Дабы свеча не погасла…

01_fjkds64rtsdgШкола являлась и является одним из важнейших социальных институтов. По сути от образовательной системы зависит, каким будет общество, какими качествами будут обладать его члены, какими путями пойдет развитие его. Школьный учитель и воспитание в учебном заведении играют огромную роль  и в становлении личности. Недаром судьба школы неразрывно связана с судьбой государства. Школа обнаруживается прямой носительницей традиции и связывает (пусть и незримыми нитями) поколения друг с другом. Но такая связь невозможна без Православия. Поэтому и происходит упрочение в России отношений между школой и Русской Православной Церковью на разных уровнях: от федерального до муниципального. Любые шаги в этом направлении: и малые, и большие споспешествуют сохранению державы, да и самих граждан ее. Жаль, что далеко не все задумываются об этом.

19 октября 2016 года на базе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 с углубленным изучением отдельных предметов» (под эгидой Управления образования Старооскольского городского округа и Муниципального бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Старооскольский институт развития образования») был проведен муниципальный практико-ориентированный семинар «Развитие социально активной личности учащегося в рамках культурно-образовательного пространства школы».
Семинар предназначался для преподавателей православной культуры, основ религиозных культур и светской этики, основ духовно-нравственной культуры народов России.
Школа № 24 не случайно славится в нашем городе своим опытом в работе по духовно-нравственному воспитанию учащихся. Организаторам было что показать и чем порадовать своих коллег. Тематическая разнообразность мероприятий, добротный профессиональный уровень педагогов (представивших свои разработки теоретического и практического плана), хорошее материально-техническое обеспечение и художественное оформление, а также активность и неподдельная заинтересованность учеников явно способствовали успешному проведению семинара.
Открыла семинар руководитель центра духовно-нравственного просвещения Старооскольского института развития образования Е.Н. Кривошеева. Она вкратце ознакомила аудиторию с целями и задачами мероприятия.
С напутственным словом к участникам семинара обратился благочинный 1-го Старооскольского округа протоиерей Алексий Бабанин. Он отметил, что проблема духовного воспитания является важнейшей, и перед преподавателями православной культуры стоит серьезная воспитательная задача, которая предполагает очень большую ответственность. Отец Алексий, развивая тему, обратил внимание присутствующих на то, что о семье, семейных отношениях, почитании родителей, понятии греха говорится в России на самом деле очень мало. А ведь от правильного понимания этого зависит и вся жизнь человека, и рост личности. Когда распадаются семьи, и «нормой» становится «гражданский брак», мы должны бить тревогу и объяснять чаще и больше, в чем заключается крепость семьи, как правильно жить ей, как избегать греха…
Далее отец Алексий выразил надежду, что проводимое мероприятие принесет свои определенные добрые плоды.
Заместитель директора 24-й школы С.Н. Моногарова в своем докладе рассказала о сути модели образования «Умная школа», направленной на формирование гражданина и творца: «…Мы переходим от философии «Школа для всех» к философии «Школа для каждого», отводя существенную роль разработке индивидуальных образовательных траекторий каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья…»
В заключение заместитель директора отметила: «…Сегодня знания не самоцель, и поэтому мы хотим, чтобы у человека, окончившего школу, были способности мышления и понимания, чтобы он мог ставить цели и имел опыт социального действия, чтобы он свободно вступал в содержательное взаимодействие и коммуникацию, понимал других людей и мог объяснить свои собственные идеи, был высоко нравственной личностью, разделяющей российские традиционные духовные ценности.
Это возможно при наличии условий и ресурсов, поэтому мы и выбрали инновационную модель – «Умная школа», которая позволит нам построить систему условий и единые механизмы развития каждого ребенка в рамках культурно-образовательного пространства учреждения».
После завершения доклада все участники семинара приступили к знакомству с практической частью, которая, собственно, и раскрывала подходы и новинки в работе педагогов школы № 24, то есть и показывала «Умную школу».
Что бросалось сразу в глаза – соработничество учителя, учеников и родителей в школе не является пустой формальностью, но реальным делом, которое несомненно должно принести положительные результаты.
Обо всем рассказать невозможно, ибо организаторы постарались на славу, обеспечив и наглядное повествование о мероприятиях, и вполне удачное позиционирование их.
Лучше всего представить можно практику семинара в картинах.
Картина первая. Здесь разговор о семейных ценностях, о православном понимании любви, дружбы и семьи. В классе за столиками размещаются семьи. Царит добродушная атмосфера. Маленький мальчик с шариком свободно бегает по помещению. Его шалости вызывают только добродушный смех. Происходит неформальное общение людей друг с другом.  И  сие важно в нашем мире… Выходят семьи и рассказывают о самих себе.
А в завершение дети дарят ромашки взрослым. Ромашки, как цветки радости, любви и мечты…
Картина вторая. Здесь уже говорят о милосердии и добре. И о том, есть ли у них свой особый код. Ученики 9-го и 8-го классов обсуждают книгу А. Лиханова «Последние холода». Участники рассуждают о войне, любви и сострадании. Они пишут письма за героев книги, волнуются и живут переживаниями героев произведения. Метод погружения работает. Так, играя, обучают и воспитывают…
Картина третья. Взрослые и дети увлеченно трудятся. Мальчики мастерят рождественские звезды. Девочка лепит фигурку ангела. Чудный запах идет из кухни. Там на подносе лежат «жаворонки». Есть у православных христиан теплая традиция. На день памяти сорока мучеников Севастийских, в Великий пост, русские хозяйки пекли булочки в виде птичек – «жаворонков» (в иных местах их называют «голубками» или «сороками»). Конечно, сейчас не месяц март (когда мы и вспоминаем мучеников), но дети получают знакомство и с народной традицией, и с православной культурой.
В целом семинар в школе № 24 порадовал. Думается, что его участники почерпнули достаточное количество ярких примеров из деятельности коллег и возьмут их себе на вооружение, чтобы применять в работе.
Учитель должен обязательно учиться, чтобы самому учить. Эта истина существует со времен еще Древней Греции и Сократа. Учитель – ведь это страж, защищающий мир ребенка от распада. Чтобы свеча этого мира не погасла…

Александр Иванов



   Код любви и милосердия

      г.Старый Оскол
      19.10.2016


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

86 + = 92