Что бы ни случилось… Как утешиться христианам в трудные времена?

Икона «Друг друга тяготы носите». Изображение с сайта elitsy.ru

На страницах «Православного Осколья» мы уже говорили о страхах. Они бывают разные: страх Божий, страх греха и, наконец, всепоглощающий страх перед лицом смерти. Он толкает людей на разные поступки и порой до неузнаваемости меняет их поведение. Именно этот страх побудил Петра отречься от Учителя перед Голгофой. Неумение совладать с ним иногда называют малодушием. Но ведь стремление жить присуще всему живому, а человек создан Богом для вечности, и смерть для него чужда. Она вошла в его жизнь через грех: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом – смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12).

Память смертная

Знаете, почему на похоронах у многих портится настроение, даже если во гробе лежит незнакомый человек? Потому что мы волей-неволей представляем себя на месте покойного, даже если не признаемся себе в этом. «Помни последняя твоя и вовеки не согрешишь» (Сир. 7:39), – учит нас Иисус, сын Сирахов, но этот опыт для человека, как сейчас говорят, контринтуитивен. Современная культура преуспела в том, чтобы маскировать не только смерть, но и процессы, предшествующие ей – старение и тление. Мы красивые, приглаженные, хорошо пахнем и уж, конечно, очень не хотим стареть. Старение напоминает нам о приближающейся встрече с вечностью. Поэтому все, на чем есть хотя бы слабый отпечаток дыхания смерти, мы стараемся загримировать, а если не получится – попросту не замечать.

Тревога. Художник К. С. Петров-Водкин, 1919 год

В XXI веке наша жизнь стала очень безопасной, а продолжительность жизни увеличилась. Благодаря этому многое изменилось: вырос порог социального детства (к 18-летним мы относимся как к детям!), смерть стала для нас далекой, а мысль о ней – невыносимой. А еще – у нас появились так называемые неврозы, депрессии и прочие недуги подобного рода. Есть исследования, которые говорят о том, что в тяжелые времена эти болезни уходят. А в окопах – там даже ОРВИ куда-то исчезает. Не знаю, правдивы ли эти исследования, но совершенно точно в состоянии безопасности мы начинаем выдумывать себе страхи, тревоги и опасения.

Даже в пандемию коронавируса, простите, мы были в большей безопасности, чем наши предки, у которых вообще не было антибиотиков. Но скажите на милость: те, кто страдал не только от болезни, но еще и – до и после нее – от волнений на тему «Куда катится мир», помогли чем-то себе или близким? Нет, они только испортили себе отрезок жизни, омрачив его грехом уныния, который, по мысли святителя Иоанна Златоуста, «есть тяжкое мучение души, неизреченная мука и наказание более горькое, чем  всякое наказание и мучение».

Быть христианином

Давайте порассуждаем о том, как следует жить христианину не в трудное время, не в эпидемию или кризис, а всегда. Мы же не должны становиться христианами только в минуты жизненных трудностей? А на деле – выходя за порог церковной ограды, живем так, будто никакого Бога нет. Нет, мы, конечно, стараемся не есть колбасу в среду и пятницу, а может, даже читаем «Отче наш» перед едой, но мы, увы, очень ленивы. Отдать «последнюю лепту» – для нас невыносимая задача, мы делимся с Богом и людьми только от избытка. И я, конечно, не только и не столько о деньгах: отдать последнее время и силы на молитву, помощь ближнему – это тоже лепта, которую Господь ждет от нас…

Меланхолия. Художник Э. Мунк, 1894-1896 годы

В 2020-м приходилось объяснять каждому, кто присылал в мессенджерах ужастики про вакцины и вышки 5G, что мне эта информация не нужна, соглашаться я с этим не буду, и вообще, меня с таким контентом лучше не беспокоить. Но, кажется, это была легкая разминка перед тем, что происходит сейчас. И лучше сразу прояснить себе, что нужно и чего не нужно впускать в свою душу.

Есть известные слова немецкого мыслителя Фридриха Кристофа Этингера: «Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого». Мне кажется, это мудрые слова, потому что большинство наших тревог лежит в области тех событий, на которые мы никак не можем повлиять.

Оградить себя от бесконечного потока информации поможет не просто блокировка соцсетей в смартфоне, а живое и горячее желание послужить Богу и ближним.

Зеркало. Художник Владимир Киреев

Здесь очень подходят слова Теодора Рузвельта: «Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть». Что мы можем делать? Во-первых, мы всегда можем молиться Богу – дома и за богослужением. Во-вторых – стремиться помогать каждому, кто ждет нашей помощи. Перед сырной седмицей мы читали отрывок из Евангелия от Матфея, в котором Христос рассказывает о Страшном Суде. Так вот, способность увидеть Его в нуждающемся, в нищем, заключенном, голодном и больном человеке – это не стремление делать добрые дела «за награду». Помните же, праведники не думали об этом: «Господи, когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником… или в темнице, и послужили Тебе?» Видеть в человеке Бога – значит видеть в человеке человека. Не социальную роль, не ту «жердочку», на которую его посадило общество. Человека, за которого на Кресте умер Господь, который Ему очень дорог. Существует две опасности, от которых нам нужно уберечь себя: первая – думать только о себе, а вторая – думать об абстрактном «человечестве» или «народе», а не о конкретных людях. Любовь – это действие и жертва. А эти мысли – ни то ни другое.

Народ любить легче, чем конкретных людей с их недостатками, сложностями и проблемами. Но, кажется, самым правильным внутренним устроением будет последовать словам апостола Павла: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2).

А еще мы можем не плодить панику. А для этого – за уши оттащить себя от информационных каналов и новостных лент и заняться созидательной деятельностью. У людей вокруг – разные взгляды, и многие будут пытаться втянуть нас в споры и вражду. И здесь у нас есть два пути: поступать как христиане или как классические платоновские глупцы. Философ писал: «Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают». Совершенно точно наша вражда и кухонные дискуссии никак не повлияют на судьбы отечества. Верным же будет поступить по словам Христовым: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).

Родина переживает сложное время, и каждый из нас сейчас призван к очень простому и важному делу – делать то, что тебе поручено Богом, – работу, служение семье и Церкви, оказывать помощь нуждающимся – наилучшим образом.

Протодиакон Сергий Епифанцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

68 + = 72

АРХИВ ГАЗЕТЫ