Духовные основы воинского подвига

Вчера вся Россия отмечала День защитника Отечества, а сегодня, 24 февраля, исполнилось ровно три года с начала СВО. Мимо этих календарно-исторических дат спокойно пройти невозможно. Именно они заставляют нас задуматься о смысле войны, воинском долге, понятиях чести и милосердия в военной среде.
А потому ИМЦ «Православное Осколье» и публикует весьма примечательные рассуждения настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы протоиерея Максима Горожанкина, которые, как мы надеемся, помогут разобраться с православным взглядом на воинский подвиг и долг защитника Родины.
***
Война – страшное дело для тех, которые предпринимают ее без нужды, без правды, с жаждою корысти или преобладания, превратившейся в жажду крови. На них лежит тяжкая ответственность за кровь и бедствия своих и чужих. Но война – священное дело для тех, которые принимают ее по необходимости – в защиту правды, веры, отечества.
Свт. Филарет, митрополит Московский
Приходя в этот мир, каждый человек неизбежно понимает, что он наполнен не только родительской любовью и радостью, но и скорбями, испытаниями и разного рода невзгодами. Одним из самых страшных испытаний для человека является опыт жизни, прожитой в военное время и этот опыт, как показывает история присуща каждому поколению. Если мы взглянем на историю нашей страны, то увидим наряду с тяготами военного времени и великую силу человеческого духа.
Слова, вынесенные в качестве эпиграфа, принадлежат человеку, которому предстояло жить в стране только-только оправившейся от нашествия Наполеона. И ему вслед за своим учителем и предшественником по Московской кафедре, митрополитом Платоном (Левшиным), придется приводить в порядок епархиальную жизнь Москвы — древней столицы России, совсем недавно разоренной и сожженной. Именно поэтому столь пронзительно и не шаблонно звучат слова святителя Филарета, сына священника села Коломенское, который не понаслышке знал, что такое испытание военным временем.
Наряду с тяготами лишениями именно в военное время раскрывается величие человеческого духа. Само словосочетание «воинский подвиг» говорит нам о том, что воин, достойно и честно несущий свое служение, не просто герой, а подвижник. Полагая в случае необходимости и душу свою за ближних своих, воин исполняет самую главную заповедь – заповедь о любви.
Если мы всмотримся в нашу историю, то увидим множество примеров, на которые следует обратить внимание, и которые помогут нам в воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма и любви к Богу и Церкви.
Незадолго до принятия христианства неизвестный автор «Слова о полку Игореве» справедливо сожалеет о том, что Русь терпит поражения от неприятелей в основном из-за собственной разобщенности, и, как бы мы сказали сегодня, отсутствия национальной идеи. Храбрый воин, вчерашний язычник, князь Владимир прекрасно понимает это и принимает христианство со словами – «Был я зверь, а стал человек». И это признание — не просто формальное, и выбор князя не просто политический. Его сыновья Борис и Глеб становятся первыми мучениками на Руси. Будучи прекрасно обучены воинскому искусству, братья не идут на конфликт с окаянным братом, который движим жаждой власти и жаждой крови.
«Мученичество святых князей лишено всякого подобия героизма. Не твердое ожидание смерти, не вызов силам зла, который столь часто слышится в страданиях древних мучеников… Напротив, “Сказание”, как и летопись, употребляет все свое немалое искусство, чтобы изобразить их человеческую слабость, жалостную беззащитность. Горько плачет Борис по отце: “Все лицо его слез исполнилось и слезами разливался…”, “Увы мне, свете очию моею, сияние и заре лица моего. Сердце ми горит, душу ми смысл смущает, и не вем к кому обратитися”. Еще трогательнее, еще надрывнее плач Глеба: “Увы мне, увы мне! Плачю зело по отци, паче же плачюся и отчаях ся по тебе, брате и господине Борисе, како прободен еси, како без милости предася, не от врага, но от своего брата… Уне бы со тобою умреть ми, неже уединену и усирену от тебе в сем житии пожити!” К ним, убитым отцу и брату, он обращается и с предсмертным молитвенным прощанием. Эта кровная, родственная любовь лишает всякой суровости аскетическое отвержение мира. В это отвержение – не монашеское – включается мир человеческий, особенно кровный, любимый». [1]

Сила духа русского воинства имеет своим основанием не просто мужество и героизм, но зиждется на любви и самопожертвовании. Подвиг святого благоверного великого князя Александра Невского являет для нас пример мудрости и рассудительности в области принятия решений в непростые для нашего Отечества времена. Перед князем стояло сразу несколько задач: сохранить страну от внутреннего распада из-за постоянной разобщенности удельных князей, защитить ее на Западе от нашествия разного рода «рыцарей», которые под эгидой и с благословения Римского Папы осуществляли свои захватнические походы; и найти при этом баланс взаимоотношений с Золотой Ордой, которая, захватив Русь, но не обеспечив ее безопасности, занималась только сбором налогов и податей.
Со времени захвата татаро-монголами наша страна на долгие годы погружается в атмосферу ужаса и страха. Как внешняя, мирская, так и духовная жизнь буквально замирают перед лицом жестоких кочевников. Города стираются с лица земли навсегда (Рязань будет разрушена и заново построена в другом месте, а на месте домонгольской Рязани до сих пор ведутся раскопки, в результате которых находят множество рубленых останков).
Не только исторические источники, но и современная литература, и кинематограф могут помочь как нам, так и подрастающему поколению осмыслить и осознать всю тяжесть и горечь тогдашнего времени. В своем фильме «Андрей Рублев» режиссер Андрей Тарковский делает гениальную попытку не просто рассказать, но и осмыслить жизнь того человека, о котором известно всего несколько строк. Перед нами по сути предстает житие святого, воплощенное средствами кинематографа.
Великие русские актеры, такие как Юрий Никулин и Николай Бурляев, со всей ответственностью и пониманием значимости данного произведения для режиссера взялись за дело. Так, «на съемках Тарковский повесил Бурляеву на грудь оловянный крестик, так как тот играл верующего древнерусского подростка. Это было впервые в жизни будущего режиссера, когда крест лег ему на грудь. После этого началась его дорога к храму, рассказывал режиссер». [2] Эти примеры могут помочь нашим школьникам прочувствовать как атмосферу эпохи, которая представлена на экране, так и прикоснуться к гениальной кинематографической работе Андрея Тарковского и его команды.
Возвращаясь к историческим реалиям, необходимо заметить, что в кругу учеников преподобного Сергия уже нет панического страха перед татарами. Сам Сергий, рожденный во времена ига, когда люди уже забыли, что это такое — быть свободными, самой своей жизнью свидетельствует о важности таких добродетелей как смелость и решимость. Он уходит в Радонежский лес и ставит в этом лесу сруб, освящая его во имя Святой Троицы. Неслыханное доселе дело! Георгий Федотов, осмысливая влияние преподобного Сергия на современников, пишет: «От мистики до политики — огромный шаг, но преподобный Сергий сделал его, как сделал шаг от отшельничества к общежитию, отдавая свое духовное благо для братьев своих, для русской земли. Вмешательство преподобного в судьбу молодого государства московского, благословение им национального дела было, конечно, одним из оснований, почему Москва, а вслед за нею и вся Русь чтила в преподобном Сергии своего небесного покровителя. В сознании московских людей XVI века он занял место рядом с Борисом и Глебом, национальными заступниками Руси». [3]
Преподобный посылает иноков Пересвета и Ослябю в помощь князю Димитрию, а сам молится за всех павших на поле боя, прозревая духовным взором все то, что происходит там. Перед сражением Сергий дает молодому князю просфору и говорит важные слова: «Не бойся, ты победишь». Князь Димитрий верит своему духовному отцу и с верой побеждает. В основе воинского подвига князя и воинов иноков Сергиевой обители лежат крепкая вера в Бога, упование на то, что воле Божией Русь будет спасена и бесконечная любовь к Богу и людям.
В XVIII веке великий русский воин и полководец Федор Федорович Ушаков будет поражать своих современников устроением своего «внутреннего человека». Скромный, даже застенчивый в светском кругу, он проявляет железную волю и несокрушимое спокойствие в обстоятельствах, которые требуют максимальной сосредоточенности и собранности. Ушакову не ведом страх, и это поражает как его сослуживцев, так и его противников. В одном из писем он отметит: «Благодарение Богу, при всех означенных боях с неприятелем и во всю бытность онаго флота под моим начальством на море, сохранением Всевысочайшей Благости ни одно судно из онаго не потеряно и пленными ни один человек из наших служителей неприятелю не достался». [4] Ушаков одержал победу в пяти крупнейших морских сражениях (Фидониси, Керчь, Тендра, Калиакрия и Корфу) и не потерпел ни одного поражения.
В 1790 году М. И. Кутузов берет крепость Измаил. Его непосредственный начальник А. В. Суворов пишет: «Показывая собою личный пример храбрости и неустрашимости, он преодолел под сильным огнем неприятеля все встреченные им трудности; перескочил чрез палисад, предупредил стремление турок, быстро взлетел на вал крепости, овладел бастионом и многими батареями… Генерал Кутузов шёл у меня на левом крыле; но был правою моей рукою».[5] Уверенный в военном гении Кутузова, Суворов шлет императрице ходатайство о представлении к награде последнего за взятие Измаила — еще до его окончательной сдачи.
Действительно, военный гений и храбрость Михаила Иларионовича спасут Россию от нашествия Наполеона в 1812 году. Оба великих русских полководца отличались глубокой верой и благочестием. Домовая церковь Кутузова поражает своим убранством. Оба товарища найдут последнее пристанище в храме Божием. Кутузов будет похоронен в Казанском соборе Северной столицы, Суворов — в Александро-Невской лавре.

Особое значение в исторической и молитвенной памяти для всех нас имеет Великая Отечественная Война 1941-1945 годов. Практически у каждого в семье есть родственники-ветераны и даже еще живы те, кто принимал непосредственное участие в тех великих и страшных событиях.
Война, окутавшая мир явила множество примеров храбрости, мужества и святости. Архипастыри, клирики, миряне, — все встали на защиту Родины, каждый — на своем месте. Первым к народу обратился Местоблюститель Патриаршего Престола, митрополит Сергий (Страгородский). 22 июня 1941 года многоопытный иерарх и фактический предстоятель Русской Церкви выпустил обращение, в котором говорил: «В последние годы мы, жители России, утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва не весь мир, не коснется нашей страны. Но фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали, оказался и на этот раз верным себе. Фашиствующие разбойники напали на нашу родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью родины, кровными заветами любви к своему отечеству.
Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге пред родиной и верой и выходили победителями.
Не посрамим же их славного имени и мы — православные, родные им и по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может. Тут есть дело рабочим, крестьянам, ученым, женщинам и мужчинам, юношам и старикам. Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства.
Вспомним святых вождей русского народа, например Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, разбивших наголову Соловья-разбойника.
Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг.
Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». Душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражения за свой народ и его благо, но и всякий, кто жертвует собой, своим здоровьем или выгодой ради родины. Нам, пастырям Церкви, в такое время, когда отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божией. А если, сверх того, молчаливость пастыря, его некасательство к переживаемому паствой объяснится еще и лукавыми соображениями насчет возможных выгод на той стороне границы, то это будет прямая измена родине и своему пастырскому долгу, поскольку Церкви нужен пастырь, несущий свою службу истинно «ради Иисуса, а не ради хлеба куса», как выражался святитель Димитрий Ростовский. Положим же души своя вместе с нашей паствой. Путем самоотвержения шли неисчислимые тысячи наших православных воинов, полагавших жизнью свою за родину и веру во все времена нашествий врагов на нашу родину. Они умирали, не думая о славе, они думали только о том, что родине нужна жертва с их стороны, и смиренно жертвовали всем и самой жизнью своей.
Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины.
Господь нам дарует победу».[6]
Вдумайтесь: война только началась, а владыка Сергий уже говорит о победе, вдохновляя своими словами всех тех, кому надлежит потрудиться ради нее. Церковь вместе со своим народом, как и прежде, встала на защиту Родины перед лицом новой угрозы — фашизма. Этот опыт сложно переоценить, и о нем необходимо не просто напоминать на уроках, но систематически изучать, четко осознавая те угрозы, которые сегодня стоят перед нашей страной. Люди, которые когда-то были нашими союзниками (о чем свидетельствуют обширная историческая хроника, например, фотоснимки Ялтинской конференции), сегодня, к огромному сожалению, прямо заявляют о том, что Европа не заинтересована в усилении роли России в современном мире. Так, буквально на днях видный государственный деятель Великобритании Борис Джонсон сказал об этом прямо, рассуждая о сегодняшних проблемах и вызовах, которые стоят перед его страной. «Джонсон назвал условие ввода британских войск на Украину: Действительный аргумент, почему это хорошее вложение государственных средств, и почему защита демократии на Украине — на самом деле, разумная инвестиция. Ответ очень простой — если Украина падет, мы столкнемся с гораздо большей угрозой на наших границах. Границах европейского континента. Там, где демократии стоят плечом к плечу против России. Это страны Балтии, Грузия. Эффект от поражения Украины будет виден и в Тихоокеанском регионе, в Южно-Китайском море.
Что я хочу сказать тем, кто нас сейчас смотрит и думает, зачем мы стоим за украинцев. Да потому что иначе наша коллективная безопасность будет серьезно подорвана оживающей Россией, угрожающей самым разным частям Европы. И тогда нам придется платить, чтобы отправить британские войска помочь оборонять Украину».[7]
Возвращаясь к исторической части нашего доклада, отметим, что и сам патриарх Сергий, и многие архиереи, клирики Русской Церкви, в те годы мужественно переносили тяготы и испытания войны. Будущий первосвятитель, а в ту пору — митрополит Ленинградский, Алексий (Симанский) вместе с ленинградцами переживает блокаду и не просто никуда не прячется, но живет в комнатке у колокольни одного из Питерских храмов. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) оперирует в сложнейших условиях, спасая жизни солдатам, которых многие считали обреченными на смерть. «Когда началась Великая Отечественная война, епископ Лука не остался в стороне, не таил обиду. Он пришел к руководству райцентра и предложил свой опыт, знание и мастерство для лечения воинов Советской армии. В это время в Красноярске организовывался огромный госпиталь. С фронта уже шли эшелоны с ранеными.
В октябре сорок первого епископ Лука назначен консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Он с головой погружается в многотрудную и напряженную хирургическую работу. Самые тяжелые операции, осложненные обширными нагноениями, приходится делать прославленному хирургу. Раненые офицеры и солдаты очень любили своего доктора. Когда профессор делал утренний обход, они радостно приветствовали его. Некоторые из них, безуспешно прооперированные в других госпиталях по поводу ранений больших суставов, неизменно салютовали ему высоко поднятыми уцелевшими ногами». [8]
Победа 1945 года явила миру высоту духа, смелость и мужество русского народа. Многие воины стали священнослужителями. Часто такое решение было продиктовано обещанием Богу: «Если выживу, стану священником». Эти строки часто приходится читать, когда изучаешь материалы этого исторического периода. Пройдя испытание войной простой русский парень — бывалый воин — вспоминал о том, что он христианин и никакая атеистическая пропаганда не смогла вытравить Дух Христов из сознания народа. В тылу и в окопах все молились друг за друга, и Россия выстояла.
Великий наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий (Иван Михайлович Воронов) четыре года воевал на фронтах Великой Отечественной и прошел путь от Москвы до Берлина. А потом еще 13 лет держал оборону Псково-Печерского монастыря, защищая его от государства, за которое когда-то проливал кровь, — об это вехе его жизни расскажет в своей книге «Несвятые святые» митрополит Тихон (Шевкунов). Именно война заставила воина Ивана пересмотреть свои взгляды на жизнь и принять монашеский постриг. Вот что сам отец Алипий вспоминал об этом времени: «…Война была такой чудовищной, такой страшной, что я дал слово Богу: если в этой страшной битве выживу, то обязательно уйду в монастырь. Представьте себе: идет жестокий бой, на нашу передовую лезут, сминая все на своем пути, немецкие танки, и вот в этом кромешном аду я вдруг вижу, как наш батальонный комиссар сорвал с головы каску, рухнул на колени и стал… молиться. Да-да, плача, он бормотал полузабытые с детства слова молитвы, прося у Всевышнего, Которого он еще вчера третировал, пощады и спасения. И понял я тогда: у каждого человека в душе Бог, к Которому он когда-нибудь да придет». [9]
Такие иерархи как патриарх Пимен, митрополит Алексий (Коноплев) и архиепископ Михей (Хархаров), пройдут войну и посвятят свою жизнь Богу, молитвенно вспоминая своих павших товарищей. Митрополит Сурожский Антоний будет трудиться в Сопротивлении в Париже и сам едва избежит ареста. На страницах духовных наставлений великого греческого подвижника преподобного Паисия Святогорца мы так же можем увидеть множество отсылок и воспоминаний о его военном прошлом.
Подводя итог этой беседы, можно с полной уверенностью сказать: духовные основы воинского подвига заложены в Евангелии и Предании Церкви. Если мы откроем церковный календарь, то увидим множество имен воинов, прославленных в лике святых. Сегодня мы попытались осмыслить лишь несколько эпизодов нашей истории, дабы назидаясь этими примерами, не забывать о нашем великом прошлом и передать эти знания нашим детям.
Примечание:
- Федотов Г.П. Святые древней Руси. https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedotov/svjatye-drevnej-rusi/1
- Страсти по Андрею: история создания великого фильма. https://portal-kultura.ru/articles/news/331756-strasti-po-andreyu-rublevu-istoriya-sozdaniya-velikogo-filma/
- Федотов Г. Святые древней Руси. https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedotov/svjatye-drevnej-rusi/8
- Ушаков Ф. Письма.
- Суворов А.И. Письма и донесения.
- Сергий (Страгородский), патриарх. Слова и речи. https://www.pravmir.ru/obrashhenie-mitropolita-sergiya-stragorodskogo-22-iyunya-1941-goda/
- ТГ-канал Пул № 3. https://t.me/dimsmirnov175/83839
- Марущак В. Прот. Святитель хирург. https://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jasenetskij/svjatitel-hirurg-zhitie-arhiepiskopa-luki-vojno-jasenetskogo/11
- Тихон (Шевкунов) митр. Несвятые святые. https://azbyka.ru/fiction/nesvyatye-svyatye-i-drugie-rasskazy/16/
Протоиерей Максим Горожанкин