Что делать, когда муж пьет, бьет и от этого страдают все?

Пьяный отец семейства. Художник А. И. Корзухин, 1861 год

Проблема домашнего насилия особенно остро стояла всегда. И не только в России, но и в целом в мире мы можем наблюдать вопиющие примеры того, каким чудовищным может быть отношение мужа к жене. Писали об этом классики в прошлом, сейчас пишут журналисты. Ну и полицейские в своих сводках и отчетах. Когда я пишу о браке и семье как о месте, где должна царить любовь и взаимопонимание, я отдаю себе отчет в том, что множество семей сталкиваются с агрессивным отношением со стороны, например, пьющего отца. Когда жизнь всех членов семьи похожа точно не на благобытие в малой Церкви, а на сущий, простите, ад. Это факт, увы.

Мне, как священнику, порой приходится сталкиваться с темами насилия над женщинами в семье, что называется, в полный рост. Я много общался с женщинами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, старался духовно поддерживать их. Все они обращались в специализированный кризисный центр, где находили реальную помощь. Таких центров сейчас много открывается в стране, и большая часть – при поддержке Церкви. Они успешно справляются со своей задачей. Это значит, что Церковь предельно честно смотрит на эту проблему, и верующие люди – епископы, священники, миряне – готовы помогать каждому человеку, попавшему не просто в сложную, а критическую ситуацию. Кризис в семье может дойти до такого предела, что женщина бывает просто вынуждена бежать вместе с детьми. И этот кризис не стоит преуменьшать или каким-либо образом игнорировать. А с игнорированием легко столкнуться. Когда женщине постоянно говорят соседи или родственники: «Мужик есть, пусть и пьет, и бьет, а ты терпи». А если еще у вас брак венчанный… То осуждения со стороны не избежать.

Как правильно расставить акценты в такой ситуации? О венчанном и невенчанном браке и о том, какая разница в этих двух состояниях, мы много говорить не будет. Важно вот что. В браке каждый несет равную ответственность за жизнь другого. Эта жизнь, как и моральное спокойствие, должны быть предметом особого попечения каждого из супругов. Если же происходит так, что один из супругов всячески попирает честь, достоинство и порой саму жизнь другого, это серьезный повод для раздумий и, конечно же, для поиска путей решения данного явления. Если вас в семье бьют, то не нужно это терпеть и ждать, пока это закончится тяжкими увечьями или, не дай Бог, смертью. Каждый человек имеет право на защиту своего здоровья, и Церковь тут выступает всегда последовательно, защищая права пострадавших от рук домашних тиранов.

Господь создал человека свободным, и возрастание в свободе, а не тирании, есть исполнение заповеди Божией. Насилие одного человека над другим в Церкви всегда понималось как нарушение богоустановленной свободы. 

В социальной концепции Русской Православной Церкви есть такие слова: «Бог хранит свободу человека, никогда не насилуя его волю. Напротив, сатана стремится завладеть волей человека, поработить ее. Если право сообразуется с Божественной правдой, явленной Господом Иисусом Христом, то и оно стоит на страже человеческой свободы: “…где Дух Господень, там свобода” (2 Кор. 3:17), – и, соответственно, охраняет неотъемлемые права личности».

В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.

В святоотеческой литературе мы можем встретить наставления о том, как супругам необходимо терпеть в браке, и наставления эти верные. Мы ни в коем случае не пытаемся оспорить святоотеческие наставления. Когда есть надежда на исправление того члена семьи, который сегодня омрачает ее мир, человеку, конечно же, нужно дать шанс. Любящие супруги именно так и поступают – без каких-либо наставлений, по велению сердца, по любви к человеку.

Печаль. Художник Вангелис Ринас

Необходимо со всей ответственностью понимать, что над отношениями в семье должны трудиться оба супруга, хранить, оберегать и преумножать добродетели, не коснеть в пороках. И созависимость так же можно отнести к такого рода немощи.

Жена и дети не имеют права быть заложниками в семье. Просто потому, что семья – это не тюрьма, не концентрационный лагерь.

Сразу назревает вопрос: «Ради чего тогда жить вместе в кризисном браке? Ради детей?» Дети – это вполне достойный аргумент для поддержания союза, но только если он присутствует не как упрек в адрес самих детей или второго супруга. А часто это бывает именно так. «Я жизнь за вас положил, все для вас делал, а вы неблагодарные…» – можно услышать от отца, например. Или от матери: «Я вот твоих детей растила-растила, света белого не видела, а ты…» Это крайность, в которую точно не стоит впадать.

Однако нередко бывает и так, что союз супругов действительно разрушен и по причине деструктивного поведения он просто опасен для одного из супругов и детей. Но именно тезис «ради детей» все еще продолжает удерживать от развода.

Да, жить ради детей в семейном союзе для кого-то может показаться недостаточным основанием для сохранения этой самой семьи. А для кого-то оказаться фатальным. Но жить нужно не ради, а вместе. Когда мы реализуем свои интересы и таланты, и те, кто рядом, видят это и соучаствуют в этом. 

Мы часто живем с оглядкой на мнение о нас других людей. Что скажут люди, что про нас подумают соседи или еще кто-то. Это тоже в определенной степени проявление эгоизма. «Что скажет княгиня Марья Алексеевна?» Этот вопрос задает себе не только Фамусов в комедии «Горе от ума» – его часто задаем себе мы, вполне взрослые, состоявшиеся люди. И живем с оглядкой и даже боязнью того, что о нас скажут или подумают другие, которые на самом деле не так уж много думают о нас.

 

Протоиерей Максим Горожанкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

74 − = 67

АРХИВ ГАЗЕТЫ