Духовные причины трагических событий XX века и проблемы наших дней
Доклад иерея Дмитрия Малышева, настоятеля храма прп. Серафима Саровского в селе Хийтола (Петрозаводская и Карельская епархия), на II муниципальных Онуфриевских чтениях, прошедших 26 апреля 2018 г. в Старооскольском театре для детей и молодежи имени Б.И. Равенских
Цель моего выступления – передать Вам мнение тех, кто меня воспитал – о том, что трагические события ушедшего века, известные как Первая мировая война, насильственная смена власти, гражданская война, голод, репрессии, Великая Отечественная война, распад страны – это наказание Божие. Наказание вызвано гневом Творца. Есть свидетельство святого Иоанна Богослова, что бесчисленные миры святых и сонмов ангелов непрерывно взывают в благодарении пред престолом Божиим. Следовательно, гнев Божий праведен, и по-другому ни отнестись к нему, ни назвать Его мы не можем – «отврати праведный гнев на ны движимый» – слова из вечернего Богослужения. Таким образом, мы должны знать, что вызвало в нашей жизни гнев Божий, каковы причины столь трагических для нас событий.
Меня воспитывали дедушка с бабушкой – они были дети священников, сохранившие свою веру. Очевидно, неслучайно мое первое сообщение происходит у вас, так как дед родился в Щиграх, бабушка в Борисовке; Старый Оскол – сами видите – посередине. Поэтому разрешите обратиться к вам: дорогие земляки! Для меня очень дорого именно это обращение! Наша земля мила и очаровательна, как наши дочери; она великолепна и сильна благодатью Божией, как наши сыновья – поэтому она привлекательна, и сюда отовсюду едут и едут люди.
Мой прадед, протоиерей Вениамин был настоятелем Тихвинского женского Борисовского монастыря. Сохранились письменные свидетельства о его неутомимой деятельности. Он писал ноты для церковного хора, он организовывал ремесленное училище, в котором преподавал предметы, которые раньше не преподавались вообще, и к тому времени еще не преподавались в других школах: физику, химию, математику. Он занимался пчеловодством, им были сконструированы ульи. Известно, что он играл на разных музыкальных инструментах.
Единогласно тайным голосованием он был избран духовником района. Когда наступил 1919 год, его духовные чада упросили его уехать с ними в Крым. Уезжать за границу он не стал, он сказал: «Я хочу, чтобы мои останки остались лежать в русской земле». Его друг и сослужитель отец Дмитрий сказал, что он из Борисовки никуда не уйдет, потому что «здесь меня все любят, все знают». Он был крестный моей бабушки, которую я называл мамой; его сбросили в монастырский колодец.
Мы с вами, к сожалению, не первые, огорчившие Бога и потерпевшие от Него наказание. Попробуем проследить историю преслушания людей перед Богом и взглянуть на то, какова была реакция Творца на человеческие неправды. Начнем с самого начала – как мы знаем из повествования пророка Божия Боговидца Моисея, вместе с потерей рая смертны стали не только люди, но вся живая и даже неживая природа. Известна продолжительность жизни многих планет и светил с точностью до секунд.
В результате деятельности потомков Каина оказалось много что изуродовано. «…Все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время». «Земля растлилась перед лицем Божиим и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел Бог на землю, и вот, она растлена, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт., 6). Нам сейчас и не представить великолепие природы до потопа. Уменьшилась продолжительность жизни людей, появились времена года, ледовые шапки на полюсах.
В священной истории мы можем видеть один удивительный факт: праведники терпели наказание вместе со своим народом в том случае, если народ именно наказывался, но не уничтожался. Так, пророк Иезекииль был уведен в Вавилонский плен. Бедствия и лишения в это же время со своим народом терпел и пророк Иеремия. Пророк Даниил томился на чужбине, как и многие другие пророки того времени. Семеро Маккавейских мучеников были зверски убиты языческими поработителями Израиля.
И может быть, снова и снова, когда в очередной раз был убиваем пророк руками израильтян – никто даже не думал, что это был еще один шанс для этих людей, для этого народа… Ибо праведник мог бы быть легко избавлен Богом от такой злой участи. Но долготерпение Божие и милосердие к своему избранному народу проявлялось вот так. И многие сотни лет обличаемые в неправдах вместо покаяния и обращения почему-то занимались ликвидацией источника морального дискомфорта. И эти убиваемые праведники молились за убивающих их извергов, молились за этот народ, за эту страну – поэтому у этого народа и этой страны и было будущее: будущее, вымоленное этими святыми.
В первые века христианства множество мучеников было жестоко убито – но эти страны и народы потом стали православными. Они стали верными Богу молитвами этих бесчисленных убитых праведников – известных и неизвестных. Убийством праведников никогда ничего не кончалось – с этого, наоборот, все начиналось. Как древние иудеи убили когда-то Христа – они тоже думали, что на этом все закончится…
А вот если народ уничтожался, то праведники, даже если и были в этом народе – спасались из него. Так был спасен Ной со своим семейством от погибели потопом. Так был выведен Лот из земли Содомской перед ее уничтожением. Аналогичную картину изобразил в Откровении Иоанн Богослов – когда решено было уничтожить Великий Вавилон, слова Божии были обращены ко всем верным: «Выйди от нея народ Мой…».
Обращаясь к истории нашей Родины, мы видим, что многие святые в это непростое время претерпели злую участь вместе со многими, которые терпели это справедливо. И в этом – наша надежда. Потому, что народ хотя и наказан, но не уничтожен.
Из священной же истории видно еще одну закономерность. Оружие возмездия всегда уничтожалось. То есть те страны или народы, которыми был наказан избранный народ, потом сами переставали существовать. Это повод задуматься каждому – о том, как опасно сделать хоть какое-нибудь зло Божию человеку, (с какими бы он ни был, быть может, на наш взгляд, недостатками). И что теперь можно сказать о тех людях, руками которых в минувший век были убиты многие невинные люди, в том числе и дети – вина которых состояла только в происхождении их родителей?..
Убиенные молились за убивающих их извергов, молились за этот народ, за эту страну – поэтому у этого народа и этой страны и было будущее: будущее, вымоленное этими святыми.