Что посоветуете, батюшка?
На вопросы отвечает клирик Александро-Невского кафедрального собора Священник Андрей Коровин.
– Мне 20 лет, не замужем, детей нет. Подруга попросила стать крестной ее дочери. Я сначала обрадовалась этому предложению, но потом услышала от знакомых, что нежелательно становиться крестной, будучи при этом бездетной, потому что после этого может не быть детей вообще. Разрешите мои сомнения, пожалуйста.
– Пожалуй, ни одно Таинство церкви не окутано столь большим количеством суеверий, как Таинство Крещения. Ваши сомнения напрасны.
– Один священник сказал мне, что упоминание имени Бога в песнях – это то же, что упоминание «всуе». Действительно ли это так, и такие песни, как например, на стихи отца Романа (Матюшина) или группы «ДДТ» нельзя слушать и исполнять? Или это просто субъективное мнение и отношение данного человека?
– Те или иные песни могут нести различный характер и посыл к слушателю. Царь Давид тоже исполнял песни, но они несли хвалебные настроения Богу. На сегодняшний день имеется немалое количество песен, которые заключают в себе проповеднические и миссионерские замыслы.
– Как относится православное духовенство к рок-музыке и рэпу? Это запретные жанры?
– «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор 6:12). Необходимо уметь отличать вещи, которые оставляют на нас положительную печать, от тех, что нам вредят. Блаженный Августин говорил следующие слова: «Люби Бога и делай что хочешь» (Блаженный Августин. «О любви к Богу и любви к миру»).
– Мне 32 года, а у меня уже появились седые волосы. Грешно ли мне как женщине подкрашивать волосы? Одна знакомая, которая часто ходит в храм, сказала, что те, кто наносят макияж и красят волосы, искажают Образ Божий…
– Искажают Образ Божий в нас только грехи. Вообще, образ Бога в нас – это умение в первую очередь мыслить и творить.
– Посоветуйте, пожалуйста, современные книги о Православии и его догматах.
– В первую очередь, как бы просто это ни звучало, я советую регулярное чтение Евангелия.
Что касается других рекомендаций, я убежден, что у каждого христианина – свои предпочтения, интересы и вкусы. В XXI веке имеется немалое количество толковых современников, занимающееся на ниве православной литературы. Одно можно сказать с уверенностью: чем меньше мы видим в литературе Христа – тем более сомнительны источники.
– Нужно ли каяться в мыслях, которые сразу же потом начинаем осуждать? Например, бывает, на кого-то невольно обижусь, пожелаю про себя что-то нехорошее этому человеку. А через минуту уже сам себя ругаю за такие помыслы. Нужно ли об этом говорить на исповеди священнику?
– Мы имеем практику раскаиваться в вольных и невольных согрешениях. Невольные, как правило, те, которые по нашей неосведомленности не воспринимаются нами как нечто, что может принести вред нам же самим, а также и другому человеку.
Мысли, по мнению афонских подвижников, имеют схожесть с птицами, мы не можем им запретить летать, но мы можем запретить им гадить на нас самих.
– Один близкий мне человек, вместе с которым я начала путь воцерковления, стал упрямиться и отворачиваться от этого. Он стал сетовать на то, что посты и частое пребывание на службе в храме будут истощать его организм. Я не настаиваю ни на чем, не ругаюсь. Говорить со священником он не хочет, объясняя это тем, что «все священники будут говорить, что это хорошо, им же важно, чтобы был приход». Как мне просто и корректно ему объяснить, что он неправ? Может быть, предложить что-то почитать? Или не стоит вообще спорить и просто отступиться?
– К сожалению, путь воцерковления вашего товарища ограничился лишь знакомством с церковными традициями и устоями того или иного прихода, знакомства с Живым Богом не состоялось. Единственное, чем вы можете помочь своему другу, это примером живой христианской любви, которую сможете обрести во Христе.