На вопросы отвечает иерей Виктор Тишин

Вы хотите узнать больше о жизни Церкви? Вас волнует, как организовать свой быт и питание согласно православному календарю? Или вы хотите наладить отношения с семьей и друзьями и найти душевное равновесие? На ваши вопросы ответят священнослужители — клирики старооскольских храмов. Мы открываем новую рубрику «Что посоветуете, батюшка?». Раз в неделю мы будем публиковать ответы на наиболее актуальные и интересные вопросы на нашем сайте и в социальных сетях. Вопросы мы ждем  prav.osk@rambler.ru

На вопросы отвечает настоятель храма иконы Божией Матери «Нечаянная Радость»

иерей Виктор Тишин

   – Если мы все такие грешные, плохие, ничтожные, что же тогда можно любить и уважать в себе?

   – Мне кажется, ответ очевиден. Мы должны любить и уважать в себе то хорошее, что в нас есть. Ведь каждый человек имеет что-то хорошее. Если ты смотришь на себя и видишь только плохое, то будешь становиться еще хуже. Если видишь только хорошее, то станешь невыносимым зазнайкой, что тоже плохо. Увидь в себе и хорошее, и плохое, и уходи от плохого к хорошему.

    В Евангелии Христос говорит: «…не тревожьтесь, что вам есть и во что одеваться…» Но вот сколько раз в истории был голод, сколько людей умерло от нищеты. И ведь многие взывали: «Отче наш». Почему же Бог допускает, чтобы люди умирали от голода?

   – В данном евангельском тексте говорится о том, что мы не должны все наши потребности и ценности сводить к еде и материальным благам. Ведь чем больше мы думаем только о земном, тем больше мы становимся похожими на животных. Человек отличается от животных тем, что может думать еще и о Вечности. Думать об этом – значит исполнять заповеди Божьи и проявлять любовь и милосердие к другим. Ведь люди умирают не от неурожая, а по причине нашей жадности, эгоизма и бессердечия.

   Апостолы, первые христиане очень четко понимали это. Они старались заботиться не о себе, а о ближних. Поэтому у первых христиан почти не было материальных проблем. Трудности были иные: их не понимали, подозревали в разных преступлениях, из-за этого казнили. Но внутри христианских общин материальных проблем было намного меньше, чем у язычников.

   – У священников бывает кризис веры?

   – Он бывает у всех, никто от него не застрахован. Мне кажется, что каждый человек должен быть готов показать не Богу (он знает нас лучше, чем мы сами себя), а себе – какова его вера. Из личного опыта скажу так. Я перед рукоположением много молился о том, чтобы мне не сломаться, не поддаться искушениям и не потерять веру в Бога. Ведь такое со стороны священнослужителя – не просто частный случай, это еще и соблазн для многих прихожан и даже людей невоцерковленных. При этом я понимал, что трудиться в своем служении нужно совестливо и с полной отдачей – только так я могу рассчитывать на Божью милость.

   – Можно ли молиться о том, чтобы скорее отдать долги или закрыть кредит? Ведь это просьба не о спасении души. Если ответ положительный, то к каким святым можно обратиться?

   – Каждая материальная проблема влечет за собой духовные проблемы. Не можешь отдать долг, значит будешь и унывать, и роптать, и завидовать. Поэтому надо молиться обо всем, что нас беспокоит: о кредитах, зарплате и т. д.

   Молитесь, прежде всего, Господу нашему Иисусу Христу, Божьей Матери и тем святым, которые более всего понятны и близки вашему сердцу. Святые ближе к Богу, чем мы, поэтому они могут просить Его о любой нужде.

   –– Грех ли молиться дома об инославных (протестантах, греко-католиках), если любишь этих людей?

   – Молиться за людей другой веры не грех. «Любовь никогда не перестает», – говорит апостол Павел. Но мы не можем молиться за них как за членов Православной Церкви. На это нужно обратить внимание, ведь все молитвы в молитвословах составлены именно так. Поэтому к Богу о них нужно обращаться или своими словами, или найти специально составленную молитву для подобных ситуаций.

   – Раньше, когда я читала Иисусову молитву, всегда происходили ссоры или неприятности. Говорят, что молящегося искушают. А сейчас это прекратилось. С чем это может быть связано?

   – Каждая новая ступень в нашей духовной жизни берется с боем. «Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной», – читаем мы в Послании к Ефесянам. И когда бесы видят, что Вас с этого пути не сбить таким способом, они просто меняют тактику. Так, например, у вас в семье могут прекратиться ссоры и скандалы, но у вас может появиться тонкое тщеславие и самолюбование. Будьте внимательны к себе.

   – Стоит ли придавать значение снам? Ведь иногда людям снятся даже ангелы и святые. Это просто наше воображение, и они ничего не значат?

   – Сны бывают трех видов: от Бога, от диавола и как результат жизнедеятельности нашего ума. Большая часть снов –– результат работы нашего ума. Святые отцы говорят: «Бог хочет, чтобы люди были исправляемы от людей, а если это невозможно, тогда от Бога». Господь говорит редко, тем более через сны. Эти ценные мысли содержатся в Священном Писании и наставлениях святых отцов, поэтому глубокий смысл нужно искать именно там.

  Святые отцы также указывают на то, что сны от Бога бывают четкие, хорошо запоминающиеся и достаточно короткие. С очень понятной мыслью и информацией. Но бесы могут вкладывать нам в голову сны от себя, замаскировывая их под Божественное откровение. Поэтому если ты сразу не поверишь сну, а начнешь молиться о вразумлении и просить Бога открыть Свою волю другим способом, Бог это не вменит тебе в грех, а наоборот, оценит твою осторожность. Ну, а если ты думаешь, что это сон от Бога, то все равно расскажи его лучше уважаемому тобой священнику, это будет явно не лишним.

   – Можно ли дома молиться в обычной одежде (в шортах, брюках, коротких платьях, халатах) и без покрытой головы? Или это непозволительно?

   – В Ветхом Завете говорится, что девушка до замужества отвечает сама за себя и молится о себе сама, а замужняя должна быть с покрытой головой ­– как знак подчиненности мужу. Об этом же говорит и апостол Павел (1-е Кор. 11). Но вообще, это вопрос больше личного благочестия, и у каждого человека уровень личного благочестия свой, так же как и уровень воспитанности, поэтому каждый решает сам, в каком виде ему молиться дома, но надо помнить, что наш внешний вид на молитве – это отображение нашего внутреннего уважения к Богу.

   Вообще надо заметить, что раньше одежда подчеркивала красоту человека, а теперь призвана разжигать похоть. Это относится и к мужской и к женской одежде. Поэтому и дома, и в храме мы должны одеваться красиво, удобно, но не пошло, и к этому приучать наших детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 + 1 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ