Добчинский, Бобчинский и грехи современной цивилизации

11 апреля 2014 года исполнилось 205 лет со дня рождения великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя

Век девятнадцатый давно канул в глубинах времени, но почему-то постоянно создается ощущение, что он находится где-то рядом с нами. Проблемы, бушевавшие на площадях городов и в сердцах людей XIX-го столетия, как будто никуда и не делись. И кажется, что на соседней улице прогуливается Пушкин, император Николай Первый торжественно открывает техническое училище, а Гоголь в маленькой квартирке устало откинулся от стола и разминает руки, утомленные писанием – «Ревизор» окончен.

Николай Васильевич по воле Божией умел лицезреть то, что для иных было скрыто. И сие увиденное составляло суть поведения разных людей – от грешников до праведников. Неслучайно Н.В. Гоголь родился в Великий пост и отошел ко Господу тоже в Великий пост. Великий пост как бы обнажает грехи и печали о них. Но и предваряет надежду на победную песнь и радость Пасхи.
Писатели, считавшие Гоголя своим наставником, вряд ли по-настоящему освоили его литературное наследие. Они взяли у Гоголя морализаторство, обличение и сатиру, но проигнорировали понимание высочайшего чувства личного покаяния.
Гоголевские персонажи постоянно прорываются в нашу эпоху из прошлого. И обличают грехи не только конкретных мужчин и женщин, но и современной цивилизации в целом. Творчество Николая Васильевича ныне стало актуальным как никогда. Посмотрим на политическую и бытовую сферы жизни – и обнаружим рядом с собою, да и в самих себе и чичиковых, и земляник, и городничих. Впрочем, и более страшные герои, «спрыгнувшие» со страниц гоголевских произведений, шествуют по городам и весям России, Франции и других государств. И прав был русский мыслитель Василий Розанов, обнаруживший суть кошмара и написавший эти строки: «Добчинского, если б он жил в более «граждански развитую эпоху», и представить нельзя иначе, как журналистом или, еще правильнее – стоящим во главе «литературно-политического» журнала; а Ноздрев писал бы у него передовицы… Это – в тихое время; в бурное – Добчинский бегал бы с прокламациями, а Ноздрев был бы «за Родичева» (Ф.И. Родичев – один из вождей кадетской партии – прим. ред.). И, кто знает, вдвоем не совершили ли бы они переворота. Ни для кого так не легко сжечь Рим, как для Добчинского. Катилина задумается. Манилов – пожалеет; Собакевич – не поворотится; но Добчинский поспешит со всех ног: «Боже! Да ведь Рим только и ждал меня, а я именно и родился, чтобы сжечь Рим: смотри, публика, и запоминай мое имя».
Добчинский и Бобчинский из «Ревизора» – казалось бы, два недотепы, и являются самыми жуткими отблесками безобразного человечества.
Предложат Добчинскому XXI века стать содомитом – и тот с радостью согласится: «О, это модно и прогрессивно!» И отправится с «радужным» флажком на очередной гей-парад… И уж наверняка Бобчинский не откажется продвинуть ювенальную юстицию: «Научные методы воспитания детей не предполагают террора родителей!»
Бобчинский-Добчинский ныне просунулись везде, где имеется хоть минимальная возможность для карьеры и дурной славы. Они проповедуют на каждом углу семь смертных грехов, тотально поразивших через массовую культуру человеческий род. Эгоизм и требование безмерного комфорта поднимаются над несчастным обществом в виде туманного призрака. И плутают люди в сем мареве…
Но грехам противостоит наша Церковь. Она зовет к покаянию и спасению. Зовет ко Господу нашему Иисусу Христу. К Евангелию. Это отлично понимал Николай Васильевич Гоголь. Звал к сему и столь любимый писателем святитель Тихон Задонский: «Христианине! Что сынам века сего зеркало, тое да будет нам Евангелие и непорочное житие Христово. Они посматривают в зеркала и исправляют тело свое и пороки на лице очищают… Предложим убо и мы пред душевными нашими очами чистое сие зеркало и посмотрим в тое: сообразно ли наше житие житию Христову?»…
Надежда на Божию Матерь, на Господа нашего Иисуса Христа, на святых и праведных с нами всегда! Их помощь и меч личного покаяния в силах разрушить любые стены греха! Лишь бы мы не забывали точить наше оружие…

Александр Гончаров,
к.ф.н., ст. преп. кафедры журналистики СОФ ВГУ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

64 − 54 =