Десятинная церковь – первый соборный храм Киевской Руси
Десятинная церковь была освящена в Киеве в честь пресвятой Богородицы 12 мая 996 года, в эпоху княжения святого равноапостольного Владимира Великого
Храмы Божии – это открытое выражение народной души, тяги людей ко Господу, молитва, в камне или дереве воплощенная. И чем больше на той или иной территории заброшенных или разрушенных храмов, тем сильнее разъедены и изуродованы человеческие души, тем скорее народ превращается в безликое население.
Сейчас, впрочем, часто вспоминают изречения святых отцов о том, что и вполне великолепный и благоустроенный храм совсем не свидетельствует о вере. Да, в подобном рассуждении имеется резон, только есть здесь и некая ошибка. Строители храма выплеснули свои души и показали пример ревностного служения Господу нашему Иисусу Христу, а вот далее их неразумные потомки через свою теплохладность ушли от Бога.
А ведь любой храм – это еще и проповедь и зов к Истине. Каждая икона – проповедь и призыв к Царствию Небесному. Даже развалины самой маленькой церквушки – не менее, чем оплывшая свечечка перед Престолом Божиим. Отрекаешься от храма, иконы, Церкви и превращаешь душу свою в «мерзость запустения» – тем самым отказываешься от души народной, выпадая из самого себя и бытия. Храм неотделим от Церкви. Отрицающий храмы не принимает и Церковь. А без Церкви нет спасения. И все: слова, мечты, дела и законы – оборачивается мишурой, недостойной и костра.
Священномученик Иларион (Троицкий) писал: «Наши прародители Адам и Ева хотели без Бога сделаться «как боги», полагаясь на магическую силу красивого плода. Так и многие наши современники мечтают спастись без Церкви и без Богочеловека, хотя и с Евангелием. На книгу Евангелия они надеются точно так же, как Адам и Ева надеялись на райское яблоко. Но книга оказывается не в силах дать им новую жизнь. Люди, отрицающие Церковь, постоянно говорят об евангельских принципах, об евангельском учении, но христианство как жизнь им совершенно чуждо. В бесцерковной форме христианство является одним только звуком, изредка сентиментальным, но всегда карикатурным и безжизненным. Именно вот эти-то люди, отрицая Церковь, сделали христианство, по выражению B.C. Соловьева, «смертельно скучным». «Когда разрушено здание Церкви и на голом, плохо выровненном месте держится назидательная проповедь, – то это выходит грустно и даже ужасно». Это сказал Давид Штраус».
Любая, пусть и наипростейшая молитва всегда прекрасна, ибо человек с помощью нее пытается прикоснуться к Божественному Свету. А храм и не может быть иным, так как он – место встречи с Богом. Русские люди сие осознали более тысячи лет тому назад. Вот что сообщает «Повесть временных лет»: «И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: «Пришли посланные нами мужи, послушаем же их». И обратился к послам: «Говорите дружине». Они же сказали: «Ходили к болгарам, смотрели, как они молятся в храме, то есть мечети, стоят там без пояса, сделав поклон, сядет и оглядывается туда и сюда, как бешеный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Недобр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их разные службы, а красоты никакой не видели. И пришли мы в греки, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах. Не можем забыть красоты той, ибо каждый, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького. Так и мы не можем оставаться прежними»
Десятинная церковь в Киеве, построенная по приказу святого равноапостольного князя Владимира, явилась отображением народной души, просвещенной Крещением Руси. Точная дата закладки храма неизвестна, существуют лишь предположения, но вот освящен он был в 996 году 12 мая. В летописных сводах церковь посвящают Пресвятой Богородице, но вот Рождеству Ее или же Успению – доподлинно это узнать ныне нельзя.
Название «Десятинная» церковь получила потому, что князь Владимир решил выделять на содержание храма и духовенства десятую часть от своих доходов.
Десятинная церковь была построена «на крови». Первые православные мученики на Руси Феодор-варяг и сын его Иоанн приняли кончину во имя Господа Иисуса Христа в 983 (или в 978) году от рук язычников именно там, где почти через десятилетие возвели храм.
Обратимся опять к летописи: «И сказали старцы и бояре: «Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам». Был тогда варяг один, а двор его стоял там, где сейчас церковь святой Богородицы, которую построил Владимир. Пришел тот варяг из Греческой земли и исповедовал христианскую веру. И был у него сын, прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий, по зависти дьявола. Ибо не терпел его дьявол, имеющий власть над всеми, а этот был ему как терние в сердце, и пытался сгубить его окаянный и натравил людей. И посланные к нему, придя, сказали: «На сына-де твоего пал жребий, избрали его себе боги, так принесем же жертву богам». И сказал варяг: «Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны руками из дерева. Бог же один, ему служат греки и поклоняются; сотворил он небо, и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам». Посланные ушли и поведали обо всем людям. Те же, взяв оружие, пошли на него и разнесли его двор. Варяг же стоял на сенях с сыном своим. Сказали ему: «Дай сына своего, да принесем его богам». Он же ответил: «Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына. А вы-то зачем совершаете им требы?». И кликнули, и подсекли под ними сени, и так их убили. И не ведает никто, где их положили».
В 1908 г. археологи раскопали полуобгоревший сруб дома, где жили и погибли исповедники Христовы…
Десятинная церковь стала источником и духовного научения Руси. В храме находились долгое время мощи святых Ольги, Владимира, Феодора и Иоанна, а также глава сщмч. Климента. Неслучайно здесь святой Иларион Киевский (еще до избрания на митрополичью кафедру) произнес в похвалу равноапостольному князю Владимиру свое «Слово о Законе и Благодати».
Церковь была разрушена в 1240 г. во время татаро-монгольского нашествия. По преданию, киевляне, отбиваясь от врагов, скопились наверху храма, и купол рухнул…
Так закончилась Киевская Русь…
Десятинная церковь восстанавливалась в последующие века несколько раз. В 1636 г. митрополит Петр (Могила) благословил возрождение храма. А в 1654 году храм освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
В 1828 году началось возведение новой Десятинной церкви (старую XVII века пришлось разобрать). И в 1842-м в храме вновь начались службы.
Но на Россию постепенно надвигалось лихолетье. В 1936 году Советская власть уничтожила церковь.
Однако нельзя стереть память и выкорчевать святость. В 2009 г. на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви было принято решение об открытии в Киеве Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного мужского монастыря…
Десятинная церковь своей историей доказывает, что когда ослабевают люди, то в тихое (без фанфар и медных труб!) наступление переходят храмы, в наступление переходит Церковь, в наступление переходит Бог! А кто в состоянии противиться Господу? Христос даже разгром обращает в победу! Ведь Пасха и показывает, как мнимое поражение стало торжеством Красоты, Правды, Веры, Надежды и Любви!
«Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал! Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!» (Святитель Иоанн Златоуст).
Александр Гончаров,
к.ф.н., ст. преп. кафедры журналистики СОФ ВГУ