Дон Кихот, иезуиты и римский папа Франциск

История католических орденов изучена достаточно хорошо, но она обросла множеством легенд и мифов. Например, старейшими орденами считаются бенедиктинцы и августинцы. Но дело в том, что вплоть до XI века эти, так называемые «ордена», не имели единой структуры, да и, вообще, к ним причисляли монастыри, живущие по соответствующим уставам. Настоящие орденские организации появляются только после отпадения католицизма от полноты Вселенской Христианской Церкви. Претензии римского епископа на светскую власть, создание большого средневекового теократического государства во главе с римским папой, потребность вести, скоординированную хозяйственную, миссионерскую, политическую и военную деятельность на пространствах Европы, Азии, Африки и Америки, именно сие и породило уймищу католических орденов.
«Societas Jesu» («Общество Иисуса», иначе орден иезуитов) возникло в 1534 году и явилось высшей точкой процесса создания особых социально-религиозных формирований внутри католической церкви.
Известный русский ученый П. М. Бицилли сравнил основателя ордена иезуитов Игнатия Лойолу с героем известнейшего романа Мигеля де Сервантеса Доном Кихотом. Тот, кто знаком с историей ордена иезуитов по беллетристике и научно-популярным книжкам, наверняка подивится подобной аналогии: «Как же! Как же! Благородный, добрый, хоть и полусумасшедший, идальго из Ламанчи и коварнейший Лойола! Невозможнейшее сопоставление!» В действительности пересечений между выдуманным бытием Дон Кихота и реальной жизнью Игнатия Лойолы можно найти много.
Дон Иниго Лопес ди Оньяс де Рекардо Лойола (1491−1556) был седьмым сыном в семье небогатого баскского дворянина (два родовых замка на фоне земельных владений испанской аристократии выглядели весьма убого). С детства Лойола готовился к военной службе, образование получил минимальное, любил читать рыцарские романы. Преданность королю Лойола впитал вместе с молоком матери. В конце концов, карьеру свою на армейском поприще он рассчитывал закончить, достигнув какого-нибудь высшего воинского чина. Но все изменилось в одночасье 20−21 мая 1521 года. Французские войска осадили Памплону. В результате предательства французы захватили город, но цитадель стойко защищалась, а оборону ее возглавил Дон Иниго. В результате пушечного обстрела командир был тяжело ранен (пострадали обе ноги, причем в правую попало ядро) и крепость пала. Командующий французов, нисходя к мужеству Лойолы, не только приказал своим лекарям осмотреть раненного, но и отпустил его домой без выкупа. Впрочем, дела у Иниго обстояли плохо. Он перенес несколько операций. Шансов на выживание было крайне мало. Лойола все-таки не отправился на тот свет, но стал инвалидом (одна нога оказалась короче другой) и мечты юности рассеялись как дым. Лежа в постели, чтобы развеять грустные мысли, он попросил принести для развлечения рыцарские романы, но в замке оказались только две книги: «Жизнь Иисуса» (переложение Нового Завета) и «Жития святых». Чтение увлекло. И Лойола решил: «Так делал святой Франциск – так буду делать и я; так поступал святой Доминик – так буду поступать и я».
В 1522 году Иниго навсегда покидает родные края. Дальше раскрылась дорога паломника, попытки проповеди. Преследование инквизиции (хотя все разрешилось благополучно). Годы обучения, причем Игнатию Лойоле пришлось начинать с азов: он не знал латыни, а без нее в университете делать было нечего…
Яркий характер Лойолы, его несокрушимая воля и религиозный пыл привлекли к нему последователей. Игнатий считал себя «рыцарем Пресвятой Богородицы» и понимал борьбу за торжество идей католицизма, как постоянное сражение. Когда удалось учредить орден, то Лойола, фактически, построил его по формату армии. Но поражение в Памплоне, а затем и годы скитаний, привели Игнатия к мысли, что ради одержания победы хороши все способы и методы (рыцарский романтизм сменился откровенным прагматизмом). Однако и Церковь Лойола понимал как войско, а поэтому безусловное подчинение римскому папе и исполнение долга вопреки всем обстоятельствам превратилось в основополагающий принцип деятельности ордена иезуитов. И здесь уже донкихотству места и не осталось…
Орден иезуитов после смерти Лойолы сумел занять свою особую нишу в Католической церкви. Иезуиты научились легко приноравливаться к самым сложным ситуациям. Пользуясь тем, что ради достижения цели разрешалось использовать любые средства, иезуиты легко проникали во все слои общества, в руководящие органы стран и сотрудничали с представителями даже и языческих религий. И, самое главное, «Общество» поняло, что если хочешь долгосрочно контролировать и направлять судьбы государств, то необходимо захватить образование и воспитание подрастающих поколений.
Орден иезуитов создал одну из самых совершенных образовательно-воспитательных систем в истории человечества. Далеко не все выпускники иезуитских учебных заведений сохранили о них добрую память, но вот навыки, привитые там, пригодились потом очень и очень. Иезуитские школы разных ступеней прошел, в той или иной степени, целый ряд выдающихся людей. Всех перечислить невозможно, ограничимся только небольшим списком: драматурги: Лопе де Вега и Жан-Батист Мольер; философы: Рене Декарт, Франсуа Вольтер, Дени Дидро; писатели: Артур Конан Дойль, Джеймс Джойс; палеонтолог и теолог Пьер Тейяр де Шарден; кинорежиссеры: Луис Бунюэль и Альфред Хичкок; бывший руководитель Кубы Фидель Кастро Рус и бывший министр обороны США Леон Панетта. Мы, конечно, можем иронизировать и смеяться, но все же нельзя не отметить, что в каждом из этих деятелей культуры, религии и политики отразилось нечто из идеологии иезуитов…
13 марта 2013 года римским папой был избран архиепископ Буэнос-Айреса, кардинал Хорхе Марио Бергольо, взявший имя Франциск. Средства массовой информации буквально впали в состояние повышенного восторга. Пошли сотни статей, расписывающих и скромность нового папы, и его бытовую неприхотливость («Он сам себе готовит еду!»), и его любовь к бедным, и консерватизм («Он выступал против легализации однополых браков!». Славословия! И еще раз славословия! И только тихонько, после хвалебных эпитетов некоторые СМИ скромно заявляли, что впервые на престоле Ватикана оказался… иезуит. И совсем невозможно отбросить в сторону еще один примечательный момент: незадолго до избрания Франциска, Банк Ватикана возглавил представитель Мальтийского ордена − Эрнст фон Фрайберг. Ордена, традиционно державшиеся в тени, резко вышли на свет и получили власть в Католической церкви. Произошла «орденская революция» в Ватикане.
Но вернемся к Хорхе Бергольо. Архиепископ Буэнос-Айреса так успешно выступал против гомосексуализма на своей родине, что Аргентина стала первой страной в Латинской Америке, разрешившей содомитские «браки». Никаких решительных мер Бергольо не принял, а его паства почти без волнений согласилась с решением аргентинских законодателей. Нынешний папа, столь заботящийся о бедных, в 70-е гг. XX века отнюдь не выступал против хунты в Аргентине, которая проводила чудовищные экономические «реформы», в результате которых более половины аргентинцев опустилось до состояния нищеты, зато налоги на супербогатых были значительно снижены. И есть один совершенно наивный вопрос: «Если папа сам себе будет готовить еду, то когда он делами Ватикана заниматься изыщет время?»
Ну, да ладно! Сочтем за мелочи все вышеизложенное. Нас – православных должно настораживать иное. На Украине от избрания Бергольо папой пришли в экстаз униаты. Оказывается Франциск являлся воспитанником греко-католического священника Степана Чмиля, был ординарием «восточных католиков» и отлично знал главу УГКПЦ Святослава (Шевчука). Боюсь, что вскорости начнется очередной этап наступления на Русскую Православную Церковь на постсоветском пространстве.
Неожиданным пришествие на ватиканский престол иезуита назвать нельзя. Еще до истечения выборов букмекерские конторы в Европе принимали ставки на то, что новый папа примет имя Франциск. Что и произошло. Уход Бенедикта XVI и приход Франциска – это знак и для всей России. Иезуиты и мальтийцы тесно (хотя бы и через образование, и финансы) связаны с транснациональными корпорациями. Поэтому четко вырисовывается возможность воздействия на Российскую Федерацию (в условиях надвигающегося мирового кризиса) на фронтах: экономическом, культурном, политическом, а теперь и религиозном. ТНК надеются решить свои проблемы за чужой счет, в том числе и за наш с вами счет. Дух донкихотства давно отлетел и от иезуитов, и от Католической церкви. Об этом стоит подумать…

Александр Гончаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 − = 4

АРХИВ ГАЗЕТЫ