Державная икона Божией Матери над Российской державой
2/15 марта – празднование в честь Державной иконы Божией Матери
Празднование и чин Торжества Православия родились на свет в 843 г. в Софийском соборе Константинополя – после столетнего гонения на православных христиан, предпринятого еретиками-иконоборцами (иначе – «иконокластами»). Было пролито море крови, а чудовищные издевательства над иконопочитателями приводили в ужас и трепет летописцев и хроникеров.
В России страшный период иконоборчества и господства грубого материализма наступил во втором десятилетии XX века, когда рухнуло, а точнее, было убито Российское царство.
Но Христос не забыл православную землю. 15 (2) марта 1917 года по милости Божией была явлена Державная икона Божией Матери. Сама Пресвятая Богородица воздвигла свою защиту над страной, коей предстояло вынести годы и годы поругания веры и святости. Она во сне повелела простой крестьянке Евдокии Андриановой из деревни Починок Бронницкого уезда найти сокрытую Свою икону.
Обратим внимание, что Дева Мария пришла не к выдающемуся сановнику, не к ученому мужу или благородной даме, но к женщине рода обыкновенного, верующей искренне и безраздельно, без нелепых сомнений и лжемудрствования! Слова Богородицы запечатлелись огненной надписью в сердце крестьянки: «Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной, пусть молятся». И действительно, в храме Вознесения Господня была найдена почерневшая икона, на коей после чистки предстала Богородица в царской красной мантии (в Византии только басилевсы имели законное право носить одежды цвета пурпура!) со скипетром, державой и короной на голове. Считается, что служба и акафист Державной иконе Божией Матери были составлены при непосредственном участии святителя Тихона, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
На Россию надвинулась тьма лукавых гонений и безверия. Но у православных христиан постоянно присутствовала надежда на то, что все это закончится Торжеством Православия, что хотя безбожники и уничтожают иконы и закрывают-разрушают храмы, Пресвятая Богородица хранит зерно Светлой Руси: «Взбранной Воеводе победительныя песни приносим, яко даровася нам Держава Твоя, и ничесоже устрашимся, не от мира бо спасение наше, но Превознесенный Владычицы милосердием ограждаемся и тому днесь радуемся, яко прииде Заступница на стражу земли Своей» (Кондак Божией Матери пред иконой Ее Державной).
По свидетельству историков Церкви, археологов и искусствоведов, Державная икона была написана в XVIII веке – столетии, которое нельзя назвать благополучным для Православия в России. XVIII век знал преследование и пастырей, и архипастырей, и мирян за верность Церкви. Патриаршество, по произволу Петра Первого, отменили, а церковную организацию поставили в подчинение имперской бюрократии. Нечему дивиться, что именно тогда шаг за шагом, постепенно Россия двинулась к революционным событиям XX века по западному образцу.
Древние египтяне полагали, что на Западе находится область смерти. Конечно, этим рассуждениям язычников Страны Та-Кем (Кеми) православный христианин не собирается доверять. Но современный Запад сам по себе обернулся в зону духовного омертвления. Марево скрученного в спирали плотного мрака наползает на Русь.
Но стоит над храмами и монастырями незримо Державная икона Божией Матери, по повелению Божьему охраняя один из земных уделов Богородицы. И поют православные христиане: «Града Сионска взыскующе, под Твой покров, Дева Чистая, днесь притекаем, и никтоже возможет на ны, яко несть град силен, аще не Сущаго Бога, и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы» (Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Державной).
Александр Гончаров