Два святителя: Николай Чудотворец и Амвросий Медиоланский
История человеческого рода напоминает огромную реку, несущую свои седые воды посреди темной ночной степи. Каждый изгиб берегов, каждая песчаная отмель, каждый заросший густым лесом остров являются вехами ее. Люди, испившие из холодных или теплых ключей, питающих реку, чем-то да и отмечаются в летописях и хрониках, в легендах и мифах. Но проходят времена, и имена великих вождей забываются потомками, а погребальные курганы хранят лишь останки тех, кто некогда повелевал странами и провинциями.
Громы войн и ратей утихают и скрываются за горизонтом, где о них никто и не помянет. Мощные стены грозных столиц рассыпаются и оседают, истлевают папирусы с поэмами и сказаниями, а река все течет и течет…
Но на величественных кручах усиливаются и растут светлые огни, способные озарить окрестные земли и показать калике перехожему дорогу к устью. И сумрак отступает. Однако пламена сии – это не доблестные полководцы, не мудрые властители, не пытливые ученые, а святые, по воле Божией помогающие человекам. И думается, что сама история есть история святости и праведности. И завершится она только тогда, когда не останется святых на Земле – ни явных, ни тайных…
Становление современной нам цивилизации началось после 313 года, когда равноапостольный император Константин признал христианство движущей силой настоящего прогресса, освободив позднеантичный мир от неукротимого верчения в колесе дурной бесконечности и чередования эонов.
В IV веке от Рождества Христова Запад и Восток не были разобщены, а христианство не раскололи еще притязания папства на светскую власть и всеобщее подчинение сестер-Церквей. И блистали два неповторимых светильника, которые не скроешь под спудом: на Западе – Амвросий Медиоланский, на Востоке – Николай Мирликийский.
В древности очень любили метод параллельного сравнительного жизнеописания, разработанный Плутархом Херонейским. Ныне он нам пригодится для того, чтобы наилучшим образом показать значение святых для Церкви и истории и как можно точнее раскрыть актуальность примеров подлинной христианской жизни для мира XXI столетия, утонувшего в болоте потребительства, восставших ересей и неоязычества.
Святитель Николай родился во второй половине III в. в городе Патары Ликийские (Малая Азия), а отошел ко Господу около 342-345 гг. в Мирах.
Святитель Амвросий появился на свет ок. 339 г. в г. Августа Треверов (ныне Трир в Германии). Покинул же свою паству он, скончавшись в 397 г. (место упокоения – Медиолан (Милан в Италии).
И Амвросий, и Николай были современниками, только встретиться не могли: расстояния и возраст сыграли свою роль. Но то, что разделяет география, то соединяет Дух Божий: епископ Медиоланский был продолжателем дела архиепископа из Мир Ликийских – и в борьбе с ересью, и в научении верных, и в защите прав Церкви.
Чудеса с младенчества
Еще с младенчества Николай и Амвросий были избраны Богом для высокого служения, о чем и свидетельствуют чудеса, зафиксированные в житиях. О будущем святителе Николае известно, что во время крещения, когда обряд был очень длительным, он, никем не поддерживаемый, простоял в купели в продолжение трех часов.
С Амвросием же произошло «чудо пчел». Когда мальчик спал в своей колыбели, то прилетевшие пчелы «покрыли лицо спящего младенца и улетели после того, как оставили на языке у него мед».
Владыка Николай застал одно из самых страшных гонений на христиан при императоре Диоклетиане, а род Амвросия был прославлен святой мученицей Сотирией, пострадавшей за Христа при том же Диоклетиане.
Николай и Амвросий принадлежали к аристократическим семьям, вполне состоятельным и пользовавшимся авторитетом жителей их родных городов. И казалось, что бы молодым людям, получившим, кстати, отличное образование, не пожить в свое удовольствие, тратя напропалую родительские деньги. Но это сейчас люди стараются жить «для себя», забыв, что золото и драгоценные камни в гроб не утащишь, а всех услад не отведаешь. Для Николая и Амвросия и чувственные наслаждения, и даже интеллектуальные игры философов представлялись прахом и ерундой, ибо, отрекшись от всех ценностей материальной сферы, они приняли в сердца самого Господа.
Епископами Николай и Амвросий были избраны по гласу народа, отразившему голос Бога. Причем командовать и распоряжаться оба святых не хотели. Амвросий открыто отказывался от сана, а Николай (перед поставлением во архиепископы) жил как нищий. Но когда святители стали управлять, то оказалось, что имеются у них выдающиеся (на фоне современников иных) и организаторские, и ораторские способности. Так Господь Иисус Христос наделяет всем необходимым своих избранников.
Среди творений святителя Амвросия Медиоланского до нашей эпохи дошла знаменитая «Песнь хвалебная»: «Тебе, Бога, хвалим, Тебе Господа исповедуем, Тебе, Превечнаго Отца, вся земля величает. Тебе вси ангели, Тебе небеса, и вся силы, Тебе херувимы и серафимы непрестанными гласы взывают: свят, свят, свят Господь Бог Саваоф…»
В сей песне изложена вся суть веры в Господа нашего Иисуса Христа, и думается, что и Николай Чудотворец мог бы подписаться под каждым словом Амвросия Медиоланского.
Святители Николай и Амвросий своею милостью и крепкой кротостью (только у святых кротость крепка!) сокрушали гордыню правителей и судей. Императоры склонялись перед святителями и принимали их вразумления.
У Амвросия Медиоланского имеется весьма примечательное рассуждение: «Поистине тот храбр и мужествен, кто умеет побеждать самого себя, воздерживаться от гнева, не увлекаться ничем суетным; в бедах не скорбит, а в счастии не гордится; для кого перемена внешних житейских обстоятельств не что иное, как некоторый ветер». Но это ведь характеристика храбрости, принадлежащей святителям Николаю и Амвросию, всем тем Отцам, которые любили Церковь Христову и защищали ее от нападок язычников и еретиков. Победивший самого себя не устрашится никакого врага и при помощи Божией готов одолеть любые препятствия. Как же важны эти слова в мире нынешнем, порабощенном суетой, погоней за наживой, где житейские обстоятельства диктуют поступки, несовместимые с христианской нравственностью и моралью. Оказывается, что человек сейчас стал гораздо трусливее и гневливее из-за боязни не схватить все и вся из одежды, вещей, модных фильмов, книг… и идеек. Ежели получить желаемое не удается, то яростно обвиняется общество, чужие люди, семья, дети, родители. А ведь в реальности в личных поражениях виноват сам потерпевший, не смогший совладать с самим собою. В расхристанном обществе человек забыл о храбрости святых и приобрел трусость эгоистов и «прогрессистов». Не отсюда ли растут бытовые корни неоязычества?.. Не отсюда ли вытекает ненависть к Церкви и пастырям?.. Не отсюда ли выходят кощунственные эскапады крестоповальщиков и глумцов над иконами?..
Святые отстояли истинную веру
Смиренная отвага потребовалась святителям при отражении атак арианской ереси на Православие. Именно при истоке IV века, как некое нелепое существо из табакерки, выпрыгнуло арианство. Основатель ереси Арий был ученым мужем (и этого у него не отнимешь). Но в изысканиях он дошел до того, что отверг божество Сына и не признал Его Единосущным Отцу. Таким образом Арий хотел приспособить христианство к языческому мировоззрению, упростить и сделать понятным для масс. Арий подчинился запросам тогдашних (прости, Господи!) потребителей религиозных ритуалов и догматов. Фактически же ересиарх-пресвитер навязывал христианству пантеизм позднего Древнего Египта. Победа арианства означала удушение веры Христовой. Но Николай Чудотворец, Амвросий и другие отцы поднялись на защиту истинной веры и, несмотря на принуждения со стороны некоторых императоров, отстояли ее.
Но в XXI веке опять происходят попытки приспособить христианство к требованиям нехристианского сообщества. Уже введен в ряде конфессий женский епископат, а Библия переиначивается в угоду феминисткам и сексуальным меньшинствам. Но не то ли, пусть и по-другому, совершал Арий? Только современное «арианство» приобрело резко выраженный секулярный стиль. И перед каждым христианином снова и снова встает вопрос: «Каким идти путем: во след святителям Николаю и Амвросию – или же вприпрыжку скакать за Арием?»
Православному человеку выбор представляется очевидным – новое «арианство» ему непотребно, да и выглядит оно более омерзительно, чем арианство «старое»…
Святой Андрей Критский писал о Николае Чудотворце: «Своими делами и добродетельной жизнью святитель Николай сиял в Мирах, как звезда утренняя среди облаков, как месяц красивый в полнолунии своем. Для Церкви Христовой он был ярко сияющим солнцем, украшал Ее, как лилия при источнике, был для Нее миром благоуханным».
О новых «арианах» не скажешь сего, а деяния их соответствуют их же «добродетелям». Если посмотреть на парады содомитов, где они хамовато красуются друг перед другом и разношерстной толерантной публикой, то невольно припоминаешь не благоухание лилий, а запах серы.
Христианство в СМИ постоянно осмеивается и порочится. Гонения не кончаются, правда, не по сценарию Диоклетиана, но Юлиана Отступника. И как же необходимы в наши дни люду православному святитель Николай Чудотворец и святитель Амвросий Медиоланский!..
А они с нами рядом. Только следует позвать – и придут на помощь. И Господь рядом с нами…
Александр Гончаров,
к.ф.н., доцент кафедры журналистики СОФ ВГУ