Что самое главное в дни Страстной седмицы?

В преддверии Страстной седмицы корреспонденты «Православного Осколья» обратились к нашим пастырям с вопросами:
Что главное для православных христиан в дни Страстной седмицы? Как прожить их, чтобы с достойной радостью встретить Светлое Христово Воскресенье?


Клирик Александро-Невского кафедрального собора иерей Виталий Голуб:

03_golub– Главное во дни святой Страстной седмицы – духовное напряжение, к которому подводит нас вся святая Четыредесятница. Это прежде всего Богослужение, в котором душа должна сопереживать, скорбеть, печалиться… И радоваться о грядущем Воскресении.
Когда прыгаешь с высоты, перед прыжком волнуешься, а потом ощущаешь радость самого полета. Так и здесь – предначинание этой радости, но также скорбь. И к этому всему нас уготовляют именно Богослужения Страстной седмицы. Они особые, они глубокие. Там не только душа насыщается, очищаясь то слезами, то переживаниями, а то и радостью своей, но и ум вдохновляется образами, воспоминаниями, которые предлагает Церковь на Богослужениях Страстной седмицы.
Каждому человеку нужно быть на службе в эти дни, быть с Богом, слышать письмена Священного Писания о том, как Он страдал, ради чего страдал. Через наполненные скорбью Богослужения Страстной седмицы звучит рефреном весть о грядущем Воскресении, о грядущей Радости. Не забывая эту радость о Воскресшем, нужно найти время и для сопереживания Его страданиям, чтобы в полноте своей явить себя православным христианином.


Клирик Александро-Невского кафедрального собора иерей Владислав Родоченко:

04_rodoch– На Страстной седмице центром нашего внимания является Крест Господень – жертвенная смерть на Кресте нашего Господа и последующее Воскресение. Нам, православным христианам, подобает прежде всего заострить свое внимание на покаянии.
Когда Иоанн Креститель на реке Иордан крестил и готовил к покаянию и пришествию Спасителя весь народ, он говорил: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3:2).
Господь, приняв Крещение, после Своего Воскресения ниспослал Духа Святого апостолам. И потому нам всем, имеющим Духа Святого через дар Святого Крещения, подобает возгревать в покаянии благодать Божию, чтобы действительно обрести этот дар Святого Духа, потерянный нами в небрежном своем отношении к молитве, к храму Божию. Тем самым Страстная седмица должна для нас быть еще большим поводом, чтобы действительно взгорячить свое покаяние перед Господом и сподобиться Его духовных даров, дабы достойно встретить Пасху Христову.


Иерей Михаил Артеменко, клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное (Белгородский район), психолог митрополичьего Центра поддержки семьи:

01_artem– Самое главное для православного христианина, да и в принципе для любого человека, на Страстной седмице – осознание того, какой ценой нам дана возможность быть вместе со Христом. Господь, сотворив человека, поселил Адама и Еву в раю, чтобы они всегда пребывали подле Него. Однако люди не устояли и согрешили – отошли от Господа. Но Бог не перестал любить человека и по Своей воле Сам пришел к людям. Воплотившись в Сына человеческого, Он стал ближе к нам, Он умер за нас в страшных мучениях. Мы всем своим естеством в эти дни должны прочувствовать, что наша свобода духа и души, свобода участвовать в Таинствах Церкви, свобода жизненного выбора и наследования Царства Небесного – все это дано нам сегодня ценой мучений Самого Господа Бога. Слова из Евангелия о мучениях Христа должны отозваться гулким звоном в душе каждого человека. Эти события каждый должен пережить как нечто глубоко личное, только одному ему ведомое, то есть свою жизнь человек должен соразмерить с жизнью Христа. Мы должны ощутить эту бесконечную любовь, больше которой нет ничего. Господь отдал Свою жизнь не только за тех, кто жил две тысячи лет назад, но за каждого живущего сегодня – и за тех, кого еще нет на свете.
Именно в эту неделю мы должны постараться оставить все-все шумное и суетное в стороне, все заботы и дела. Даже для человека неверующего или маловерного это наиболее благоприятное время, чтобы отвлечься от земных дел, впервые прийти в храм и узнать, почему же другие в эти дни безмолвствуют. Но при этом хочу заметить, что Православие – религия Радости. И даже на Страстной седмице нельзя впадать в глубокую скорбь, ведь мы знаем, как говорится, конец истории. Нет ни одного слова о скорби в Священном Писании, но все Евангелие есть призыв к радости. На Страстной неделе мы должны прийти в храм с чувством глубокого сопереживания и благодарности Христу. В нас должно жить живое отношение к Богу, живая вера – как к самому близкому, как к любящему родителю, никогда не покидающему нас. Только так мы во всей мере ощутим Его тепло и любовь, Его опеку и поддержку.
Примеры такой веры я не раз встречал. Так в женской колонии, где мне довелось служить, находилась одна девушка, как сейчас говорят, «легкого поведения». Великий пост был ее первым серьезным духовным опытом. Накануне Пасхи она исповедалась. И хочу сказать, даже пожелать – дай Господь каждому так глубоко, горячо, искренне каяться и стремиться к Богу. Так вместе со Христом воскресла на Пасху и ее душа.


Клирик Александро-Невского кафедрального собора диакон Георгий Гильфанов:

02_georg– Известно, что Страстная седмица – это отдельный от святой Четыредесятницы пост, который у древних христиан изначально являлся постом для просвещенных – для тех, кто готовился к Таинству Крещения в Великую субботу. Именно Страстная седмица составляла пост перед Воскресением. А уже потом Четыредесятница стала постом солидарности к этой седмице.
Страстная седмица – очень важный этап поста благодаря Богослужениям, которые являются каждый день особенными. Этот этап обращает молящихся не просто к посту, но к главнейшим событиям земной жизни Спасителя, имеющим отношение непосредственно к нашему спасению.
По уставу первые три дня Страстной седмицы дня на Богослужении читается Евангелие – в память о том, как Господь общался со своими учениками. Это очень большое по сравнению с другими днями чтение. Далее Великий четверг – установление Таинства Евхаристии. Затем Страстная пятница – Спаситель во гробе; Сошествие во ад. То есть речь идет не только о личном покаянии, о созерцании себя – обращается внимание на евангельские события. Без них ощущение Воскресения может быть неполным – если не пройден весь путь, нельзя ощутить в полной мере ценность самого Воскресения Христова.
Христианину требуется быть очень внимательным в это время, чутким к себе, но отстраненным от мира. Он должен находиться в таком состоянии, как говорится в песнопении Великой субботы: «да умолчит всякая плоть», чтобы уже во всей полноте восхвалять радость Воскресения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 + 1 =