Что посоветуете, батюшка?

На вопросы отвечает клирик Александро-Невского кафедрального собора протодиакон Сергий Епифанцев.

– Недавно у храма одна женщина попросила у меня Христа ради милостыни. Я не задумываясь дала ей мелочь из кармана – несколько рублей. Женщина разозлилась и швырнула в меня эти деньги, обозвав их копейками, и сказала: «Чтоб сама так жила». Теперь меня терзают сомнения. Она могла наслать на меня порчу, проклятие? Может, действительно я ей мало дала? Но теперь вернуться и вновь говорить с ней нет желания. Как быть?

– Знаете, если бы все пожелания неадекватных людей сбывались, меня бы уже на этом свете не было. Когда человек начинает бояться магических ритуальных вещей – сглаза, порчи – то он и защиту от них ищет в ритуалах. К сожалению, именно так люди начинают относиться к иконам – как к оберегам, и к молитвам – как (Господи, прости нас, грешных!) к заклинаниям. Все эти вещи где-то в мире существуют, но они повреждают тех, кто верит в них и боится. Помните: «по вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29). Мне кажется, здесь главная опасность в том, что в этом случае мы абсолютно уходим из плоскости христианского осмысления жизни. Ведь Христос совершенно конкретно сказал, что вам делать в этой ситуации. Смотрите: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:44-45). Возможно, вам стоит пойти, купить ей продуктов – хлеба, молока, овощей – и отдать при встрече. И еще раз – не бойтесь. Но здесь стоит попытаться понять, действительно ли перед вами нуждающийся человек. К сожалению, на церковных папертях немало «профессиональных» нищих, которые работают за зарплату. Я в таком случае стараюсь найти человека, который действительно нуждается, и помочь ему.

– Когда я молюсь дома перед иконой (не в храме), то платок не надеваю. Но мама моя настаивает, чтобы я непременно надевала. Говорит, что так я Богородицу оскорбляю. Как все-таки правильно?

Правило о покрытии головы исходит от слов апостола Павла: «…всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головой, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая» (1 Кор. 11:5). Покрытие головы замужней женщиной на тот момент было отличительным социальным признаком. Как сегодня – обручальное кольцо. У многих народов, в том числе и в России, вплоть до недавнего времени эта традиция соблюдалась. Апостол Павел говорит о том, что этими традициями не следует пренебрегать, поскольку такое пренебрежение направлено против семейного уклада, а ведь «всякому мужу глава – Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» (1 Кор. 11:3). Если вы замужняя женщина, то почему вам о надевании платка настаивает мама, а не ваш глава – муж? Если же вы незамужняя, то это правило вообще не о вас, даже если вы в храме, вам покрывать голову не нужно. Можно и красиво стоять на богослужении в платочке и незамужней девушке – но это не исполнение апостольского правила, а просто дань культуре и эстетике. И, конечно, Богородицу ваш головной убор или его отсутствие никак не оскорбляет. Что же касается домашней молитвы для замужней женщины – то домашняя молитва с покрытой головой будет вполне достойным проявлением внешнего благочестия. Но помните, пожалуйста, – именно внешнего, которое без внутреннего наполнения может стать пустым и бесполезным.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 2 = 5

АРХИВ ГАЗЕТЫ