Добчинский, Бобчинский и грехи современной цивилизации
1 апреля 2014 года исполнилось 205 лет со дня рождения великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя
Век девятнадцатый давно канул в глубинах времени, но почему-то постоянно создается ощущение, что он находится где-то рядом с нами. Проблемы, бушевавшие на площадях городов и в сердцах людей XIX-го столетия, как будто никуда и не делись. И кажется, что на соседней улице прогуливается Пушкин, император Николай Первый торжественно открывает техническое училище, а Гоголь в маленькой квартирке устало откинулся от стола и разминает руки, утомленные писанием – «Ревизор» окончен.
Николай Васильевич по воле Божией умел лицезреть то, что для иных было скрыто. И сие увиденное составляло суть поведения разных людей – от грешников до праведников. Неслучайно Н.В. Гоголь родился в Великий пост и отошел ко Господу тоже в Великий пост. Великий пост как бы обнажает грехи и печали о них. Но и предваряет надежду на победную песнь и радость Пасхи.
Писатели, считавшие Гоголя своим наставником, вряд ли по-настоящему освоили его литературное наследие. Они взяли у Гоголя морализаторство, обличение и сатиру, но проигнорировали понимание высочайшего чувства личного покаяния.
Гоголевские персонажи постоянно прорываются в нашу эпоху из прошлого. И обличают грехи не только конкретных мужчин и женщин, но и современной цивилизации в целом. Творчество Николая Васильевича ныне стало актуальным как никогда. Посмотрим на политическую и бытовую сферы жизни – и обнаружим рядом с собою, да и в самих себе и чичиковых, и земляник, и городничих. Впрочем, и более страшные герои, «спрыгнувшие» со страниц гоголевских произведений, шествуют по городам и весям России, Франции и других государств. И прав был русский мыслитель Василий Розанов, обнаруживший суть кошмара и написавший эти строки: «Добчинского, если б он жил в более «граждански развитую эпоху», и представить нельзя иначе, как журналистом или, еще правильнее – стоящим во главе «литературно-политического» журнала; а Ноздрев писал бы у него передовицы… Это – в тихое время; в бурное – Добчинский бегал бы с прокламациями, а Ноздрев был бы «за Родичева» (Ф.И. Родичев – один из вождей кадетской партии – прим. ред.). И, кто знает, вдвоем не совершили ли бы они переворота. Ни для кого так не легко сжечь Рим, как для Добчинского. Катилина задумается. Манилов – пожалеет; Собакевич – не поворотится; но Добчинский поспешит со всех ног: «Боже! Да ведь Рим только и ждал меня, а я именно и родился, чтобы сжечь Рим: смотри, публика, и запоминай мое имя».
Добчинский и Бобчинский из «Ревизора» – казалось бы, два недотепы, и являются самыми жуткими отблесками безобразного человечества.
Предложат Добчинскому XXI века стать содомитом – и тот с радостью согласится: «О, это модно и прогрессивно!» И отправится с «радужным» флажком на очередной гей-парад… И уж наверняка Бобчинский не откажется продвинуть ювенальную юстицию: «Научные методы воспитания детей не предполагают террора родителей!»
Бобчинский-Добчинский ныне просунулись везде, где имеется хоть минимальная возможность для карьеры и дурной славы. Они проповедуют на каждом углу семь смертных грехов, тотально поразивших через массовую культуру человеческий род. Эгоизм и требование безмерного комфорта поднимаются над несчастным обществом в виде туманного призрака. И плутают люди в сем мареве…
Но грехам противостоит наша Церковь. Она зовет к покаянию и спасению. Зовет ко Господу нашему Иисусу Христу. К Евангелию. Это отлично понимал Николай Васильевич Гоголь. Звал к сему и столь любимый писателем святитель Тихон Задонский: «Христианине! Что сынам века сего зеркало, тое да будет нам Евангелие и непорочное житие Христово. Они посматривают в зеркала и исправляют тело свое и пороки на лице очищают… Предложим убо и мы пред душевными нашими очами чистое сие зеркало и посмотрим в тое: сообразно ли наше житие житию Христову?»…
Надежда на Божию Матерь, на Господа нашего Иисуса Христа, на святых и праведных с нами всегда! Их помощь и меч личного покаяния в силах разрушить любые стены греха! Лишь бы мы не забывали точить наше оружие…
Александр Гончаров,
к.ф.н., ст. преп. кафедры журналистики СОФ ВГУ