, что мой отец − поп, не я, а мой отец! Моего брата избили палками, били по голове; ему тогда было десять лет, удар палкой оставил след на всю жизнь, он стал эпилептиком».
В ФЗУ (фабрично-заводском училище) Евгений Лебедев стал учиться на слесаря-лекальщика и принимать участие в театральном кружке. Он стал комсомольцем. Поступил в ТРАМ (театр рабочей молодежи). О его социальном происхождении преподаватели и появившиеся друзья не догадывались.
Однако спокойной жизни пришел конец, когда поступил донос. И бывшие приятели, недавно хлопавшие дружески по плечу, мол, хороший ты парень, Женька, превратились в яростных обличителей просочившегося в их среду «врага».
Евгений в 1934-ом сбегает в Москву. Большой город легче принял версию о сироте, потерявшем отца и мать во время голода 1921 года. Но «учиться на актера» в столице было голодно и холодно. Лебедев вспоминал, что приходилось подрабатывать разнорабочим, но это не спасало. Надвигалась дистрофия. Спасло то, что он устроился трудиться на конфетно-кондитерскую фабрику «Красный Октябрь». Ворованный шоколад спас.
С родными Евгений Лебедев виделся тайком. Последняя встреча с отцом произошла в буфете железнодорожного вокзала станции Аркадак Саратовской области. Слова, произнесенные родителем, Евгений Алексеевич запомнил на всю жизнь: «Запомни: никогда не теряй веру. Никогда с ней не расставайся. Что бы ты ни делал, в деле твоем должна быть вера. С верой и благоговением совершай свой труд, зарабатывай кусок хлеба. Не оскверняй храма своего, храм − в тебе самом, храм − душа наша. Трудись − и воздастся тебе, стучи − и откроются тебе двери познания жизни, ищи − и найдешь… Не обижай людей, ибо в человеке есть Бог…»
Чуть менее чем через месяц, в сентябре 1937 года, священник Алексий Лебедев был расстрелян. Его жена, Зинаида Ивановна, погибла в лагере через год. И сиротство Евгения Лебедева из выдуманного превратилось в настоящее…
В 1940 году молодой актер завершил обучение и получил распределение в Тбилисский русский театр юного зрителя имени Л. М. Кагановича. Здесь его пути пересеклись с Г. А. Товстоноговым – Лебедев снимал комнату у матери режиссера.
В Тбилиси творческий дар Лебедева оценила публика. Роли незначительные сменялись и серьезными. Все в одночасье изменилось после начала Великой Отечественной войны, громы и огонь которой докатились и до Кавказа. Лебедев активно участвует в выездах актерских бригад на фронт и в госпитали. За это он был награжден медалями «За оборону Кавказа» (1945) и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1946).
В 1949 году Евгений Алексеевич перебирается в Москву, а затем и в Ленинград, по приглашению Товстоногова, возглавившего Ленинградский театр имени Ленинского комсомола.
В 1950 году Лебедев (вторым браком) женится на младшей сестре Товстоногова – Нателе, с которой и проживет до самой своей кончины в 1997 году. А в 1956 году вместе с Г. А. Товстоноговым перейдет в Большой драматический театр имени Максима Горького, где и обретет настоящую славу, преданных поклонников и останется навсегда верен данному месту труда и творчества. Кино же явится только моментом отвлечения от основного вида деятельности.
Лебедеву удалось сыграть практически все роли, какие ему и хотелось представить на сцене. Зал замирал от его игры, а талантом восхищались не только зрители, но и коллеги (что для актерского слоя не очень-то характерно). Только две роли Бог не ссудил ему показать: шекспировского короля Лира и… дерева. Евгений Алексеевич сокрушался, что не нашлось автора, попытавшегося бы написать пьесу, в коей дерево, живущее несколько столетий, оценивает людей, проходящих под его ветвями на протяжении веков.
В своей жизни Лебедев работал по-русски, жил по-русски, верил по-русски. Недаром Татьяна Доронина (известная актриса, режиссер, крупный деятель искусства) так охарактеризовала его: «Евгений Лебедев – русский актер. Почему именно «русский», а не актер вообще, либо просто великий актер? Да потому, что принадлежность к национальности русской, да и еще столь определенная и ярко выраженная, делала его великим и неповторимым, как велик был грузин Хорава, как велик англичанин Оливье, как прекрасен в своей национальной неповторимости француз Жан Габен. По духу, по крови, по темпераменту, по вере, по одержимости, по работоспособности, по добросовестности и по одаренности Евгений Лебедев – великий русский актер».
Речь Дорониной – свидетельство тому, что, несмотря ни на какие повороты и зигзаги судьбы, Евгений Алексеевич Лебедев выполнил в полной мере завет своего отца. И это главный урок его жизни для всех нас.
Александр Гончаров
Изображения с сайта culture.ru