Держитесь правой стороны

01_gl_gew41234er– А вот, детки, послушайте стихотворение, – так начинается наше общение с митрофорным протоиереем Леонидом Гончаровым, старейшим священником Белгородской митрополии. В этом году ему исполнилось 86 лет. Полвека он был настоятелем храма великомученика Георгия Победоносца в селе Истобное Губкинского района. У храма тоже возраст солидный – 165 лет. Сейчас отец Леонид в звании почетного настоятеля находится на покое, но это не значит, что он отошел от церковных дел. Батюшка исповедует, читает и поет на клиросе. К нему постоянно обращаются за духовными и житейскими советами жители окрестных сел и городов, со всей Белгородчины и других областей. Частенько наведываются к батюшке и старооскольцы. Всех старается принять отец Леонид, преподать наставление, направить на верный путь, утешить и поддержать в трудную минуту.
– Держитесь правой стороны… – читает батюшка одно из любимых стихотворений и тут же поясняет: – Знаете, какой стороны? Православной веры.
Наш век бурлит, народ в смятеньи,
Дороги разны видны,
В каком держаться направлении?!
Действительно, суета и сомнения одолевают наши некрепкие души. Мы ищем опоры в материальном благополучии, а оно вмиг исчезает: деньги обесцениваются, имущество достается другому. Мы надеемся на близкого человека, а он предает. Мы полагаемся на собственные силы, но внезапно страшный недуг приковывает к постели. Где найти опору? Стихотворные строки помогают увидеть причины наших трудностей:

У многих вера ослабела,
В больших грехах земли сыны,
Дорога к правде оскудела, –
Держитесь правой стороны!

Общаться с отцом Леонидом легко. Встретились впервые, а беседуем как старые знакомые. Его наставления – непрямые, через притчу, старинную историю, житейский пример или ироничные строки – заставляют глубже копнуть собственную совесть:

И на исповедь идут
В мужском одеянии,
Угадай, попробуй тут,
В каком они звании!
Муж ли то, или жена –
Видом одинакова,
Непокрытая она,
Стрижена под Якова.

Стихи отец Леонид начал писать с детства. Пастырское служение наполнило творчество духовным осмыслением, в поэзии зазвучала проповедь о Христе и спасении души. Но стихотворчество в жизни батюшки – лишь яркое дополнение к образу скромного сельского священника, наделенного духовными дарами. Как сказал митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, «отец Леонид всю свою жизнь воюет любовью, врачует любовью, исцеляет души любовью. Это священник, который в особых условиях «тихого», но потому и более изощренного гонения на Церковь сохранил верность пастырскому долгу».

Встреча с Христом 

Отец Леонид родился в 1928 году в маленьком селе Артюховка Курской области. Семья большая, ребятишек девять человек. Мама Параскева Сергеевна – женщина простая, без образования, но мудрая и красивая. Отец Иван Кузьмич Гончаров – сельский учитель, много лет обучал детей в начальных классах. Родители о религии не говорили – не то уже было время, но православный уклад в семье сохранялся: в детстве маленький Леонид часто наблюдал, как молятся перед образами мама и бабушка – мать отца. Крестили младенца Леонида в сельском Покровском храме, туда же приводили его причащать. Храм разрушили в 1934 году. Но вера в Бога, несмотря на все запреты и агитацию, в семье была твердой. Однажды за благочестивое отношение к иконам Ивана Кузьмича чуть не выгнали из учителей. Согласился даже снять их на время, чтобы власть не раздражать, но бабушка не позволила: «Кто первый полезет, топором раскрою голову». Она же запретила отцу вступать в коммунистическую партию: «Как только ты без моего ведома вступишь, я становлюсь на колени и говорю: «Господи, у меня более Ивана сына нет. Я отрекаюсь от него».
Школу-семилетку отец Леонид окончил уже после войны. Трудился счетоводом в школе и колхозе. И все это время не давала покоя мысль – почему везде говорят, что Бога нет? Надумал молодой человек с этим трудным вопросом разобраться самостоятельно.
– В августе 1950 года решил я сходить в храм на Беловщину, – рассказывает отец Леонид. – Это ж девять километров от нас. Прихожу, на службе почти одни женщины, на меня оглядываются. Старичок на деревяшке, он ктитором был. Я стал к стеночке. Слушаю, что они говорят: «Глядите, молодой какой пришел, у нас даже старых не бывает». Мне страшно стало. А другая: «Я знаю, откуда он пришел. Это с Артюховки. У него отец учителем работает». Я еще больше убоялся: «И эта знает». Но стою, не ухожу. Вскоре началась служба, певчие запели, и все закрестились. Думаю, надо и себе перекреститься. Поднимаю руку – с левой стороны мужской голос: «Вот попробуй только, так все, кто в храме, обернутся, как солдаты, и будут на тебя глядеть». Не донес руки. Второй раз пробую, опять тот же голос. И тут начал я размышлять, что это за голос, который не дает мне перекреститься? Раз в храм пришел – надо креститься, а кто может мешать? Только тот, кто Богу противится. Значит, есть враг у Бога – сатана. Набрался решимости, в третий раз поднял руку и перекрестился, и мне сразу так легко стало.
В то время Библии найти было невозможно, почти все церковные книги были уничтожены. Но у одного деревенского фронтовика Священное Писание хранилось с войны. Леонид упросил односельчанина дать ему на время Евангелие. Так произошла удивительная встреча со Христом. Всю зиму читал Леонид Новый Завет, особенно потрясли Нагорная проповедь и Откровение Иоанна Богослова. Непонятные места просил объяснить отца, который учился еще до революции. Он же познакомил сына и с историей Русской Православной Церкви.
Евангелие открыло юноше православную веру, Слово Божие просветило и помогло познать, что христианская религия есть истинная.
– Всегда говорил и говорю: ни в какой религии вы не найдете такого учения, как дал Христос, – наставляет отец Леонид гостей. – Кто мог так сказать: «Любите врагов ваших, молитесь за обижающих и гонящих вас….» Где, в какой вере? Какой философ мог сказать такое, кроме Бога?

Пастырские труды

Теперь без молитвы в храме Леонид не мог обойтись. За посещение храма пришлось уйти с работы в школе. Но вскоре настоятель церкви в селе Белый Колодец приметил молодого паренька и предложил поступить в семинарию. Проучился он только год: умер священник, который благословил на учебу, и сельчане попросили владыку рукоположить молодого семинариста, чтобы церковь не закрыли без настоятеля. Владыка согласился, рукоположил в сан диакона и направил отца Леонида служить в Старый Оскол в Свято-Троицкий храм.
В то время настоятелем храма служил старенький батюшка протоиерей Иоанн Иванов. Служба проходила почти каждый день, кроме понедельника. Через полгода правящий архиерей в Курске возвел в сан священника диакона Леонида Гончарова и направил, как обещал, в родные места. Но уполномоченный по делам религии наотрез отказался подписывать направление: местный парень будет привлекать односельчан в храм. Поэтому пришлось отцу Леониду ехать в Корочанский район, в село Самуйловка. Но через два с половиной года власти закрыли церковь. (Ныне Ильинский храм в Самуйловке вновь освящен и действует). И в 1961 году иерей Леонид получил назначение в село Истобное.
Старинный храм великомученика Георгия Победоносца, построенный в честь покровителя служивых людей белгородской оборонительной черты, был несколько десятилетий единственным действующим в округе. К отцу Леониду люди спешили по всякому радостному и печальному поводу – он венчал, крестил и провожал в последний путь. Однажды отцу Леониду удалось тайно покрестить 19 ребятишек. По требам приходилось ездить за несколько километров, в любую погоду и время суток. Бывало, в метель, возвращаясь домой, сбивался с дороги, пробивался по сугробам. Но Господь всегда подавал помощь.
Советская власть держала под жестким надзором священников. Чтобы убрать настоятеля, инициировались доносы и ложные обвинения. Под такой многолетний прессинг попал и настоятель Георгиевского храма. Уполномоченный по делам религии не раз вызывал отца Леонида и упрекал за освящение домов, крещение детей, тайное венчание. В начале 80-х годов прошлого века из-за доносов церковного старосты, который подробно описывал, какие требы совершал батюшка, возникла угроза перевода отца Леонида из Истобного. Все кляузы уполномоченный пересылал владыке. Архиепископ Хризостом (Мартишкин) вызвал настоятеля для объяснения ситуации. Кстати, сам владыка считался «неблагонадежным» из-за постоянных конфликтов с уполномоченными Совета по делам религий. Так что всю подноготную жалоб он хорошо понимал. Но «компромата» на отца Леонида было слишком много, и архиерей решил направить его служить в один из храмов Старого Оскола. Правда, дал время дослужить до Пасхи. Но вскоре самого владыку Хризостома перевели в Иркутск, а отец Леонид продолжил окормлять свой приход.
Несмотря на все коллизии этого сложного времени, батюшке удалось расписать храм и обновить иконостас. Иконописцы приезжали из Киева, Харькова и других мест, трудился над образами святых и художник-самоучка из соседнего поселка Троицкий.

Духовные связи со Старым Осколом

05_erkjt902uieir
о.Леонид Гончаров

Все годы служения в Истобном отец Леонид был духовно связан со Старым Осколом. Близкие отношения сложились с протоиереем Владимиром Отт, настоятелем Ильинского храма. Много лет он приезжал исповедоваться к опытному духовнику, затем вместе обедали, вспоминали прошлое, делились трудностями.
Неоднократно отец Леонид бывал у старооскольского старца Алексея Федоровича Астанина, считая его человеком духоносным и прозорливым.
– Собрались люди к Алексею Федоровичу и меня попросили съездить с ними, – вспоминает батюшка. – А матушка кричит мне: «Ты хоть сто рублей калеке дай». А я улыбнулся ей и говорю: «Хватит с него пятьдесят, к нему люди ходят, приносят». Она на меня забранилась. Я ей: «Не брани, ладно, дам сто, если нужно, и двести. Я пошутил». Когда приехал к нему, подхожу, поцеловались. Он пальчиком начинает водить по табличке. Женщина читает: «А ты, батя, жадный». Я сначала не понял, о чем он. А потом догадался: значит, знает о нашем разговоре с матушкой.

Об истинной вере 

07_hgjku894fkd3
о.Леонид с матушкой Марией в молодости

В запасе у отца Леонида огромное множество различных историй, поучений, объяснений библейских пророчеств. За несколько часов общения удается затронуть лишь немногие темы. Но самая важная – о вере.
– Вера есть у многих, но какая вера? – спрашивает батюшка. – Апостол Иаков пишет: «Покажи веру из слов твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих». Делами вера подтверждается. Как-то давно ехал я из Скородного с похорон, и шофер грузовика говорит: «Батюшка, а я тоже верю в Бога!». «Хорошо. И в церковь ходишь?» – спрашиваю. – «Нет». «Причащаешься?» – «Нет». «А матюкаешься?» – «Да». «Напиваешься, распутничаешь?» – «Да». Ну и что же это за вера? На языке? И бесы нечистые так верят.
– Сейчас храмы строятся, люди воцерковляются. На ваш взгляд, происходит ли духовное возрождение России?
– Почти никакого. Детишки увлекаются компьютерами, а это опасное дело. Матери звонят, спрашивают, что мне делать с сыном? Такой мальчик был хороший, а сейчас день и ночь сидит в компьютере. Грубым стал, ничего не помогает. Я вам прямо скажу: настоящих верующих людей очень мало. То, что сейчас люди ходят в храм, свечки ставят, еще не говорит, что народ верующий. Многие по привычке это делают. Заболел кто – просят послужить молебен с акафистом. Попросила бабушка разок-другой, а потом сетует: «толку никакого». Ну разве это вера? Приходят, словно Богу одолжение делают. Вот у владыки Онуфрия, которого, бедненького, на Дальнем Востоке в 38-м году расстреляли, была вера.
– А как же спасаться?

06_lkerj8904u5k
о.Леонид с матушкой Марией

– Евангелие надо читать, а не прочитывать. Что значит: «я два или три раза прочитал Новый Завет»? Евангелие каждый день читать надо и всю жизнь. Сейчас болезни попускаются Богом. Если бы люди не болели, да не было бы трудностей, то, наверное, никого в церкви не было. Весь мир больной. Люди спасаются болезнями и скорбями. А кто спасется? Тот, кто не ропщет на Бога за свои болезни. Если бы все люди были здравы, то тут не знаю, что было. И сейчас гуляния, пьянство, безобразия…
Несколько грустный взгляд у отца Леонида на духовное состояние современного общества. Он предчувствует, что грядут тяжелые события: люди изобрели слишком страшное оружие – атомные и водородные бомбы. Рано или поздно какой-нибудь безумец его применит, согласно известному высказыванию Антона Чехова: «Если в первом акте на стене висит ружье, то в последнем оно обязательно выстрелит». Но батюшка уверен, что Господь сохранит Свое малое стадо и даст ему Царство, как и обещал в Своей Благой Вести. Поэтому в его стихах, особенно в последних, звучит столь настойчивый призыв к покаянию и обращению людей к Богу:

Я не сторонник чисел роковых,
Земных событий грандиозных
В делах и бедах мировых,
Все разрушительных и грозных!
А что грозней, когда идет война?
Земля объята пламенем пожара,
Колеблется и небо, и земля,
И мир горит от яростного жара!..

Молитву, пост и покаянье
Кто Богу чисто принесет,
Того Господь, как воздаянье,
От вечной гибели спасет!
Так пробудись от усыпленья,
Восстань духовно весь народ.
Пойми: у Бога лишь спасенье,
Его любовь нас, грешных, ждет!

Светлана Воронцова



   И пастырь, и поэт

      с.Истобное (Губкинский район)
      2014 год


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 − 4 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ