Что посоветуете, батюшка?

На вопросы отвечает клирик Александро-Невского кафедрального собора протодиакон Сергий Епифанцев.

– Я недавно прочитала, что Бог попускает людям страдания. Якобы таким образом можно попасть на Небо. А если православный живет легкой жизнью, в материальном достатке, в здоровье, его близкие здоровы, при этом с удовольствием помогает нуждающимся и благодарит Бога, что он живет в свое удовольствие, получается, он на Небо не попадет?

⠀– Почти все мировые религии обещают человеку избавление от страдания. А некоторые и вовсе объявляют его иллюзией. Христос же говорит ученикам: “В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир” (Ин. 16:33). И еще: “Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет” (Ин. 16:20). Эти слова вовсе не о том, что Бог намеренно заставляет людей страдать потому, что без этого Он не может их спасти. “…Одним человеком грех вошел в мир, и грехом – смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили” (Рим. 5:12), – говорит апостол Павел о грехопадении Адама. Страдания человека – последствие греха. В безумии своем павший человек забыл, как устроен мир и каким хочет видеть его Бог.

⠀Представьте себе, если бы мы, например, забыли о каком-либо законе физического мира. И прыгнули бы с высоты в надежде полетать. И вот мы лежим на земле с переломанными руками и ногами и размышляем: “Бог попускает нам страдания”. А еще, наверное, Он ограничивает нашу свободу, раз создал такой строгий закон земного притяжения. И если бы мы с крыши не прыгали – ничего бы не болело и Бог бы не смог ввести нас в Царство Небесное. Ну такая себе картинка. В далеком детстве у меня был приятель, с которым мы гуляли во дворе. В один прекрасный день он залез в распределительную будку, намереваясь добыть там цветной металл. В итоге он остался без обеих рук по плечи. Нам было лет по 13, когда мы шли во дворе и он спросил у меня: “Серег, почему Бог сделал так, что у меня рук теперь нет? ” Мне, мальчишке, тогда было непросто ответить, было его очень жалко. Но я поинтересовался, слышал ли он хоть раз в жизни, что воровать грех. Оказалось, что слышал, а также он прекрасно знал, что электричество может быть опасным. Но вот – грех и его последствие.

⠀Страдания существуют не потому, что Бог их хочет. Мы их создаем сами. Вы сказали правильную фразу – Он “попускает”. То есть не препятствует нам реализовывать нашу свободу. Но вот в мир приходит Христос и наполняет это страдание новым смыслом. Он как бы говорит: “Если ты страдаешь, то страдаешь вместе со Мной, потому что Я страдал вместе с тобой”. Поэтому мы говорим о Смерти Христовой как о победе. Но это отдельная и очень большая тема.

– Простятся ли человеку грехи, если духовник разрешит их, не наложив на него никакой епитимии? Так, недавно я каялась в грехе, на который положено по правилам накладывать епитимию, но священник разрешил мне причащаться, сказав, что мне сейчас это особенно нужно. Как мне быть? Ограничить себя в чем-то самой?

– Есть замечательное выражение в одной из вечерних молитв – “от науки злы”. Это вот точно о вашем рассуждении. У вас есть дети? И если есть, бывает ли так, что они провинились, а вы их не наказываете? А если они будут сами себя наказывать, когда вы их уже простили, – вам это будет приятно? В вашем случае главная епитимия – смирение и послушание священнику. Осознаете недостоинство – и хорошо, мы все недостойны, каждый по-своему. Расскажите об этой мысли на следующей исповеди, серьезно. А еще запомните: церковные правила написаны для духовных лиц – епископов и священников. И они имеют право использования двух древних принципов – икономии и акривии. Икономия – это принцип снисхождения, послабления правил для духовной пользы. Акривия – принцип полного и жесткого соблюдения канонических норм. Пастырь вправе сам решить, что нужно применить в конкретном случае. Помните, перед исповедью вам священник говорил: “Вы пришли во врачебницу”. В лечебное учреждение то есть. Пожалуйста, не занимайтесь самолечением, до добра это не доводит.

Протодиакон Сергий Епифанцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 − 7 =