Чем вредит грех согрешающему?

На вопросы отвечает клирик Александро-Невского кафедрального собора г. Старый Оскол протодиакон Сергий Епифанцев.

– Чем вредит грех согрешающему? Не всегда ясно, какие последствия есть у порока, да и есть ли они вообще. Конечно, например, с воровством – понятно. Один раз украл, потом появилась привычка воровать, рано или поздно сядешь в тюрьму. Про осуждение или оскорбление тоже понятно: если человека оскорбил, жди в ответ того же. С завистью тоже ясно: человеку позавидовал, например, и наклеветал на него, ну или отобрал предмет зависти, а он на тебя в суд подал. Но не ко всему находятся такие объяснения. Так чем вреден грех алчности или гордости, или употребление имени Господа всуе? Похоже на некий свод запретов без объяснений. Помогите разобраться.

– Вы правы в том, что грех – это не просто поступок, неугодный Богу. За каждой заповедью или запретом в духовной жизни – глубокий смысл. Как думаете: почему люди согрешают даже в тех случаях, когда последствия греха ясны как Божий день? Почему они воруют, оскорбляют, желают друг другу зла, если ясно, что это плохо отразится на их жизни?

Синоним слова «грех» в греческом языке – «хамартон». Буквально это переводится как «попадание мимо цели». В русском языке об этом напоминают однокоренные слова: «огрех», «погрешность». Делайте выводы. И помните, что все зависит от того, какая у вас цель.

Если для вас все ценности ограничены земным бытием, то, конечно, добрых две трети религиозных запретов и заповедей для вас бессмысленны. Какой прок в том, чтобы любить врагов, помогать тем, кто вам вредит, и смиряться в ответ на оскорбления? Прямой ответ на вопрос, который вы задали, тоже не будет иметь смысла. Ну скажу я вам, что грех гордыни отгоняет от сердца благодать Божию. Что это такое для неверующего? Пустой звук!

Другое дело, если ваша цель – спасение души и вечная жизнь с Богом, стяжание богоподобной любви к Создателю и ближним. Тогда многие поступки, устроения души и даже помыслы становятся для вас досадными огрехами, промахами, которые мешают этой желанной цели достичь. И вот тогда обретают смысл «запреты без объяснений».

Представьте, что вам выдали оборудование для альпинистов, тяжелое и громоздкое, в котором каждый элемент – жизненно необходим для подъема в горах. А вы собрались гулять в парке с мороженым. А рюкзак весит 30 кг. Пока мы всерьез не решим спасать душу, религиозная жизнь будет формальной и непонятной темой для нас.

– Я написала имена в записке и заплатила деньги за их поминовение в храме. Поэтому я считаю, что должна слышать на богослужении, как их четко произносят батюшки. Ведь это их работа. Но почему-то бывает, что не слышно на службе эти имена. Думаю, многие со мной согласятся, что не всегда можно удостовериться в том, что имена в записках прочитаны. Почему священники так поступают? Могут ли они просто не прочесть записки?

– Вы и не должны слышать эти имена: священники могут произносить их тайно, прочитывать про себя. Записок на любой службе много, и чаще всего священник не успевает все произнести вслух. Поминовение – это не «работа» священников, а служение. Вы смиренно просите своих пастырей помолиться о вас и ваших близких. И сами молитесь вместе с ними за богослужением. Не прочесть записки они не могут, но и заботиться о том, чтобы вы услышали имена, они не обязаны. Когда идет поминовение, сами произнесите про себя имена своих близких. Вы помолитесь вместе с батюшкой, и это будет подлинно церковной молитвой, в которой «двое или трое собрались» во имя Христово.

Вы, конечно, имеете право на недоверие пастырям. Да вообще на все имеете право. Но как это скажется на вашей духовной жизни? Как вы будете приходить на исповедь, слушать наставления и исполнять благословение человека, которому не доверяете?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 64 = 74

АРХИВ ГАЗЕТЫ