Елеосвящение – Таинство Покаяния или исцеления?

Таинство Елеосвящения знакомо нам по другому его названию – Соборование. Так его называют, потому что оно совершается собором пресвитеров, т. е. несколькими священниками. В Таинстве Соборования при помазании тела елеем на больного призывается благодать Божия, которая исцеляет немощи духовные и телесные. Основанием для совершения этого таинства служат тексты из Священного Писания.

В Евангелии от Марка есть упоминание о том, что ученики Христа «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:13). В Послании апостола Иакова мы читаем: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15). В этих словах апостола Иакова – несколько ключевых подсказок для понимания Таинства Елеосвящения. Обо всем по порядку.

Елей – символ врачевания

Человек имеет и душу, и тело, а значит, нуждается в полном, духовно-телесном восприятии благодати Божией. Поэтому каждое таинство имеет две стороны: внешнюю и духовную. Внешняя сторона таинства – все то, что мы можем услышать, почувствовать, потрогать – это действия священника над человеком. А духовная, таинственная – это уже мистическое, благодатное действие Бога над человеком.

Во внешней части таинства обычно присутствует какое-нибудь вещество: вода, хлеб, вино, миро и др. Для Соборования используется елей (растительное масло, по возможности оливковое).

Еще в ветхозаветную эпоху елей употреблялся не только для приготовления пищи, но и в медицинских целях. Поэтому в священнодействиях, в которых используется елей, он часто становится символом исцеляющей силы Божией.

В апостольское время и в раннехристианский период жизни Церкви упоминаются и другие внешние средства для исцеления. Известны случаи, когда исцеления совершались через освященную воду, возложение рук на болящего, призывание имени Иисуса Христа, Причастие.

Так или иначе, непосредственно для совершения Таинства Соборования всегда использовался именно елей. В современной практике елей смешивается с вином. Основанием для этого служит притча о милосердном самарянине (Лк. 10:30-35).

Вера – всему основа

Соборование – это не магическое действие, во время которого исцеление может произойти само по себе лишь посредством освященного масла. Апостол Иаков говорит, что «молитва веры исцелит болящего», а не помазание маслом. То есть вера является главным условием для получения исцеления. Как и в любом таинстве, здесь важен наш диалог с Богом – искренняя молитва, вера и доверие.

Доверие Богу предполагает любой исход нашей молитвы, а не только тот, который нам нужен. В этом смысле Таинство Елеосвящения «не гарантирует» исцеления, а дает на него надежду.

Можно задать в таком случае вопрос: если таинство не обещает оставление болезни, то зачем в нем тогда вообще участвовать? Протопресвитер Александр Шмеман писал в этой связи следующее: «Всякое таинство есть всегда переход и преложение. Христа просили об исцелении, а Он прощал грехи. У Него искали “помощи” нашей земной жизни, а Он преображал ее, прелагал в общение с Богом. Да, Он исцелял болезни и воскрешал мертвых, но исцеленные и воскрешенные им оставались подверженными неумолимому закону умирания и смерти… Подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении – на время! – его физического здоровья, а в изменении его восприятия болезни, страданий и самой смерти… Цель таинства – в изменении самого понимания, самого приятия страданий и болезни, в приятии их как дара страданий Христовых, претворенных Им в победу».

Таинство не гарантирует исцеления, но оно точно может утешить, укрепить человека в болезни и даже поменять само отношение к ней.

Без покаяния нет исцеления

Физические болезни в человеке являются следствием его грехопадения. Это, однако, не означает, что можно всегда проводить прямую связь между конкретными болезнями и конкретными грехами. Речь идет  скорее об общей поврежденности человеческой природы грехом. Как писал преподобный Симеон Новый Богослов, «врачи, которые лечат тела людей… никак не могут вылечить основную природную болезнь тела, то есть тление; они стараются разными способами вернуть телу… здоровье, а оно снова впадает в другую болезнь».

Эта неразрывная связь между болезнью и грехом отражается и в Таинстве Елеосвящения. Кроме молитв об исцелении от болезней, Соборование содержит много молитв покаянных (поэтому, кстати, в нем не участвуют дети до 7 лет).

В таинстве мы молимся о том, чтобы Господь исцелил нашу душу, угасил наши страсти, которые в той или иной степени влияют на наше телесное самочувствие. То есть, мы просим Бога устранить сначала первопричину болезней – нашу греховность, а потом уже, если это будет полезно и своевременно, исцелить нас и от самих физических недугов.

Две главные темы Елеосвящения – исцеление и покаяние – со временем породили два разных применения этого таинства. Первое – в его основном значении как таинства, предназначенного для больных, и второе – как таинства покаянного для людей здоровых.  

В Византии около XIV века возникла практика совершения общего Елеосвящения. Оно совершалось в Великий Четверг перед Пасхой и было доступно для всех – и здоровых, и больных. Такое общее таинство понималось как особая разновидность Таинства Покаяния.

Видимо, о таком значении Соборования писал святитель Симеон Солунский (XV в.): «Согрешив, мы приходим к божественным мужам и, принося покаяние, совершаем исповедь прегрешений; по повелению их мы приносим Богу елей в знамение Его милосердия и сострадания, в которых сияет божественный и тихий свет благодати… Когда же и молитва исполняется, и елей освящается, помазуемые елеем получают отпущение грехов».

В России практика совершения «общего маслоосвящения» в соборах и монастырях появилась немного позже – в XVI веке. В настоящее время общее Соборование совершается в большинстве храмов, и не только в Великий Четверг, но и в другие дни поста.

Елеосвящение – Таинство Покаяния или исцеления? Такой вопрос прозвучал в заголовке, и, отвечая на него, можно сказать, что темы покаяния и исцеления в этом таинстве связаны неразрывно. Только ударение на то или иное значение таинства каждый делает самостоятельно.

Если человек тяжело болен, то главной молитвенной темой для него будет тема исцеления. Если человек здоров, то участие в Соборовании должно восприниматься им как дополнение к Таинству Покаяния.

При этом, как в первом, так и во втором случае, Соборование не должно совершаться в отрыве от всей остальной церковной жизни, прежде всего – от участия в богослужениях и таинствах Церкви.   

Иерей Иоанн Дворядкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 − = 7

АРХИВ ГАЗЕТЫ