Цивилизация Иоанна Кронштадтского
14 июня – память святого праведного Иоанна Кронштадтского
(прославление 1990)
Человечество любит обманываться. Видение мира искажено грехом и тягой к потребительству. В качестве героев часто избираются совсем не героические личности, а образцами для подражания становятся совершенно негодные дела, идеи и люди. У замечательного православного поэта – иеромонаха Романа (Матюшина) есть следующие строки:
Народ всегда разумен, а толпа
Всегда пошла, безумна и слепа.
Ужасней мора для страны любой,
Когда народ становится толпой.
И действительно, только блужданием в духовной тьме можно объяснить преклонение наших современников перед модными певцами, писателями-постмодернистами, бесталанными актерами и гламурными спортсменами. Именно от них, как от неких гуру, ожидают наставлений, рассуждений и поведенческих примеров.
Общество, отказавшееся от христианства, с неизбежностью находит множество липовых кумиров и идолов.
Но сквозь тьму все же пробиваются яркие огоньки путеводных маяков, дарованные нам Богом… Православные святые всегда с нами. Они не позволяют, по воле Божией, тьме окончательно сгуститься, разлиться в сердцах и поглотить остатки человеческого рассудка.
Собственно, история – это история произрастания и цветения святости, а все походы, битвы, экономические процессы и открытия являются лишь приложением к ней.
К сожалению, светские СМИ редко обращают внимание на святых, в том числе и просиявших в Земле Российской. А между тем даже на далеком вулканическом острове Ниуэ, входящем в состав Королевства Новая Зеландия и расположенном в далеком Тихом океане, в 2012 году была выпущена памятная коллекционная монета, на которой на одной из сторон мы находим традиционный профиль английской королевы, а вот на другой… Святой праведный Иоанн Кронштадтский изображен на фоне своего любимого храма.
Значит, даже для иноземцев Иоанн Кронштадтский является символом России и особым образом русской православной цивилизации.
Святой Иоанн прожил долгую жизнь. Он родился через несколько лет после подавления восстания «декабристов», грозившего погрузить страну в эпоху распада и развала, а ушел ко Господу, не узрев ужасов революции 1917 года и Гражданской войны. Весь неспокойный XIX-й и начало XX века прошли перед глазами праведного Иоанна. В эту эпоху Господь посылал святых, которые могли бы стать примерами для ищущих правды. Преподобный Серафим Саровский, святитель Филарет (Дроздов), святитель Игнатий (Брянчанинов), святитель Феофан Затворник, оптинские старцы и другие святые являлись источниками чистой родниковой воды в обществе, истомленном жаждой истинности и праведности. Но оно, это общество, предпочло не заметить их. Тяга к материальному, отказ от своего ради западных блесток, желание построить на земле эфемерное государство всеобщего благоденствия, увлечение оккультизмом и откровенной бесовщиной неизбежно приближали все те горести и несчастья, свалившиеся на Русь после череды революций.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский был, наверное, если и не последним, то самым теплым светочем, освещавшим мрак, окутавший Россию, накануне колоссальных и яростных потрясений. Господь наш Иисус Христос соединил в одном святом несколько добродетелей, присущих иным великим святым.
Батюшка Серафим отличался прозорливостью и способностью даровать радость и любовь душе человеческой. Но этим Бог наделил и отца Иоанна. Вчитаемся в слова его: «Чем чище сердце, тем оно просторнее, тем более вмещает в себе любимых; чем грешнее, тем оно теснее, тем менее оно способно вмещать в себе любимых – до того, что оно ограничивается любовью только к себе, и то ложною: любим себя в предметах, недостойных бессмертной души: в сребре и злате, в любодеянии, в пьянстве и прочем подобном». Широта сердца зависит от имеющейся любви. Этому учит нас Иоанн Кронштадтский.
Труды преподобного Сергия Радонежского и учеников его, отличавшихся не только святостью, но и деятельностью по обустройству монастырей и помощью бедным, повторил праведный Иоанн. Но «прогрессивной» интеллигенции XIX-XX веков сего было мало. Организация рабочих мест, постоянные пожертвования, забота об обучении детей и взрослых привели лишь к тому, что в леворадикальных изданиях того времени усилились сплетни и выпады против священника. А в столичном театре была поставлена мерзкая пьеса с откровенно клеветническим содержанием. Истоки басен «о жирных попах на мерседесах», коими ныне столь любит потчевать расхристанную российскую публику интернет, лежат в том походе против Иоанна Кронштадтского, что объявила либеральная печать, жаждавшая падения самодержавия, выборов и прочего, прочего, прочего. Ну, не могла же она стерпеть правдивых речей святого: «Интеллигенция наша – просто глупа. Несмысленные, поглупевшие люди! Россия, в лице интеллигенции и части народа, сделалась неверною Господу, забыла все Его благодеяния, отпала от Него, сделалась хуже всякой иноплеменной, даже языческой народности. Вы забыли Бога и оставили Его, и Он оставил вас Своим Отеческим промыслом и отдал вас в руки необузданного, дикого произвола. Христиане, которые не веруют в Бога, …которым все равно, какая вера: с евреями они евреи, с поляками они поляки, – те не христиане, и погибнут, если не раскаются…»
В озлоблении на батюшку Иоанна революционная и полуреволюционная «образованщина» не заметила, что его книга «Моя жизнь во Христе» ничуть не уступает по своим литературным достоинствам «Исповеди» Блаженного Августина (духовное же значение сего творения Иоанна Кронштадтского атеистической интеллигенции и вовсе было недоступно).
Еще в годы учебы Иоанн на первые деньги, полученные за переписывание текста одного из профессоров академии, купил книгу Иоанна Златоуста. И это неслучайно. Всегда отец Иоанн почитал святителя и изумлялся мудрости сего православного святого, стоявшего у колыбели Ромейской империи, заместившей Древний Рим. И неспроста. Грехи и добродетели отнюдь не зависят от уровня технического прогресса и комфортабельности быта. И если сейчас человечество рвется в космос, а когда-то с трудом могло плавать у берегов Средиземного моря, то это не свидетельствует о том, что в XXI столетии человек стал чище и светлее, чем в четвертом или пятом веке. И воспитание детей не улучшилось. Иоанн Златоуст обличал: «Часто многие из отцов делают все, чтобы у сына был хороший конь, великолепный дом или дорогое поместье, а о том, чтобы у него была хорошая душа, нисколько не заботится. Это и расстраивает всю вселенную». А Иоанн Кронштадтский писал (прошло более тысячи лет!): «Родители и воспитатели! Остерегайте детей своих со всею заботливостью от капризов пред вами, иначе дети скоро забудут цену вашей любви, заразят свое сердце злобою, рано потеряют святую, искреннюю, горячую любовь сердца, а по достижении совершенного возраста горько будут жаловаться на то, что в юности слишком много лелеяли их, потворствовали капризам их сердца. Каприз – зародыш сердечной порчи, ржа сердца, моль любви, семя злобы, мерзость Господу».
Борьбой ради спасения человека была жизнь Иоанна Златоуста, но на таком же поле сражения подвизался и праведный Иоанн.
В XXI веке люди ощущают какую-то скомканность бытия, неустойчивость существования, возрастание злобы и страшную разобщенность людей при полной неудовлетворенности желаний. Диагноз сему Иоанн Кронштадтский поставил точно: «Чрево стало идолом: постов многие совсем не держат, считая их тягостными, пирования и пьянство сделались явлениями постоянными. Деньги стали положительно современным кумиром, и для легкого приобретения их люди не пренебрегают никакими средствами, как бы они ни были неблагородны, нечестивы; все помыслы, заботы, забавы, в том числе и игра, словом, удовольствия, искательства, намерения, предприятия, даже учение направлены к земле; о небе, о небесном звании, о небесном учении и житии во многих домах нет и помину. Человек стал весь земля, весь прах!»
Однако, как подлинный врач, батюшка Иоанн дает и лекарство, кое заключается всего лишь в одной фразе: «Как хорошо работать Господу!» Этот завет и есть основание православной цивилизации… Цивилизации Иоанна Кронштадтского и всех, всех, всех святых, данных нам Богом!
Александр Гончаров,
к.ф.н., доцент кафедры журналистики СОФ ВГУ