Десятинная церковь – первый соборный храм Киевской Руси

01_glav_hgfhg564Десятинная церковь была освящена в Киеве в честь пресвятой Богородицы 12 мая 996 года, в эпоху княжения святого равноапостольного Владимира Великого

Храмы Божии – это открытое выражение народной души, тяги людей ко Господу, молитва, в камне или дереве воплощенная. И чем больше на той или иной территории заброшенных или разрушенных храмов, тем сильнее разъедены и изуродованы человеческие души, тем скорее народ превращается в безликое население.
Сейчас, впрочем, часто вспоминают изречения святых отцов о том, что и вполне великолепный и благоустроенный храм совсем не свидетельствует о вере. Да, в подобном рассуждении имеется резон, только есть здесь и некая ошибка. Строители храма выплеснули свои души и показали пример ревностного служения Господу нашему Иисусу Христу, а вот далее их неразумные потомки через свою теплохладность ушли от Бога.
А ведь любой храм – это еще и проповедь и зов к Истине. Каждая икона – проповедь и призыв к Царствию Небесному. Даже развалины самой маленькой церквушки – не менее, чем оплывшая свечечка перед Престолом Божиим. Отрекаешься от храма, иконы, Церкви и превращаешь душу свою в «мерзость запустения» – тем самым отказываешься от души народной, выпадая из самого себя и бытия. Храм неотделим от Церкви. Отрицающий храмы не принимает и Церковь. А без Церкви нет спасения. И все: слова, мечты, дела и законы – оборачивается мишурой, недостойной и костра.
Священномученик Иларион (Троицкий) писал: «Наши прародители Адам и Ева хотели без Бога сделаться «как боги», полагаясь на магическую силу красивого плода. Так и многие наши современники мечтают спастись без Церкви и без Богочеловека, хотя и с Евангелием. На книгу Евангелия они надеются точно так же, как Адам и Ева надеялись на райское яблоко. Но книга оказывается не в силах дать им новую жизнь. Люди, отрицающие Церковь, постоянно говорят об евангельских принципах, об евангельском учении, но христианство как жизнь им совершенно чуждо. В бесцерковной форме христианство является одним только звуком, изредка сентиментальным, но всегда карикатурным и безжизненным. Именно вот эти-то люди, отрицая Церковь, сделали христианство, по выражению B.C. Соловьева, «смертельно скучным». «Когда разрушено здание Церкви и на голом, плохо выровненном месте держится назидательная проповедь, – то это выходит грустно и даже ужасно». Это сказал Давид Штраус».
Любая, пусть и наипростейшая молитва всегда прекрасна, ибо человек с помощью нее пытается прикоснуться к Божественному Свету. А храм и не может быть иным, так как он – место встречи с Богом. Русские люди сие осознали более тысячи лет тому назад. Вот что сообщает «Повесть временных лет»: «И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: «Пришли посланные нами мужи, послушаем же их». И обратился к послам: «Говорите дружине». Они же сказали: «Ходили к болгарам, смотрели, как они молятся в храме, то есть мечети, стоят там без пояса, сделав поклон, сядет и оглядывается туда и сюда, как бешеный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Недобр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их разные службы, а красоты никакой не видели. И пришли мы в греки, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах. Не можем забыть красоты той, ибо каждый, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького. Так и мы не можем оставаться прежними»

Верещагин В.П.
«Закладка Десятинной церкви в Киеве
в 989 году»

Десятинная церковь в Киеве, построенная по приказу святого равноапостольного князя Владимира, явилась отображением народной души, просвещенной Крещением Руси. Точная дата закладки храма неизвестна, существуют лишь предположения, но вот освящен он был в 996 году 12 мая. В летописных сводах церковь посвящают Пресвятой Богородице, но вот Рождеству Ее или же Успению – доподлинно это узнать ныне нельзя.
Название «Десятинная» церковь получила потому, что князь Владимир решил выделять на содержание храма и духовенства десятую часть от своих доходов.
Десятинная церковь была построена «на крови». Первые православные мученики на Руси Феодор-варяг и сын его Иоанн приняли кончину во имя Господа Иисуса Христа в 983 (или в 978) году от рук язычников именно там, где почти через десятилетие возвели храм.
Обратимся опять к летописи: «И сказали старцы и бояре: «Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам». Был тогда варяг один, а двор его стоял там, где сейчас церковь святой Богородицы, которую построил Владимир. Пришел тот варяг из Греческой земли и исповедовал христианскую веру. И был у него сын, прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий, по зависти дьявола. Ибо не терпел его дьявол, имеющий власть над всеми, а этот был ему как терние в сердце, и пытался сгубить его окаянный и натравил людей. И посланные к нему, придя, сказали: «На сына-де твоего пал жребий, избрали его себе боги, так принесем же жертву богам». И сказал варяг: «Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны руками из дерева. Бог же один, ему служат греки и поклоняются; сотворил он небо, и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам». Посланные ушли и поведали обо всем людям. Те же, взяв оружие, пошли на него и разнесли его двор. Варяг же стоял на сенях с сыном своим. Сказали ему: «Дай сына своего, да принесем его богам». Он же ответил: «Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына. А вы-то зачем совершаете им требы?». И кликнули, и подсекли под ними сени, и так их убили. И не ведает никто, где их положили».
В 1908 г. археологи раскопали полуобгоревший сруб дома, где жили и погибли исповедники Христовы…
Десятинная церковь стала источником и духовного научения Руси. В храме находились долгое время мощи святых Ольги, Владимира, Феодора и Иоанна, а также глава сщмч. Климента. Неслучайно здесь святой Иларион Киевский (еще до избрания на митрополичью кафедру) произнес в похвалу равноапостольному князю Владимиру свое «Слово о Законе и Благодати».
Церковь была разрушена в 1240 г. во время татаро-монгольского нашествия. По преданию, киевляне, отбиваясь от врагов, скопились наверху храма, и купол рухнул…
Так закончилась Киевская Русь…
Десятинная церковь восстанавливалась в последующие века несколько раз. В 1636 г. митрополит Петр (Могила) благословил возрождение храма. А в 1654 году храм освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
В 1828 году началось возведение новой Десятинной церкви (старую XVII века пришлось разобрать). И в 1842-м в храме вновь начались службы.
Но на Россию постепенно надвигалось лихолетье. В 1936 году Советская власть уничтожила церковь.
Однако нельзя стереть память и выкорчевать святость. В 2009 г. на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви было принято решение об открытии в Киеве Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного мужского монастыря…
Десятинная церковь своей историей доказывает, что когда ослабевают люди, то в тихое (без фанфар и медных труб!) наступление переходят храмы, в наступление переходит Церковь, в наступление переходит Бог! А кто в состоянии противиться Господу? Христос даже разгром обращает в победу! Ведь Пасха и показывает, как мнимое поражение стало торжеством Красоты, Правды, Веры, Надежды и Любви!
«Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал! Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!» (Святитель Иоанн Златоуст).

Александр Гончаров,
к.ф.н., ст. преп. кафедры журналистики СОФ ВГУ

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

33 − 28 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ