Что посоветуете, батюшка?

 

На вопросы отвечает клирик Александро-Невского кафедрального собора протодиакон Сергий Епифанцев.

 — Я воцерковился больше десяти лет, регулярно участвую в Таинствах Церкви, посещаю богослужения, читаю святых отцов, совершаю паломнические поездки. Но в последнее время периодически наступает какая-то холодность к вере, к Церкви. Я чувствую внутреннюю пустоту, равнодушие. У меня появляются разные нехорошие желания – употреблять спиртное неумеренно, блудить, кутить. Становится очень тяжело и страшно, погружаюсь в какое-то жуткое и грязное состояние. Присутствие Божие не ощущается, а ощущается какая-то покинутость Отцом, одиночество. Посоветуйте, пожалуйста, как выйти из этого состояния и как в будущем его предотвратить? Как жить с Богом и не отходить от Него?

Когда человек приходит в Церковь и начинает вести духовную жизнь, ему дается «призывающая благодать». Человеку дается особое вдохновение, ни с чем не сравнимая Пасхальная радость. Какое-то время мы живем с этим даром, привыкаем к нему и со временем он отнимается от нас. Отнимается не потому, что Бог не хочет больше нас видеть, а потому, что нам следует потрудиться чтобы вновь его обрести. Нам полезен и необходим такой труд. Если бы мы не знали, к чему стремиться, мы бы не смогли преодолеть искушений. Но сердце наше помнит о той встрече с Богом, которая бывает в начале пути. Замечательно пишет об этом архимандрит Софроний (Сахаров) в книге о преподобном Силуане Афонском: «И когда наступит момент, и мы узнаем Его, тогда душа наша возлюбит Его; почерпнутое из сего познания вдохновение преисполнит нас до блаженства. И познанное таким образом вдохновение уже никогда нас не покинет».

И о том состоянии, которое вы сейчас переживаете, он тоже пишет. Я хочу предложить вам цитату, которая утешит и ободрит вас: «Бог оставляет человека?.. Разве это возможно?.. И, однако, в душе на смену испытанному чувству близости Бога приходит другое — что Он бесконечно, недостижимо далек, дальше звездных миров, и все призывания Его погибают беспомощно в пространствах. Душа внутренно усиливает свой крик к Нему, но не видит ни помощи, ни даже внимания. Все тогда тяжело. Все достается несоразмерно многим трудом, сверхсильным. Жизнь становится страдальческою, и у человека появляется сознание, что над ним тяготеет клятва и гнев Божий. Но когда пройдут эти испытания, тогда увидит человек, что непостижимо чудесный Промысл Божий внимательно хранил его на всех путях».

Не смущайтесь тем, что ничего не чувствуете. Если согрешили – идите на исповедь и кайтесь. Нет желания к молитве – понуждайте себя. Не ощущаете присутствия Божия – думайте о Нем хотя бы в мыслях своих, но не столько о наказании за грехи, которое Он может послать вам, сколько о Его любви к людям, о Его крестной жертве и воскресении, о том, что ваши злые дела причиняют Спасителю боль и страдания, потому что Он умер на кресте за наши грехи. Это удержит вас от падений. И как можно чаще приходите к таинствам Исповеди и Причастия, не покупайтесь на диавольскую уловку, мол, если согрешил, то пойду уже и дальше грешить. Укрепи вас Бог!

— Скажите, пожалуйста, можно ли совершать вечернее и утреннее молитвенное правило не стоя перед иконами, а лежа в постели? Ведь так я действительно начну и закончу свой день с молитвы.Или это неправильно?

— Вообще желание подчинить свое общение с Богом каким-то правилам и алгоритмам настораживает. Если уж хотите по традиции – утреннее правило следует читать «восстав от сна», то есть приведя себя в порядок, почистив зубы и умывшись. А то как-то странно будет если вы будете говорить, что «припадаете» и «поклоняетесь», а сами в этот момент будете под одеялком лежать. Но совершенно точно полезно начинать и завершать день богомыслием. Проснувшись, осените себя крестным знамением и поблагодарите Бога за то, что Он дал вам проснуться и войти в этот день. А потом уж читайте правило по молитвослову. Вечером тоже можно прочесть правило, а на постели в уме произносить молитвословия, псалмы или Иисусову молитву.

В некоторых молитвословах есть советы, о чем следует поразмыслить в конце каждого дня, после вечернего правила. В утренних молитвах тоже есть один совет для молящегося, которым мы часто пренебрегаем: «постой немного, пока не утихнут все чувства» и только потом начинай молитву. Внешние знаки– стояние перед образами, крестное знамение и поклоны – необходимы нам, чтобы настроить душу на определенный лад, возгреть в ней умиление и благоговение. Но бывает так, что мы куда-то не успеваем, спешим с утра, сломя голову. В таких случаях лучше помолиться на ходу, чем не молиться вовсе.

— Что значат слова «вечная память» при совершении заупокойного богослужения и молитв? Кто должен помнить вечно усопших? Ведь все родные и друзья покойного тоже рано или поздно умрут. 

 — Среди церковных людей есть справедливое наблюдение – если ты молишься за своих усопших, потом будет, кому помолиться о тебе. Церковная община и православная семья часто хранят память о тех, кого не знали лично, о предках и родственниках, о строителях храмов, священниках церковных старостах и прихожанах. Родные и друзья покойного передадут молитвенную память о нем своим детям, которых они воспитают в вере Христовой. Другое дело если люди, не будучи участниками церковной общины, просто по традиции «заказали отпевание». Скорее всего они не молятся дома и поминают своих усопших в лучшем случае два-три раза в году. Это их выбор. Ну для них молитвенная память станет «вечной памятью» если они обратятся и начнут вести молитвенную жизнь в Боге.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 3 = 3

АРХИВ ГАЗЕТЫ