Единение со Христом
В церковном Предании большое значение уделяется подготовке к Таинству Святого Крещения. Подвижник IV века святитель Кирилл, епископ Иерусалимский, много писал для своей паствы, в основном его письменное наследие заключается в наставлениях тем, кто хотел принять Святое Крещение. Размышляя над тем, какое значение это Таинство имеет в жизни верующего человека, он писал: «Великое дело – предстоящее крещение, оно – искупление пленным, оставление прегрешений, смерть греха, обновление души, светлое одеяние, святая нерушимая печать, колесница на небо, райское наслаждение, предуготованье Царствия, дарование усыновления».
По мысли святителя Кирилла, Крещение имеет великую ценность для человека не только потому, что в Таинстве происходит прощение его грехов. Главное, что наряду с этим происходит единение со Христом. «Никто да не думает, что крещение есть благодать оставления только грехов… как Иоанново крещение давало только отпущение грехов. Напротив, мы точно знаем, что оно как служит очищением грехов и сообщает дар Святого Духа, так бывает и верным изображением Христовых страданий. Посему то и Павел, недавно взывая, сказал: “Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть…” (Рим. 6:3,4). Посему да познаем, что все, что ни претерпел Христос, пострадал Он ради нас и нашего ради спасения на самом деле, а не в воображении, и мы делаемся причастниками Его страданий… Во Христе истинная была смерть, душа Его действительно разлучилась с телом, и погребение было истинное… Но в нас смерти и страданий – одно подобие, спасение же не подобие, а самая действительность».
Вхождение в Церковь
Таинство Крещения (если это не исключительный случай) по традиции совершается не изолированно от Церкви, а непосредственно в доме Божием – храме, как в месте собрания верующих. Именно посредством Крещения мы становимся христианами и входим в Церковь как в сообщество верующих в Господа нашего Иисуса Христа.
«…Где двое или трое собраны во имя мое, там Я посреди них», – эти слова всем нам, членам Церкви, говорит Господь. Христос пребывает с нами и посреди нас, и в тот момент, когда совершается первое Таинство Церкви.
Молитвы последования говорят о том, что ответственность за того, кто принимает Крещение, несет вся церковная община – все те люди, которые находятся вместе с крещаемым в святом храме. И священник, совершающий Таинство, не является исключением.
Непосредственно перед погружением человека в крещальную купель священник молится о самом себе. Он просит Бога о даровании сил в совершении Таинства и о даровании благодати Святого Духа. Обычно эта молитва читается священником про себя или шепотом. Позволю себе привести основные прошения этой глубокой молитвы в статье, чтобы читателям было понятно, какое отношение к Таинству Крещения должно быть как у священника, так и у всех тех, кто находится рядом с ним в этот момент.
«Благосердный и милостивый Боже… знающий все обо мне, не возгнушайся мною, и не отврати лица Твоего от меня, но презри мои согрешения в час сей, не взирающий на грехи людей ради их покаяния, и омой мою скверну телесную и нечистоту душевную, и всего меня освяти всесовершенною силою Твоею невидимою, и десницею духовною, чтобы свободу другим возвещая, и ее подавая по Твоему неизреченному человеколюбию через совершенную веру, сам не оказался неисправным, как раб греха. Нет, Владыка, единый благой и человеколюбивый, да не останусь я униженным и посрамленным, но ниспошли мне силу с высоты и укрепи меня к служению предстоящему Твоему таинству, великому и пренебесному, и отобрази Христа Твоего в желающем [или в желающей] вновь родиться через меня, недостойного».
Вы ощутили весь трепет, волнение и великую ответственность, с которой священнослужитель взывает к Господу в этот момент?
Оглашение – необходимая подготовка
Когда мы говорим о подготовке к любому церковному Таинству, то многие часто делают акцент в первую очередь на какие-то внешние его атрибуты. Люди беспокоятся: что можно делать, а чего нельзя, и непременно нужно приобрести, чтобы все выглядело благообразно. Это, конечно, тоже важные моменты, их нужно учитывать, о них мы обязательно поговорим несколько позже.
Однако в первую очередь, готовясь ко Крещению, нужно обратить внимание на наполнение своего внутреннего мира. Поэтому на огласительных беседах священнослужители обычно задают родителям, будущим крестным и взрослым, готовящимся принять Таинство, «домашнее задание» – просветительскую литературу. Это древняя традиция Церкви. В первые века христианства человек, желающий принять Крещение, проходил достаточно длительный период оглашения. Люди, которые готовились к этому событию, так и назывались – «оглашенные», то есть те, кому оглашаются, объясняются основы веры.
Со временем сроки подготовки к Таинству сократились. А в период советской власти эта традиция и вовсе забылась. Еще совсем недавно можно было совершить крещение ребенка без какой-либо подготовки. Но годы такой практики показали, что далеко не каждый человек, принявший таким образом Крещение, остался в Церкви.
Я сам порой, совершая это Таинство, ловил себя на мысли, что часто во время Крещения храм наполняется людьми, как будто в день большого церковного праздника. Собираются все родственники: родители, дети, бабушки и дедушки с обеих сторон, крестные, близкие друзья… Но потом большинство из них я больше не встречал никогда. Где сейчас все эти люди? Что для них значил этот день?
Крещение не должно восприниматься как единичный эпизод в нашей жизни. Это действительно великий праздник, за которым непременно должно последовать вхождение в Церковь. И поэтому ему обязательно должна предшествовать подготовка. Не только внешняя, но и внутренняя.
Святейший Патриарх Кирилл, размышляя о подготовке к Таинству Крещения, говорил: «Прошло то время, когда мы, радуясь самому желанию принять Святое Крещение, откликались на него незамедлительно, сегодня важно пояснять приходящему к Таинству, какие обязательства он принимает на себя, становясь членом Церкви; надо пояснять и крестным родителям, какую ответственность они берут, воспринимая младенцев из купели Крещения». И с этими словами нельзя не согласиться.
Протоиерей Максим Горожанкин