Чтение Библии – бесконечное приближение к Истине
14 марта – памятная дата в календаре Русской Православной Церкви – День православной книги. Сегодня количество православных книг измеряется не сотнями, а десятками тысяч, и все они находят своего читателя – человека, жаждущего пищи для ума и сердца. Однако порой мы забываем о самом главной христианской книге – Библии.
Как правильно читать эту книгу и где искать тайный смыл Писания, рассказал в интервью нашей газете иерей Виктор Тишин, настоятель храма иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» г. Старый Оскол.
– Отец Виктор, расскажите, почему священнослужители призывают прихожан постоянно перечитывать текст Священного Писания? Если не полностью, то хотя бы отдельные главы рекомендуют вспоминать каждый пост. Может быть, если содержание уже хорошо известно, нет нужды постоянно повторять чтение?
– Даже если вам кажется, что вы отлично знаете общую канву Библии, помните сюжетные линии и имена всех героев, читать и перечитывать Писание необходимо. Вопрос в том, насколько глубоко читающий проник в его смысл. Это очень сложное, многогранное творение. Чтобы его научиться понимать и даже правильно читать, нужно время. Замечу, что Писание читают многие прихожане, но это бессистемное чтение. Конечно, для нашего повседневного духовного процесса, внутренней работы более важен сегодня Новый Завет. Поэтому большинство обращается только к текстам Нового Завета, в основном – к Евангелиям и деяниям апостолов. К Ветхому Завету обращаются намного реже, его содержание знают хуже, и это очень сумбурные знания. А ведь обе части Библии неразрывно связаны. Ветхий Завет – Завет между Богом и обществом. В нем раскрываются предсказания о будущем пришествии Мессии и даются указания для устройства справедливого и благополучного государства. А Новый Завет – это книга, содержащая Божественное откровение о том, как правильно выстроить отношения между Богом и конкретной личностью.
Метод трактовки одной части Писания через другую используют даже ученые-богословы. Мы многого не поймем в Евангелиях, если не будем знать Пятикнижие. И по-новому читаются какие-то моменты Ветхого Завета, если сначала прочесть главы Нового Завета.
Знание текста всего Священного Писания необходимо для полноценного участия в литургии. Так, невозможно понять службу без знания Псалтири. При этом сами псалмы Давида трудно рассматривать как отдельное произведение без привязки к событиям истории Ветхого Завета. Тем более хочется подчеркнуть роль этих книг сегодня – в первые дни Великого поста, когда в храмах прочитываются главы Бытия.
– Вы сказали, что современные православные христиане читают Священное Писание бессистемно. Почему же так происходит? И как же все-таки правильно изучать эти тексты?
– Я размышлял над этим вопросом не раз, и у меня сложилось свое видение ситуации. Давайте сравним особенности чтения отрывков Писания в течение годового круга богослужений и популярные методики изучения текста у прихожан. За несколько лет уже стало привычным для многих верующих чтение по одной главе Библии в день. Причем начинается чтение с Евангелия, потом следуют Послания, и уже когда остаются силы – Ветхий Завет и Откровение. Однако на богослужениях тексты Писания составлены иначе: они короче, ограничиваются какими-то событийными сюжетами, отрывки из разных книг перемешаны между собой. Это так называемое чтение по зачалам – смысловым фрагментам. Первый вариант чтения – последовательно, по главе – более формальный, он часто не позволяет раскрыть суть текста полностью. Часто те, кто использует такой метод, ощущают, что не понимают части пройденного, их тяготит объем текста, но при этом продолжают знакомиться со следующими главами, подчас очень объемными – ведь так положено, это же «священный долг христианина». Мне такой подход кажется неверным. Это все равно, что очень голодного человека пустить на пир: он непременно переест и получит несварение – пища не усвоится.
Второй вариант мне кажется более верным – взять церковный календарь и каждый день прочитывать по тому Евангельскому зачалу, которое указано на данный день. Это очень короткие отрывки – в несколько стихов. Используя богослужебный круг чтения в течение всего года, вы прочтете все Евангелия, начиная с Евангелия от Иоанна. Главное, чтобы каждое прочтение сопровождалось изучением комментариев – трудов святых, мнений известных богословов, житийной и исторической литературы. Такой же опыт можно легко применить к чтению Ветхого Завета. Это откроет новые смыслы библейского текста, его духовную суть. При этом объем и время прочитанного вы можете регулировать самостоятельно, чтобы это было не в тягость. Это частная позиция, возможно, кто-то оспорит ее. Отмечу только, что сегодня священнослужители все чаще склоняются к схожим идеям, когда речь идет об изучении книг Библии мирянами.
– Метод действительно замечательный. Но все-таки он также основан на повторении. Выходит, следуя ему, мы изучим все Писание за определенный период времени и постигнем все его смыслы? А что же дальше?
– На самом деле это бесконечное приближение. Каждый раз читая один и тот же отрывок Писания, необходимо подбирать новый комментарий, новое толкование. Можно ведь рассмотреть текст с точки зрения исторических фактов, обратиться к каким-то научным изысканиям. А можно поразмышлять над аллегоричностью повествования и обратиться к мнению древних богословов. Например, история воскресения Лазаря Четверодневного известна всем. Ее можно трактовать как факт чуда, совершенного Господом, рассматривая линейно. А можно увидеть такую аллегорию: Лазарь почивший – это наш ум, который впадает в грехи и умирает смертью духовной. Марфа – это наша плоть, а Мария – душа. Каменный гроб – образ очерствевшего сердца. Чтобы наш ум воскрес для духовной жизни, нужно, чтобы душа обратилась к Богу, и Он повелел своим ангелам размягчить камень.
И так разнопланово можно трактовать все Священное Писание. Можно найти удивительные комментарии о смысле отдельных слов и фраз Библии, можно открыть для целые научные направления, посвященные отдельным книгам. Главное – не останавливаться, продолжать расширять свой кругозор. Даже настроение и круг обстоятельств во время чтения будет всегда разный – по-разному и ты будешь воспринимать один и тот же фрагмент. Так будут открываться новые грани Библии.
– Отец Виктор, вы говорите, что хорошо придерживаться богослужебного круга чтений. Так, может быть, достаточно ограничиться проповедью священников на литургии, их комментариями на телевидении и в интернете? Такие пояснения обычно просты и понятны…
– Недавно я беседовал с одним приходским библиотекарем. В ходе беседы выяснился удивительный факт – за несколько лет комментарии к Библии стали одной из самых популярных книг среди церковных изданий. Причем обращаться стали к творениям классиков – трудам Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, вспомнили известных греческих богословов и, конечно же, толкования Отцов Церкви – Иоанна Златоуста, Григория Богослова и других. Оказалось, народ запутался в тех самых «простых объяснениях своими словами». Сегодня действительно многие священнослужители берутся за проповедь в эфире различных телеканалов, что-то объясняют в личных блогах и на страницах газет. Но это очень разнородные толкования, нередко поверхностные и выражающие лишь частную позицию. Они могут быть очень интересными, яркими, но при этом не имеющими подтверждения в святоотеческих трудах. Поэтому к изучению современных толкований стоит подходить сдержанно, размышляя. Авва Евгарий Понтийский писал: «Тот богослов, кто правильно молится».
Если священнослужитель или образованный мирянин берется разъяснять широкому кругу лиц смысл Библии, он должен быть духовно наполнен и вести непрестанную молитвенную работу. Если он больше говорит и «светится» на экранах ТВ, нежели проводит время на богослужении и в домашней молитве – стоит быть осторожным. Излишнее мудрствование, не подкрепленное молитвой, может привести к ереси. И такие случаи сегодня нередки. Поэтому, с одной стороны, к комментариям современных толкователей стоит прислушаться, но в случае любых сомнений нужно обратиться к авторитетным источникам – трудам учителей Церкви, которые всю свою жизнь провели в посте и молитве.
– Так с чего же начать правильное чтение Священного Писания? Может быть, сразу стоит обратиться к трудам святых отцов?
– Тут вопрос в разных уровнях погружения. Если человек только пришел в церковь, то начать следует, конечно, с самого простого – например, прочитать детскую Библию или «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского. Такой пересказ сделает текст доступнее для понимания. Хорошо обращаться даже к светским учебникам истории и культуры, читать работы древних авторов-нехристиан, посвященных тем событиям, которые происходят в Писании. Ведь на самом деле обычный человек мало себе представляет жизнь древних ассирийцев, вавилонян, египтян и иудеев. А без элементарных представлений об их жизни и быте трудно понять события Ветхого и Нового Заветов. То есть нужно наработать базисные знания, образно представить все события Библии, чтобы потом уже пускаться в более глубокие толкования.
Если читатель следует по этому пути, у него непременно возникнут вопросы. Это хорошо, это повод продолжить изучение. На следующем этапе можно обратиться к конкретным толкованиям библейских текстов современных авторов-богословов. Опять же, повторюсь, следует внимательно выбирать авторов: не просто медийных проповедников, а специалистов – ученых, преподавателей. Следующий уровень – обращение к святоотеческой литературе.
– Надо полагать, это не самое легкое чтение. Вероятно, чтобы понять многих авторов, тоже придется обращаться к различным комментариям…
– На самом деле это стереотип. Святых, которые занимались толкованием Библии, много. Они жили в разных странах, в разные эпохи, и каждый раскрывал новый аспект текста Писания. Поэтому здесь тоже можно выбирать. Для начала можно обратиться к комментариям близких нам по духу и языку авторов – святителей Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, праведного Иоанна Крондштадтского. А уже изучив их работы, обращаться к более древним комментаторам, например к трудам Феофилакта Болгарского.
Не стоит бояться витиеватого языка Иоанна Златоуста или сложных умозаключений Оригена. Да, у вас появятся вопросы, но это будет повод узнать больше.
– Есть ли какие-то сборники или энциклопедии, посвященные толкованию Писания, которые представляют широкий системный подход?
– Хочу порекомендовать замечательную серию книг «Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-III веков» под редакцией Томаса К. Одена. Ее можно найти в церковно-приходской библиотеке храма преподобного Сергия Радонежского, почитать в электронном виде или приобрести через интернет. Структура издания очень удобная. На каждый стих Писания сначала идет краткое научно-историческое описание, разъясняющее непонятные современному человеку моменты, отдельные фразы, слова, символы. Потом следует обзор развития святоотеческой мысли относительно приведенного отрывка. И в конце – уже конкретные цитаты-комментарии святых отцов именно на данный стих Библии. Это фундаментальный труд, который дает полный практический обзор Священного Писания. Можно подобрать другие варианты – более компактные, написанные более доступным языком. Например, та же Толковая Библия под редакцией профессора А.П. Лопухина – этот труд десятилетиями не сходит с полок церковных библиотек.
– Батюшка, начался Великий пост. Давайте попробуем обозначить некий читательский минимум и максимум на этот период, которые может осилить каждый мирянин.
– План-минимум – это пересмотреть свое отношение к Православию. У нас бытует мнение, что если исполнять все молитвенные правила ежедневно, читать Псалтирь, Писание и разбираться в комментариях, то можно считать себя ультраправославным. Но смысл-то ведь не в самом чтении, а в применении прочитанного на практике – в своей жизни. И если ты читаешь, но не ходишь в храм, не творишь милостыню, не помогаешь родным и близким – то это пустой труд. Тогда нужно закрыть все книжки и сделать хотя бы одно доброе дело – искренне и бескорыстно.
План-максимум – начать приводить разрозненное чтение Писания и его комментариев в определенную систему, уделять этому хотя бы несколько минут в день. Возможно даже начать посещать евангельские курсы при одном из городских храмов.
Беседовала Юлия Кривоченко