Духовное руководство. Когда совет священника не нужен

Задумчивый мужчина. Художник М.Л. Мункачи, 1869 год

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему…» (Быт. 1:26). Образ человека подразумевает под собой определенный набор качеств, возможностей и умений, которые позволяют нам быть человеком. Одним из таких является свободная воля. Воля – очень серьезный инструмент, которым нужно уметь пользоваться, и учиться порой приходится этому всю жизнь.

Дар свободы – это самое яркое проявление Божественной любви к человеческому роду. Конечно, Господь мог изначально «подмять» нас всех под себя, наделив определенными чертами, но в таком случае мы уже не были бы Его подобием, а уподобились творениям животного мира.

На протяжении своей жизни мы каждый день принимаем решения, начиная с выбора религии, семьи, работы и заканчивая банальным вопросом – выпить чай или кофе? И перед тем как сделать выбор, мы нередко советуемся со своей семьей, друзьями, наставниками, в том числе со священниками. Нередко после обращения к последним в народ уходят странные и комичные байки. Я и сам не раз слышал такие вот анекдоты про советы батюшек прихожанам и даже знаю лично несколько «реальных» персонажей таких историй. Отчего так происходит? Почему наш выбор может превратиться в фарс?

Духовная жизнь зачастую воспринимается мирянами как тяжелый ребус. И поэтому особенно на начальных этапах она требует руководства священников и катехизаторов. Но рано или поздно человек просто обязан двигаться дальше самостоятельно. Самостоятельность в Церкви выражается, как правило, в принятии решений, а не в перекладывании их на плечи своего пастыря или духовника. У преподобного Никона Оптинского есть интересное рассуждение по этому поводу: «Духовный отец только как столп указывает путь, а идти надо самому. Если отец духовный будет указывать, а ученик сам не будет двигаться, то он никуда не уйдет, а так и сгниет у этого столпа». Отмечу, что Оптина на протяжении многих лет является местом, где миллионы человек благодаря переписке с насельниками пустыни находили ответы на важные вопросы и получали полезные советы на разные случаи жизни. Но при этом большая часть этих наставлений и советов побуждала каждого вопрошающего размышлять и принимать собственные решения и брать ответственность за них на себя.

Самостоятельность – это, в первую очередь, показатель прогресса внутренней жизни христианина, возможность совершенствоваться и идти дальше по духовному пути. Но увы, не все готовы брать на себя эту ношу, а потому обременяют грузом своих проблем не только священника, но и самих себя. Получив достойные ответы и рекомендации, как поступать в какой-то действительно волнующей ситуации, человек часто не готов просто так расстаться с полезным советчиком. Через некоторое время у него появляются вопросы иного характера: примитивные, которые касаются исключительно бытовых или очень интимных вещей. Что делать, когда болит зуб? Какое платье надеть на выпускной дочери? Какой хлеб лучше употреблять в еду? А сколько раз можно спать с супругом в месяц? И т. д. и т. п.

Наша привязанность должна быть в первую и единственную очередь к Богу, а не к священнику. Выстраивать духовную жизнь необходимо с Христом, а не с отцом Кириллом или игуменом Макарием. Познакомившись с духовной литературой, опытом исповеди и другими таинствами, научившись понемногу молиться, поститься, жертвовать, любить, слушать, слышать и приобретя другие качества с помощью того же священника, мы должны учиться давать оценку своим действиям самостоятельно. Мы уже в состоянии сами рассуждать о том, что некоторые вещи просто необязательно обсуждать и при выборе некоторых вещей нет необходимости бежать за благословением.

В истории нашей Церкви были ситуации, когда священников в храмах не было совсем либо одному священнослужителю приходилось окормлять сразу несколько приходов, далеко расположенных друг от друга. В некоторых епархиях нашей страны до сих пор есть места, где священник может появиться всего 1-2 раза в год и христиане предоставлены, по сути, сами себе. Таких верующих встречал каждый священник, который побывал в миссионерской поездке. Например, на Крайнем Севере или Дальнем Востоке. Добраться в эти маленькие населенные пункты, которые нередко окружены горами или болотами, бывает очень непросто. Обычно священник попадает туда на вертолете или снегоходе вместе с очередной экспедицией рабочих. Поэтому месяцами там люди вынуждены сами совершать молитвы в домах Божиих, оставаться долгое время без возможности причаститься и исповедоваться. При этом они стараются все же по мере сил исполнять заповеди Божии, которые являются нашими первыми помощниками в духовной жизни. Без возможности испросить совета опытного духовника верующие в таком случае прибегают к верному способу решить проблему: они просто думают о том, а как бы поступил Сам Христос?

В Евангелии много мест, где Иисуса просто не интересовали многие вещи или, вернее говоря, не озадачивали и не являлись для Него существенными. Его не интересовала пища на столах, одежда на человеке, количество детей в семьях, занимаемая должность и то, за какого царя проголосовал гражданин. Христу было важно другое: накормил ли ты сегодня своего бедного соседа, купил ли ты теплые носки своему нуждающемуся другу, существуют ли измены в твоей семье и делала ли твоя супруга по твоему настоянию аборты, благосклонен ли ты к своим подчиненным?..

Поступая по совести и по принципу «как поступил бы Христос», высока вероятность, что в трудной ситуации мы сделаем правильный выбор. Любой священник рад помочь каждому человеку прийти к Богу. Он рад помочь отбросить лишнее, чтобы обратить внимание на главные вопросы и задачи. Он может дать просящему инструменты, которые при умелом применении проявят в нем образ Божий и укажут верный путь.

У каждого из нас всегда будут возникать ситуации, когда потребуется принять решение и сделать выбор. Но далеко не всегда этот выбор должен совершаться с помощью духовного отца или священника, потому что это наша жизнь, и строим ее мы сами.

 

Священник Андрей Коровин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 + = 22