Чтобы увидеть Бога, нужно немного оторваться от земли

Последний месяц лета наполнен праздниками. Один из них – Преображение Господне, который мы отмечаем 19 августа. В этот день мы вспоминаем, как апостолы Петр, Иаков и Иоанн увидели Спасителя во всей Божественной, вечной славе. 

Зачем освящать плоды на праздник? Можно ли заниматься домашними делами в этот день? А главное, для чего Христос преобразился? Ответы на эти и другие вопросы ищем в беседе с клириком храма преподобного Сергия Радонежского иереем Иоанном Дворядкиным.

– Преображение Господне долгое время не имело точной даты в календаре. Почему именно 19 августа решили праздновать это великое событие?

– Богослужебное празднование Преображения Господня появилось не сразу. Традиция отмечать этот день в Церкви сформировалась спустя несколько столетий после самого события. Точная причина празднования Преображения именно 19 августа, к сожалению, неизвестна.

Есть несколько версий. По одной из них, в этот день состоялось освящение часовни на горе Фавор, на которой и произошло это чудо. Другая версия связывает день Преображения Господа с днем Его крестных страданий. Церковное предание предполагает, что Преображение случилось за сорок дней до страданий Христа. Если бы праздник установили на эти дни, то он бы всегда приходился на начало Великого поста. Соответственно, праздник нарушал бы тот покаянный тон, который пост задавал с самого начала. Поэтому праздник установили за сорок дней до Воздвижения Креста Господня.

Этот день тоже связан с воспоминаниями о страданиях Христа, однако дата не включена в Великий пост.

– Преображение Господне в народе еще называют Яблочным Спасом. Освящение плодов в этот день – это обязательное действие или всего лишь добрая традиция, которую можно не выполнять?

– Это необходимо, если вы сами выращиваете какие-то плоды, прежде всего, виноград или яблоки. В этом случае человек благодарит Бога за чудо – дарованный урожай. Для тех, кто покупает фрукты в магазине, освящение плодов может быть доброй традицией, как знак благодарности Господу в принципе за пищу.

Священник Иоанн Дворядкин

– Почему в этот день принято освящать яблоки? Плоды как-то связаны с праздником?

– Церковный Устав предполагает освящение именно винограда в этот день. Логика правила такова: из винограда мы делаем вино, а вино используем в Таинстве Причастия. Поэтому освящение винограда – это возможность совершать Евхаристию и причащаться еще один год. Освящение яблок появилось на Руси как альтернатива освящению винограда, который, как мы знаем, плохо растет в холодном климате.

Виноград и яблоки никак не соотносятся со смыслом праздника Преображения Господня. Они связаны лишь со временем года и датой празднования, так как к этому периоду поспевают плоды. Освящение фруктов просто приурочили к значимому празднику.

– Есть неосвященные плоды до Преображения – это грех?

– Церковные правила предлагают нам воздержаться от вкушения плодов до Преображения, но неверно было бы называть грехом несоблюдение этого правила. Дело в том, что грех является следствием невоздержания – неумением сказать себе в определенных ситуациях слово «нет». Если вы помните, именно невоздержанность Евы привела к грехопадению человека. Ей тоже очень хотелось съесть «запретный плод». Именно поэтому так много в церковной жизни постов и поводов для воздержания. Многодневные и еженедельные посты, полное воздержание от пищи и воды перед Причащением, супружеский пост в какие-то дни – это желание Церкви помочь нам научиться останавливаться и отказываться от чего-то, чтобы потом так же суметь остановиться и противостоять греху.

Отношение к разным видам поста должно быть как к духовной практике, а не как к подвигу или добродетели. Например, если человек следит за здоровьем и не ест вредные продукты, это не значит, что он совершает особенный подвиг. Он просто помогает организму в борьбе с возможными болезнями. То же самое относится к духовной жизни: мы воздерживаемся для того, чтобы помочь своей душе не согрешить. Вкушать неосвященные плоды до Преображения – это не грех, но лучше сохранять практику воздержания. Можно не отказываться от всех плодов, а выбрать что-то одно, например, не есть до праздника либо яблоки, либо виноград.

 – Христос исцелял толпы людей, совершал чудеса, но просил исцеленных не говорить о Нем. Господь всячески избегал славы. Возникает вопрос: а зачем Христу преображаться?

– Преображение, как случившийся евангельский факт, имеет своим адресатом всего трех ближайших учеников Христа. Господь и здесь избегает славы. Он явно не желает просто произвести впечатление на учеников, а через них на весь народ. Подтверждением этому служит запрет Христа говорить об этом чуде до Его смерти. В чем здесь смысл? Преображение случилось незадолго до крестных страданий Христа. В последние дни Своей жизни Господь много говорил о смерти и воскресении, тем самым готовил учеников к этому испытанию, чтобы они внутренне смогли в дни этой трагедии не разочароваться во Христе полностью. Господь сеет сомнение в учениках. Он хочет, чтобы в момент, когда все будут говорить о Его смерти, эти ученики смогли вспомнить о чуде, о своем необыкновенном опыте и сказать себе, что все было ненапрасным, и что не может Тот, Кто сиял перед ними в Божественной славе, вот так просто умереть. В общем, Преображение было нужно для будущего утешения учеников.

– Можно ли сказать, что после смерти люди так же, как Христос, воскреснут и преобразятся? Или такое чудо ждет не каждого человека?

– Каждый человек изменится после второго прихода Спасителя в этот мир. По учению Церкви, это изменение коснется и физического тела, и способов общения с Богом. В этом смысле можно сказать, что мы преобразимся. Но когда мы говорим о Преображении Христа, речь не идет о том, что Господь изменился или стал совершенней. Он просто приоткрыл завесу Своей Божественной славы. Возможность видеть преображенного Бога доступна человеку уже сейчас, для этого необязательно умирать или ждать конца света. Именно об этом евангельские слова: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Святитель Григорий Палама говорил, что Господь всегда рядом и Царство Божие всегда здесь. Вопрос в том, видит ли Его человек? Вечная жизнь – это возможность увидеть Царство Божие таким, какое оно есть, и увидеть Бога во славе.

– В одном из церковных песнопений есть такие строки: «Взяв особо, Христе, Своих учеников: Петра, Иакова и Иоанна, по Своей воле Ты на гору их возвел, чудо страшное показав и издалека явив Божественного пришествия Твоего нестерпимое вечное благолепие». Почему чудо названо страшным? Как правильно понимать это выражение?

– Любое величественное явление, даже в нашей обычной жизни, вызывает определенный трепет и восторг. Представьте переживания человека, который впервые видит море или поднимается на высокую гору. Про такие переживания говорят: дух захватывает. Здесь, возможно, тоже имел место вот такой благоговейный трепет – с одной стороны, непонимание того, что происходит, с другой – ощущение присутствия при событии невероятной важности и неотмирности.

– Существует распространенное мнение о том, что в великие церковные праздники нельзя ничего делать: заниматься уборкой, работать и так далее. Так ли это?

– Есть такой принцип: не делай того, без чего можно обойтись. Если ребенок испачкал рубашку, в которой вечером нужно идти в гости – можно постирать. А если мы хотим постирать все шторы в доме, то лучше отложить. Если отвалилась дверка в шкафу – надо прикрутить. А решили собрать новый шкаф – стоит перенести сборку на следующий день. На даче погибают растения от засухи? Конечно, нужно полить. Хотим заодно прополоть весь огород? Лучше воздержаться. Принцип простой и понятный.

– Что православному христианину нужно делать в праздник Преображения Господня?

– Праздник – это не уход от обязанностей и дел, а качественная замена одних занятий на другие. В такой день важно помолиться на Литургии и по возможности причаститься. Стоит найти время для чтения евангельского отрывка, который посвящен празднику.

Также важно выделить время для того, чтобы побыть в тишине или часть дня помолиться короткими молитвами, например, Иисусовой молитвой. Это помогает немного оторваться от суеты. Христос не просто так поднялся с учениками на гору, чтобы перед ними преобразиться. Ведь чтобы увидеть Бога, нужно немного оторваться от земли.

Беседовала Анастасия Грищук
Фото Андрея Болдырева и Юлии Зиновьевой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 6

АРХИВ ГАЗЕТЫ