Два маяка святости

Святители Афанасий (Сахаров) и Серафим (Соболев). Коллаж Юлии Зиновьевой

Когда утверждают, что Предвечный Творец не вмешивается в историю, то, мягко говоря, откровенно лукавят. Конечно, бывают периоды в жизни человечества, наполненные войнами, бунтами, болью, кровью, смертью и предательством, посреди которых любому потомку праотца Адама кажется, что Создатель покинул грешный мир и не проявляет к нему интереса. Однако это не так. Господь не ограничивает воли и свободы поступков людей, даже устремляющихся и ко злу, ибо человек не манекен или марионетка, а «образ и подобие Божие». Но Он дает шанс всем исправиться, посылая Своих святых, которые личным примером указывают правильный путь тем, кто заблудился во тьме «пустых переходов пространств и времен».

Главное – распознать святых Божиих, услышать их, поверить им, довериться Божией любви, проистекающей от них. А еще важно помнить, что совершенно неважно, из какого сословия или класса происходят святые. Все разделения по группам – это мерки и эталоны рода человеческого, а у Господа нашего Иисуса Христа все равночестны в глазах Его. 

«Нам невыгодно вас судить»

Сергий Сахаров родился 2 июля 1887 года в Тамбовской губернии, то есть в самой что ни на есть российской глубинке.

Юность Сахарова протекала на древней земле православия – Владимирской Руси, наполненной храмами и неповторимой иконописью русского Средневековья. Сергий учился в Шуйском духовном училище, прислуживал в алтаре и предпринял свой первый опыт духовного творчества, написав тропарь Шуйско-Смоленской иконе Божией Матери.

После Владимирской семинарии Сахаров прошел полный курс обучения в Московской духовной академии. 12 октября 1912 года ректором академии епископом Феодором (Поздеевским) Сергий был пострижен в монашество с именем в честь святителя Афанасия III Пателария, патриарха Цареградского. Через несколько дней его рукоположили в иеродиаконы, а затем и иеромонахи. Ему назначили послушание преподавателя в духовных семинариях. Отцу Афанасию довелось потрудиться и в его родной Владимирской семинарии. В 1914 году он стал членом совета православного братства во имя святого благоверного великого князя Александра Невского.

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви (1917–1918 гг.). Изображение с сайта media.foma.ru

В январе 1918 года иеромонах Афанасий (Сахаров) вошел в состав членов Поместного Собора Российской Православной Церкви. Здесь он трудился над вопросом о прославлении русских святых и их местном почитании. Причем ему довелось работать с выдающимся русским историком-востоковедом Б. А. Тураевым, основателем российской школы исследователей Древнего Востока над «Служба всем святым, в земли Российстей просиявшим».

В 1920 году Борис Тураев скончался от голода. Советской власти были не нужны востоковеды, особенно православные. Отцу Афанасию же предстоял подвиг священноисповедничества.

В 1921 году архимандрит Боголюбского монастыря Афанасий (Сахаров) был хиротонисан во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии. На следующий год последовали чуть ли не подряд три ареста епископа, но все они заканчивались тем, что владыку отпускали, недолго продержав в заключении. А вот с четвертого ареста и начались его мытарства по тюрьмам, лагерям и ссылкам. Причиной послужила твердая антиобновленческая позиция святителя Афанасия.

Епископа выслали в Зырянский край на два года. В 1925 году святой Афанасий вернулся во Владимир, а в 1926-м его вновь арестовывают.

Святитель попросил открытого суда над собой, в чем ему было отказано со словами: «Нам невыгодно вас судить». Удивляться этому вряд ли нужно. Церковный народ очень любил своего владыку, а реальных обвинений в чем-то противозаконном предъявить было сложно.

Но все же в 1927 году епископу предъявили нелепые обвинения и направили на три года в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Из заключения и ссылки он вернулся только в декабре 1933 года. Но это еще не было концом репрессий против святителя Афанасия. Ему пришлось испытать и неоднократные лживые приговоры, и лагеря, и ссылки, и штрафной изолятор, и постоянные угрозы расстрела, и пеший этап в 400 км (когда больной епископ выжил лишь чудом Божиим), и фактическое заключение в инвалидном доме, столь схожим по порядкам с тюрьмой. Только в 1954 году советская власть предоставила свободу опальному епископу. В своем дневнике владыка тогда записал: «Исполнилось 33 года архиерейства. За это время: на епархиальном служении – 33 месяца. На свободе не у дела – 32 месяца. В изгнании – 76 месяцев. В узах и горьких работах – 254 месяца».

До последних дней своей земной жизни владыка занимался работой над службой всем русским святым, занимался исправлением иных церковных служб, составил книгу молитвенных песнопений, встречался с людьми, укрепляя их в вере. И отошел ко Господу в 1962 году. 

«Гордость есть лобзание с диаволом»

Святитель Серафим (Соболев) родился в год смерти Ф. М. Достоевского и убийства революционерами-террористами императора Александра II (1881) в семье мещан города Рязани и в миру его звали Николаем.

С детства он устремился к Богу и стремился стать монахом. Он учился в Рязанском духовном училище и семинарии, а затем и в Санкт-Петербургской духовной академии. Перед завершением обучения он принял монашеский постриг с именем Серафим в честь великого русского святого Серафима Саровского.

Священноначалие, обнаружив склонность у Серафима (Соболева) к церковно-научной деятельности и преподаванию, направило его трудиться в духовных учебных заведениях. Тяжелейшим испытанием для уже архимандрита Серафима стало ректорство в Воронежской семинарии (1912), где среди семинаристов распространился дух революции.

Все-таки Серафиму (Соболеву) удалось навести элементарный порядок в семинарии, хотя он и встретил жесточайшее сопротивление.

Революцию отец Серафим понимал как явление, проистекающее от человеческой гордыни.

«Гордость есть лобзание с диаволом», − так он писал и говорил в последующие годы. Естественно, революцию 1917 года Серафим (Соболев) не принял. А в 1920 году он перешел в подчинение Временного высшего церковного управления на юго-востоке России, которое поддерживало «Белое движение». В этом же году Серафим (Соболев) был рукоположен во епископы.

Поражение «белых» в гражданской войне заставило святителя уехать из России в Болгарию, где осели многие русские эмигранты, не желавшие примириться с советской властью.

В 1921 году владыка стал епископом Богучарским. Под его окормлением оказались все русские православные общины в Болгарии. Очевидцы вспоминали, что владыка всегда наставлял людей в вере Христовой, произносил яркие проповеди, лично встречался с теми, кто потерял все и впал в грех уныния.

В 1934 году Серафим (Соболев) стал архиепископом. За рубежами нашего Отечества он прославился как строгий ревнитель православия, борец с ересями и за сохранение в Церкви юлианского календаря, и пастырь Христов, который возвращал ко Господу заблудшие души. Не только православные русские, но и болгары начали почитать отца Серафима за великого старца, отличавшегося прозорливостью и мудрым наставничеством.

В 1939 году владыка опубликовал труд под названием «Русская идеология», который наполнен горечью за судьбу России, но в то же время и предлагает выход из сложившейся ситуации. Краеугольным камнем «Русской идеологии» стало учение «о симфонии властей».

В годы Великой Отечественной войны святитель Серафим отказался сотрудничать с Третьим рейхом, занимая патриотическую позицию при всей своей нелюбви к советской власти.

В 1945 году архиепископ Серафим перешел с частью православных приходов в лоно Русской Православной Церкви. А в 1948-м он принимал участие в московском Совещании глав и представителей автокефальных Православных Церквей.

Отошел ко Господу святитель в 1950 году. Практически все иерархии Болгарской Православной Церкви присутствовали при его погребении…

Святители Афанасий (Сахаров) и Серафим (Соболев) – каждый по-своему прошел испытания XX «звериного» века. Они были дарованы Провидением православным христианам ради спасения их душ. Святые владыки многому наставили своих современников, но, пожалуй, важнейшим из их уроков явилось научение любви, любви к Богу, к ближнему своему и верности Церкви.

«Свято и неукоснительно храните нашу православную веру, как в ее канонах, так и в ее догматах. Приспосабливайте не веру к своей жизни, а свою жизнь − к вере. От истинно православной веры черпайте все свое счастье» (Святитель Серафим (Соболев)).

 

 Александр Гончаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 57 = 64

АРХИВ ГАЗЕТЫ