Две горы: Голгофа и Джомолунгма

01_yrty98423klrew_Языческие боги и демоны из самых разных древних и современных мифологий постоянно стремились отделить себя от мира людей. Взобраться повыше, если угодно. Зевс с сонмом античных божков соизволил расположиться на Олимпе. Брахма, Вишну и Шива избрали местом собственного проживания Меру, недоступную простым смертным. Даже теософы (сектанты одного из новейших разливов) задвинули обиталище своих махатм – Шамбалу в Гималаи, где расположена высочайшая вершина Земли – Джомолунгма (Эверест). С апреля 2010 года официальная высота Эвереста фиксируется на отметке 8848 метров над уровнем моря.
Но не такова Голгофа – скромная скала, с которой начался путь к победе над смертью, к разрушению адских пут, к Пасхе Христовой.
Честно говоря, Голгофа и не гора, по меркам географов нынешних времен, а только часть склона холма Гарив.
Ключевская сопка, Броуд-Пик, Пик Коммунизма просто не заметили бы Голгофу рядом. Гладиатор Спартак, поднявший восстание против Рима, вряд ли сумел бы защищаться от легионов на Голгофе, которая непохожа на Везувий. Но духовное измерение Голгофы в тысячи и тысячи крат значительнее всех макушек и вулканов планеты. От Голгофы до Пасхи ведь один шаг всего – шаг Господа нашего Иисуса Христа…
Не гордостью Бог берет людские души, а смирением! А славной становится та территория, где Небо соприкасается с землей, но совсем не та, где гора пробивает слои атмосферы и устремляется в космос, как Вавилонская башня.

02_Everest_ar34
Джомолунгма (Эверест, Сагарматха) — высочайшая вершина Земли
Вид с северо-запада

С Джомолунгмы при хорошей погоде можно обозреть далекие окрестности, да и то, если повезет. А с Голгофы видна вся Вселенная – Вселенная Пасхи! С Голгофы Господь устремился во ад и поверг последний абсолютному поруганию и победил смерть. Наш Бог принимает не великое и не мудрое, и уже в этом показывается Его Любовь к человеку.
Прислушаемся к преподобному Симеону Новому Богослову: «Господь и Бог наш Иисус, ни в чем не провинившись, был заушаем для того, чтобы грешники, которые будут подражать Ему, не только получали оставление своих грехов, но и становились через послушание сопричастниками Его Божества.
Он был Богом и стал ради нас человеком. Был заушаем, поругаем и распинаем. И всем тем, чем пострадал бесстрастный по Божеству, Он как бы учит и говорит каждому из нас: «Если хочешь, человек, стать богом, удостоиться вечной жизни и жить вместе со Мной – то есть всего того, чего не достиг твой праотец (Адам), ибо стремился к этому злым путем, – смирись, как и Я смирился за тебя, избегай самонадеянности и демонской гордости, прими заушения, пощечины; претерпи их до смерти и не стыдись.
Если ты постыдишься претерпеть за Мои заповеди что-либо из этого, как Я, Бог, претерпел за тебя, то и Я посчитаю для Себя за стыд, чтобы ты был рядом со Мной во время славного Моего пришествия, и скажу Своим Ангелам: «Этот постыдился исповедать Меня из-за Моего уничижения и не соизволил оставить мир, чтобы стать подобным Мне. Сейчас же он обнажился тленной славы, тогда как Я прославился в бессмертной славе Отца Моего, и Мне стыдно даже видеть его. Итак, бросьте его снаружи: Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, – будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа» (Ис. 26,10).
Трепещите, люди, убойтесь и терпите с радостью оскорбления, которые Бог претерпел за наше спасение. Бог заушается от никчемного раба, а ты не хочешь потерпеть этого от такого же страстного человека, как сам? Стыдишься стать подражателем Бога – как же тогда будешь соцарствовать с Ним и сопрославляться в Небесном Царстве, если не терпишь своего брата? Если бы и Он не захотел стать человеком для тебя и оставил бы тебя до сего дня лежать в падении, то не был бы ли ты сейчас на дне ада, несчастный, с неверными и злочестивыми?» (26-е Огласительное слово).
На Западе разучились праздновать Пасху. И сие неудивительно, ведь там отказались от Христа и Голгофы, оттого и тянутся к эверестам и шамбалам.
В целом не весьма люблю стихи И. Бродского, но недуг «прогрессистов» он подметил и охарактеризовал точно:

«Есть мистика. Есть вера. Есть Господь.
Есть разница меж них. И есть единство.
Одним вредит, других спасает плоть.
Неверье – слепота, а чаще – свинство…

…У человека есть свой потолок,
держащийся вообще не слишком твердо.
Но в сердце льстец отыщет уголок,
и жизнь уже видна не дальше черта».

«Потолок» заставил евро-американский мир постепенно, по столетиям, выставить на первый план празднование Рождества Христова вместо Пасхи. Ведь Рождество в мозгах обывателя еще не подводит к Голгофе. Празднуя сей знаменательный день, можно не думать о бичевании Христа и Его Распятии. Веселись напропалую. Дари подарки… И не грезь о том, что у каждого мужчины и каждой женщины есть свой крест – отражение Креста Господня.
А дальше… Подворачивается добрый дедушка Дарвин – и Пасху вообще долой. Потомкам питекантропов и неандертальцев кресты не нужны. А Рождество Господа нашего Иисуса Христа насильственно реформируется сперва до рождества доброго божика, затем рождества неизвестно кого, а потом зимнего веселья под праздничным деревом. Пасху же отмечают только фанатики и фундаменталисты. Крест же прочь!
Но Россия никогда не отказывалась от Пасхи. И в эру Советского Союза, когда восхищались покорителями океанских глубин и Эвереста, когда верили в примат науки над христианством, когда Рождество без надрыва и усилий заместил Новый год, Пасха оставалась в недрах (под спудом!) исковерканных грубым атеизмом разумов. И куличи пекли, и яички красили, и на кладбище к родным наведывались, пусть и редко, и случайно тишком, но крестясь: «Господи, помилуй». И везде: из подвигов Карбышева, Зои Космодемьянской и Матросова, из спрятанных за занавесками или в кладовой бабушкиных икон, из полуязыческих «кексов весенних», из страниц «Настольной книги атеиста», из кадров фильма «Александр Невский», из строк барда Высоцкого:

«Архангел нам скажет:
«В раю будет туго»,
Но только ворота щелк,
Мы Бога попросим: «Впишите нас с другом
В какой-нибудь ангельский полк».

«…И я попрошу Бога, Духа и Сына,
Чтоб выполнил волю мою,
Пусть вечно мой друг защищает мне спину,
Как в этом последнем бою…»

            (отрывок из песни В.С.Высоцкого «ВОЗДУШНЫЙ БОЙ»)

возникала вновь и вновь мнимо изгнанная воинствующими атеистами Пасха Господня, так как Крест невозможно отменить, а Торжество торжеств забыть – даже и за 70 лет вакханалии «свободы от религиозного дурмана»…
Голгофа всегда была и будет больше Джомолунгмы, ибо за ней поднимается Пасха. И никогда и ничто не отменит слова достославного святителя Иоанна Златоуста: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются Ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе. Христос бо, востав от мертвых, Начаток усопших бысть. Тому слава и держава во веки веков. Аминь».

Александр Гончаров,
к.ф.н., доцент кафедры журналистики СОФ ВГУ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

71 − 67 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ