Дар Александра Панарина

Православный философ, политолог и публицист Александр Сергеевич Панарин

Господь Бог щедро наделяет любого человека своими дарами. И нельзя сказать, который из них выше, а какой ниже. Тот, кто получил дар писательства, совершенно ничем не превосходит имеющего дар создания удобной и красивой мебели. Финансист, пробивающий введение справедливого налога, реализует тоже Божий дар, точно так же, как кузнец, изготовляющий розу из стали.
Господь наш Иисус Христос дает нам дары, чтобы мы ими без уныния, зависти и глупого эгоизма делились с другими людьми. Вереница даров продолжается от Адама и Евы до времен нынешних. А над всем воздвигается Дар Голгофы – Бог там подарил Себя человечеству и каждому из нас…

26 декабря 1940 года в шахтерской Горловке родился будущий православный философ, политолог и публицист Александр Сергеевич Панарин. Ему было суждено стать последним великим русским христианским философом XX века, ибо XXI век он захватил чуть-чуть, уйдя ко Господу 23 сентября 2003 года. Наследие Панарина являет отражение его же жизненного пути. И одним из ключевых понятий философии Александра Сергеевича как раз-то и считается «Дар».
Обратимся к биографии и немного подумаем. Ранние детские годы Александра пришлись на период Великой Отечественной войны. Пора становления ребенка совпала с ужасами, страхами, подвигами и победами русского народа. Холодные и голодные, кровавые и тернистые годы плыли над Россией, а ребенок учился ходить, говорить, мечтать и любить… Не учитывая сего, никогда не разберешься в философии А.С. Панарина. И не поймешь, как из типичного советского человека вырос православный мыслитель.
Нельзя не обратить внимания и на саму малую родину философа. Не менее ста лет, а то и поболее современный Донбасс существовал как Русский Фронтир (XVIII в.)(фронтир – зона освоения – прим. ред.). Здесь, кроме собственно русских, защищали границы России православные переселенцы: сербы, хорваты, греки. Фронтир не терпел пустых разговоров, пустых голов и пустых душ. Храбрость полагалась правилом, а не исключением. А без веры в Творца и само бытийствование казалось чепухой. Атеизм – это развлечение сытых и балующихся призраком мнимой свободы великовозрастных дитяток.
В Советском Союзе никакая пропаганда не в силах была убить традицию Фронтира. Что, кстати, показали и события 2014 года в Новороссии.
Александр Сергеевич Панарин уже в подростковом возрасте определил дорогу, направление движения в «море житейском». Он захотел стать философом. Но для того, чтобы получить право поступать на философский факультет, требовался рабочий стаж. Юный Александр его заработал и отправился на учебу в Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Так как в СССР господствующей философией почитался марксизм-ленинизм, Панарин еще дома (благо библиотеки на Донбассе отличались неплохими фондами) начал изучение трудов Карла Маркса, Фридриха Энгельса, Владимира Ленина и Иосифа Сталина. В Москве же это занятие продолжил. И оказалось, что теория марксизма как-то не совпадает с практикой, с тем, что окружает обычного гражданина Советского Союза. Из-за достаточно скромной «проповеди» чистого марксизма А.С. Панарин почти попал в «диссиденты». Но свержение Н.С. Хрущева повлияло и на разборки КГБ с молодыми «вольнодумцами». Панарина сперва исключили из университета, а потом все же милостиво позволили доучиться. Однако поворот уже свершился. Александр Панарин, как и русские философы «Серебряного века» (задолго до него), обратил стопы от марксизма ко Христу…
Панарину пришлось не менее двадцати лет банально молчать. Его взгляды казались абсолютно чужеродными советскому обществу. Точно так же молчал и Алексей Федорович Лосев – титан русской православной философии середины прошлого столетия и замечательный исследователь античности. Но все течет, все изменяется. И Лосев вернулся к нам, и его произведения. Словно ниоткуда (для обывателя) возникла историософия Льва Николаевича Гумилева. И Александр Сергеевич Панарин заговорил и стал публиковаться.
02_kldfj394krltewПанарин, использовав теорию французского социального антрополога Марселя Мосса, разработал свои представления о «Даре». Выводы вышли впечатляющими. Чем больше человек отказывается от Бога, тем сильнее утрачивает способность к дарению. Все переводится на меркантильные рельсы. Счетоводческая мораль разрушает и семью, и общество. Даже капиталистическая экономика начинает загибаться без дарителей. Пока рабочие бесплатно тратили свое свободное время на, скажем, доводку паровоза, тот же паровоз по стоимости был вполне удобен для продажи. Как только возобладал принцип: «За все гони звонкую монету!» – капитализм закончился вместе со своим свободным рынком и честной конкуренцией. И надвинулось нечто, сравнимое с рабовладельческим строем, где сильный откровенно грабит слабого, где зависимость приобретает черты насильственно насаждаемой, где законы отражают воления и хотения власть имущих. Плюс ко всему выявился и феномен социального дезертирства, коий лучше всего поясняет развал семьи. Мама делает карьеру и не дарит детям себя. Папа стремится заработать деньги… и не дарит детям себя. Бабушки и дедушки стремятся пожить после выхода на пенсию для себя (наверстать «упущенное» в молодые годы, получше покушать, съездить посмотреть мир и т.п.) и не дарят себя внукам. А что имеем в конце? Брошенные старики в хосписах, покинутые дети, раздробившиеся семьи и сугубое одиночество в кругу родных. Отринут Бог, вышвырнуты на помойку (как продукты аборта) совесть и сострадание, отброшено дарение, и человек попадает в земной ад. Так сходят в могилу и народы, и страны при полном торжестве безудержного потребительства. Мы теряем самих себя, забываем свой православный дух и Истину в погоне за развлечениями и товаром. Продаем первородство за чечевичную похлебку, точнее, лишь за запах оной. Пробовать ее будут иные господа…
Процитируем нашего мыслителя: «Чтобы как-то выжить, люди вынуждены подрабатывать где только можно, прихватывать вечера и выходные дни, совмещать далекие друг от друга виды занятости. У нации, успевшей приобщиться к цивилизованному досугу, фактически похитили досуг, превратив ее в нацию поденщиков, не смеющих поднять голову к небу».
03_trijo300sdf1ewqАлександр Панарин увидел это и сказал громко и ясно. Но, положив руку на сердце, вспомним, а многие ли читали великолепную книгу Александра Сергеевича «Православная цивилизация в глобальном мире»? Боюсь, что за мишурой обыденности россияне и не слышали о ней.
Святейший Патриарх Кирилл, выступая в МГУ (28 сентября 2012 г.) перед учеными и студентами, сказал: «Как писал наш современник, а для многих из вас и коллега – замечательный философ, политолог и публицист Александр Сергеевич Панарин, идентичность русских людей скреплял православный идеал священного царства, основанный на высшей правде и жертвенном служении вере».
Владыка Кирилл отлично передал главную идею Панарина – без Православия мы обречены на развоплощение народного бытия, без Служения превращаемся в «иванов, не помнящих родства», в манкуртов, в роботов, в механизмы…
Сейчас на планете Земля разворачивается гигантская «перестройка», итогом коей должно стать окончательное разделение людей на избранное меньшинство и подавляемое большинство. Большинство политиков капитулировало и поспешило примкнуть к «элите». Но остается препятствие на пути триумфального шествия новоявленных повелителей обезличенного мира – Православие. А.С. Панарин показывает нам сие: «Православие есть религия сострадательности к слабым – и как таковая она представляет собой восстание против духа новой сегрегации, нового расизма, неожиданно завладевшего «передовым человечеством».
Православие есть религия Благодати, а не закона – и в этом качестве она, вместо того чтобы выносить окончательные приговоры и заранее помечать избранных и неизбранных, утверждает чудо спасения, которое в земной жизни проявляется как чудо новой истории, расширяющей казавшиеся окончательными границы и возможности пространства…
Наконец, Православие есть религия творчества, а не присвоения готовых результатов якобы избранными. Творчество же основано на христианском парадоксе: наиболее творчески способными являются не те, кто максимально способен к дарвиновскому естественному отбору и имеет наилучшие шансы по меркам «морали успеха». Приспособленным, успешным и удачливым недосуг творить и думать о новом мире – они прекрасно устраиваются в этом, уже сложившемся. Творчество есть дело неприспособленных, людей не от мира сего… Новое агрессивное язычество сегодня угрожает самому существованию людей такого типа – по закону естественного отбора они обречены. Все чуткое, совестливое, обладающее ностальгической памятью и устремленностью к горнему, прямо взято на подозрение новыми хозяевами жизни…»
Книги Панарина – безусловно, доброе подношение человечеству и православным христианам. Но важнейшим даром Александра Сергеевича надо признать его требование любви к Православию и Церкви, борьбы ради веры во Господа нашего Иисуса Христа и сохранения человеческого рода.
Да не отвергнем!..

Александр Гончаров,
к.ф.н., доцент кафедры журналистики СОФ ВГУ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

86 − 82 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ