Что такое подвиг в современном мире с точки зрения христианства?

Собственно говоря, подвиг сегодня, как и тысячу лет назад – это абсолютно одно и то же. Я обращаю на это внимание потому, что в вопросах людей часто звучит тональность некоей «эксклюзивности»: мол, «наше время не такое, у нас все иначе…». Это неправда. Если наше время чем-то и отличается, так это тем, что оно самое сытое и спокойное в известной нам истории человечества. Может быть, именно поэтому для современного человека отказ от развлекательного контента и соцсетей в постные дни – это невыносимый подвиг.

Итак, меняются декорации, но остается нечто неизменное – внутреннее устройство человека.  Мы – образ и подобие Божие, и нам просто необходимо реализовать потенциал богоподобной свободы, которая вместе с тем лежит на нас бременем ответственности. Как видите, то, что возлагает на нас Христос – «благо и легко» (Мф. 11:30), но тем не менее – иго и бремя.

Важно уйти от обывательского отношения к понятию подвига. Многие часто говорят о нем, подразумевая, что это дело, совершаемое без желания, из страха наказания или в ожидании награды. Неужели вы думаете, что Бог хочет устроить нам «гонки с препятствиями» и повелевает нам делать то, что очень не хочется, чтобы потом наградить за это?

В Евангелии от Матфея мы слышим слова Спасителя: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12-13). Но для чего? Почему? Давайте попытаемся совсем просто ответить на этот вопрос. И в качестве иллюстрации, метафоры возьмем всем известный физический процесс. Что происходит с мышцей, которая по той или иной причине не используется длительное время? Правильно, она атрофируется.

Мы можем представить себе, что силы души – это такие «духовные мышцы». Господь сотворил человека и поставил его в условия, в которых он может развивать каждую из этих «мышц». Он дал человеку свободу – право самостоятельно решать, что делать со своей жизнью. Это было нужно потому, что Создатель захотел находиться со Своим творением в отношениях любви. Он не ждет от человека слепого подчинения.

Представьте себе, что было бы, если бы Бог дал человеку свободу и не дал бы возможности ее реализовать. Все равно, как если бы Он посадил первых людей в закрытое пространство и сказал: «Иди куда хочешь!» А идти-то некуда. Но Бог поступает иначе – Он дает человеку выбор. Он дает ему первую заповедь о невкушении от древа познания. Человек не выдерживает искушения и впадает в грех. И с этого времени все люди становятся больными. Грех в нас имеет свою волю и желания: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7:19-23).

С этого времени человек должен постоянно прикладывать усилия для того, чтобы быть свободным, не стать рабом своих желаний. Чтобы наша свобода не «атрофировалась», мы призваны каждый день совершать то, что в христианстве называется словом «подвиг»: отказывать себе в чем-то ради Бога и ради ближнего. Таким образом, это понятие неотделимо от слова «жертва», о котором мы поговорим с вами в следующем выпуске.

Протодиакон Сергий Епифанцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 + 2 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ