Духовное путешествие во дни Великого поста

01_fdyku456tytВ 2017 году получилось так, что начало Великого поста пришлось на время противоборства зимы и весны. Сама Пресвятая Троица показывает людям, что необходима борьба с грехом, и надо устремляться ко Господу нашему Иисусу Христу. И тогда все получится. Природа раскрывает христианину, что лучи солнца легко уничтожают ночной мороз и иней, а затем и иссушают грязь. Разве это не явственно зовет нас ко Христу – Солнцу Правды? Недаром же легко находим у преподобного Ефрема Сирина следующие слова: «Моисей в книге своей описал творение природы, чтобы о Творце свидетельствовали и природа, и Писание, – природа, когда пользуемся ею, Писание, когда читаем его. Сии два свидетеля обходят всякую страну, пребывают во все времена, они всегда перед нами, и обличают отступников, отрицающих Творца».

На первой седмице Великого поста митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн традиционно посетил Старый Оскол по долгу и чувству епископского служения.

2 марта Владыка читал Великий покаянный канон свт. Андрея Критского в трех храмах: Вознесенском, во имя преподобного Сергия Радонежского и в Александро-Невском кафедральном соборе.

В пятницу, 3 марта митрополит Иоанн в сослужении с духовенством Белгородской и Старооскольской епархии совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Рождества Христова. Эта Литургия занимает особое место в православном богослужении и истории Церкви. Она обладает четким духом покаяния и исстари соотносится с Великим постом. Михаил Керуларий, Патриарх Константинопольский (XI в.), писал: «Литургия Преждеосвященных Даров есть древняя и древлепреданная, известная Святой Церкви Божией еще до тайноводственников наших Златоуста и Василия Великого, что видно из 49 правила Лаодикийского Собора… Во всех святых Церквах носится молва из неписаного предания, что тайная молитва, читаемая по перенесении Святых Даров на жертвенник, принадлежит святому Афанасию Александрийскому».

Освящение колива (обычно отварной пшеницы с медом) осуществляется после Литургии Преосвященных Даров, что непосредственно связано с событиями гонений императора Юлиана Отступника на православных христиан в IV веке. Из жития великомученика Феодора Тирона мы знаем, что «…Юлиан Отступник в насмешку над христианами приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы, продававшиеся на рынках Антиохии. Отступник от христианской веры хотел таким образом осквернить верующих, которые строго постились в первую неделю Великого поста. Но великомученик Феодор, сожженный в 306 году за исповедание веры Христовой, явился во сне епископу Евдоксию, рассказал об этом распоряжении Юлиана и дал совет вместо оскверненной пищи употреблять в течение недели коливо». Поэтому в пятницу закономерно проходит и моление в память преславного великомученика Феодора Тирона.

Безусловно, одной из важнейших частей архипастырского визита Высокопреосвященного Иоанна стала проповедь в храмах города, направленная на наставление верных в их жизни на период Великого поста.
Митрополит Иоанн сказал: «Великий канон святаго Андрея Критского является нашим духовным путешествием, которое позволяет открыться нашей собственной душе… И в своем составе он содержит очень много образов, взятых из Ветхого и Нового Заветов. И это образы как праведников, так и нечестивых. Вот смотрите, Каин приносит жертву Богу и внешне он все соблюдает, как и положено. Он совершает то, что было установлено Господом, но сердце его наполнено ненавистью к брату, потому что он считает, что Бог любит больше брата Авеля, чем его. И делает Каин приношение не из любви к Богу, а просто по установлению. И его жертва не принимается. Что дальше следует? Сердце переполняется злобой, и он совершает братоубийство. Образ Каина мы должны с вами в Великом посту все время иметь перед глазами. Очень часто мы внешне соблюдаем правила, забывая о том, что Бог намерение сердца приемлет, и судить нас будет не по внешним действиям, а по тому, как наша душа жива, расцвела ли она в Великом посту (ведь Великий пост – это духовная весна) или же душа так и не освободилась от леденящего панциря греха.

Мы очень часто в Великом посту смотрим на содержание продуктов (нет ли там каких-то жиров?) и на еще какие-то внешние обстоятельства, которые не удаляют и не приближают нас к Богу. Но для нас это кажется важным. А на самом деле, когда мы постимся и отстраняемся от своих ближних и в семье говорим: «Вы не поститесь, вы – плохие. И не трогайте меня. Я буду поститься», то совершаем уже грех разделения.

Если ты постишься, то это надо делать с любовью. А любовь предполагает, что приносишь жертву Богу и служишь ближним. А если ты пытаешься отгородиться от проблем, которые у твоих близких возникают, ссылаясь на пост, то этот пост никогда не будет принят Богом!..

Нам с вами нужно помнить, что у поста есть два крыла: молитва и милосердие. И невозможно подняться и увидеть свои собственные грехи, если мы не творим молитву и милосердие…

Пост – это время совершенствования в любви, когда мы предуготовляем свое сердце для встречи с воскресшим Христом, который ждет нас, который спас нас, который говорит: «Милости хочу, а не жертвы». Мы с вами, проходя Великий пост, настраиваем свою душу на великое и очень значимое событие – Пасху Христову, мироспасительный праздник, когда все преображается, все воскресает, потому что Любовь вечна…»

Душа подобно пилигриму идет путем Великого поста к Пасхе, ко Господу нашему Иисусу Христу.

Александр Гончаров,
кандидат филологических наук



   На первой неделе Великого поста

      г.Старый Оскол
      2-3.03.2017



   Проповедь митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна

      г.Старый Оскол
      03.03.2017


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

62 − 57 =