«Духовные ключи» представлены белгородским педагогам

Два дня, 17 и 18 сентября, в Белгороде проходил Всероссийский научно-образовательный форум «Педагогический и воспитательный потенциал ОРКСЭ и ОДНКНР в современной системе образования».
Его работа была направлена на мониторинг ситуации и обсуждение путей совершенствования преподавания предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и предмета «Православная культура» в образовательных организациях.
Форум организован департаментом образования области, Белгородским институтом развития образования по заказу Министерства просвещения. В нем приняли участие более 200 человек – педагоги, представители Русской Православной Церкви, федеральных и региональных органов управления образования, общественные деятели, работники сферы культуры и искусства.
В первый день форума состоялись Межрегиональные педагогические чтения. Они собрали учителей-практиков, которые поделились своим опытом преподавания предметных областей ОРКСЭ, ОДНКНР и православной культуры. В рамках чтений были проведены семинар «Православная педагогика как система духовно-нравственного становления личности», мастер-классы и круглый стол. Старооскольские педагоги достойно представили различные формы и методы приобщения детей к православной культуре, к своим национальным истокам.
Педагоги старооскольской православной гимназии в лице директора Е. И. Гриневой, замдиректоров Н. А. Симоновой и О. Ю. Малаевой на мастер-классе «Традиционные православные ценности как основа воспитания» рассказали об использовании квеста для изучения биографии священномученика Онуфрия (Гагалюка), первого Старооскольского епископа. Гимназисты вместе учителями побывали в местах, связанных с жизнью святого владыки. Свое путешествие они транслировали в сети интернет, выкладывая фотографии с хештегом (ключевым словом – прим. ред.). Участники чтений заинтересовались таким современным способом донесения информации, некоторые попросили поделиться материалами.
Об организации работы по духовно-нравственному воспитанию в Старооскольском городском округе участникам чтений рассказала Елена Николаевна Кривошеева, руководитель центра духовно-нравственного просвещения Старооскольского института развития образования. Она отметила, что в настоящее время все острее ощущается проблема разрыва связи между поколениями. Отрыв от традиций сказывается на мировоззрении ребенка. Противостоять негативной информации, которая является сегодня легкодоступной, возможно, если объединить усилия школы, семьи и Церкви. Свое выступление она проиллюстрировала примерами многолетнего плодотворного сотрудничества и представила программу ИМЦ «Православное Осколье» «Духовные ключи Старого Оскола», ставшую подспорьем для учителей православной культуры, ОРКСЭ, ОДНКНР в их урочной и внеурочной деятельности.
Елена Николаевна передала слово директору ИМЦ «Православное Осколье» Светлане Воронцовой, которая не только рассказала о создании в молодежном формате фильмов по истории старинных храмов Старого Оскола, но и предложила посмотреть один из них – об Александро-Невском кафедральном соборе. Также она познакомила участников чтений с новым проектом «Духовные ключи», который осуществляется за счет средств выигранного Президентского гранта. Вниманию зрителей был предложен небольшой отрывок из нового фильма о Покровском храме села Тростенец.
Модератор секции Игорь Витальевич Метлик, заведующий научно-методическим кабинетом Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, отметил, что фильмы являются хорошей методической формой. «Здесь есть и приобщение к православным ценностям, и общероссийское гражданское воспитание, как мы говорим, формирование нашей гражданской самобытности. Именно через духовную нашу культуру, на основе традиций нашего народа, традиционных религий мы формируем ту российскую идентичность, глубокую, гражданскую, на которой строится наше национальное единство», – сказал Игорь Витальевич.
Проектную деятельность духовно-просветительского центра «Благодеяние» представила его руководитель — учитель православной культуры старооскольской школы N 33 А. А. Галюзина. Она обратила внимание на принципы православной педагогики, которые сегодня востребованы православным сообществом и могут быть реализованы в процессе преподавания православной культуры. «Православная педагогика… обязывает православного педагога не только овладевать духовными сокровищами православия, но прежде всего воспитать самого себя в истине и добродетели, ибо можно дать лишь то, что имеешь», — полагает Анна Александровна Галюзина.
Сегодня выбор религиозных культур учащимися и родителями по стране возрастает – с 32 процентов он уже достиг 40 процентов (по отношению к светской этике и основам мировых религий). Порой выбор модуля зависит не только от приоритетов родителей, но и тех возможностей, которые может предоставить школа. Большое значение имеет качество подготовки педагогов (и само наличие их в школе), которые могут приобщать детей к православной культуре и православным ценностям. «Преподавать религиозную культуру должен человек, хорошо с ней знакомый, ее любящий и сам являющийся носителем этой культуры, – уверен заведующий научно-методическим кабинетом СОРОИК РПЦ И. В. Метлик. – Белгородская область – особый регион, где до введения предметной области ОРКСЭ уже была развита практика преподавания православной культуры. Мы можем говорить о Белгородской области как об источнике методических разработок, которые могут быть востребованы в других регионах».
Работа форума продолжилась на следующий день в рамках Всероссийской конференции, где обсуждались концептуальные вопросы педагогического и воспитательного потенциала предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР в системе образования.

Светлана Петрова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

30 − 22 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ