Да исправится молитва моя
На первой седмице Великого поста митрополит Белгородский Иоанн молился в Старом Осколе. 17 марта он прочитал последнюю часть Великого канона святителя Андрея Критского в Вознесенском и Христорождественском храмах.
Во время жизни преподобного Андрея Критского (VII-VIII вв..) самого понятия канона еще не было. Покаянные молитвословия назывались стихирами. Как считают многие исследователи, одной из причин написания покаянных стихов преподобным Андреем могло быть личное раскаяние в связи с его участием в лжесоборе 712 года. Но в Великом каноне не только плач по грехам, но несомненное упование на милость Божию. Создавая эти умилительные песнословия, святитель Кипрский, несомненно, думал о душах человеческих как пастырь и епископ, располагая верующих во Христа к спасительному и животворному покаянию во дни Великой Четыредесятницы.
– В этом каноне устами святого Андрея Критского мы обращаемся к своей собственной душе, и главное, к чему мы призываем свою душу – чтобы она восстала от греховного сна, – сказал в своем слове владыка Иоанн. – Великий канон помогает нам увидеть собственные грехи и найти в себе силы, чтобы преодолеть разделение между нами и Богом. Это разделение появляется тогда, когда мы уходим от Бога. А уходим мы от Бога всякий раз, когда начинаем грешить, потому что всякий грех – он нас отдаляет от Него. Великий пост – это путь совершенствования любви. Самым достойным плодом нашего духовного путешествия будет сострадание, сочувствие, послушание Матери-Церкви, потому что без этого невозможно спастись.
18 марта митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Александро-Невском кафедральном соборе. Ему сослужили настоятель собора протоиерей Алексий Зорин, благочинный I Старооскольского округа протоиерей Алексий Бабанин, клирики собора, настоятели старооскольских храмов.
Литургия Преждеосвященных Даров, в отличие от хорошо знакомой прихожанам литургии Иоанна Златоуста, по своему характеру очень сдержанная, вся проникнута покаянными чувствами. Песнопения хор исполняет особым великопостным распевом. По большей части литургия состоит из чтения псалмов. Даже знакомые слова песен Давидовых, которые мы слышим за ежедневным богослужением, звучат теперь по-особому проникновенно.
«Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя», – трогательно поет трио певчих собора перед алтарем. И на коленях все верующие скорбно внимают призывам псалмовевца: «Не уклони сердце мое в словеса лукаствия, непщевати вины о гресех» (Не уклони сердце мое к словам порочным измышлять оправдания грехам).
После таких слов даже самое окаменевшее от грехов сердце начинает размягчаться и рыдать.
Владыка Иоанн прочитал канон Феодору Тирону и освятил коливо. В своей проповеди архипастырь постарался донести до верующих смысл совершаемого постного делания:
– Во образ Христа мы совершаем Великий пост, – отметил владыка. – И наши ограничения в пище являются неким приношением Христу, который принес Себя в жертву за нас. Вот этот дар, который мы добровольно отдаем Христу. В современном мире, который преисполнен различных двойных смыслов, пост превращают в некую диету, когда человек постится, чтобы похудеть, стать стройнее, привлекательнее. Там нет цели приношения дара Христу, подобно тому, как Он принес Себя за всех нас. Поэтому надо различать пост и диету. И когда человек говорит, что вот пришло время поста, и я попощусь, чтобы похудеть, то пользы в таком посте мало. Только для тела, чтобы оно лучше чувствовало себя. А душа, как правило, не освобождается от греховного груза, потому что цель совершенно иная, ее заставляют работать над телом. Цель Великого поста – освободить душу от греховных тяжестей. И тело помогает душе освободиться от этого. Само тело через пост и воздержание в пище также служит Христу, принося Ему свои дары – ограничения.
Светлана Воронцова