«Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века»

Святая Пасха – Светлое Христово Воскресение – это тот величайший праздник, который христианское православное сердце ждет с особым трепетом, с особой радостью, с особым настроением. Победа Господа нашего Иисуса Христа над адом и смертью – победа побед, явленное нам торжество Творца над тленным миром.
Читая и перечитывая Новый Завет, начинаешь понимать, что Божия Любовь разрушает все негодное к Жизни Вечной и возвышает все, что указывает путь к спасению.

Четвероевангелие раскрывает для нас происходившее в древней Палестине, и при этом апостолы и евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн по велению Духа Святого дополняют и расширяют повествования друг друга. И это совершенно неудивительно, ведь хотя они и писали для всех людей, но и учитывали возможности восприятия текстов как язычниками, так и монотеистами-иудеями. Архиепископ Аверкий (Таушев) совершенно верно предполагает, что Евангелие от Матфея больше направлено к самим иудеям и христианам, вышедшим из иудейской среды. Апостол и евангелист Марк старался разъяснить Истину Божию язычникам, скорее всего, римским. Поэтому его текст короче других Евангелий и несколько более прост. Апостол и евангелист Лука, видимо, предназначал свой труд антиохийской общине христиан (вероятнее всего, смешанной и состоящей из эллинизированных евреев, бывших иудеев и греков). А апостол и евангелист Иоанн Богослов обращался (по мнению архиепископа Аверкия) к малоазийским христианам или даже епископам. Господь через Евангелия давал каждому ту духовную пищу, которая ему была и потребна.

«Тела усопших святых  воскресли»

В Евангелии от Матфея есть весьма примечательные слова: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его.
Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.
И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.
Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27, 45-54).
Рассказ о том, что тела усопших воскресли, и воскресшие явились, как свидетели Божьего триумфа, в Иерусалиме знакомым, родственникам, знатокам Писания и друзьям, отсутствует у других апостолов и евангелистов. Вряд ли можно предполагать, что данный факт не был известен им. Евангелисты Марк, Лука и Иоанн умолчали о нем потому, что для проповеди среди язычников он играл вторичную роль, а для иудеев о нем поведал (точнее, напомнил апостол и евангелист Матфей).
Надо еще учесть, что Евангелие от Матфея первоначально было написано на еврейском (или арамейском) языке и лишь потом переведено на греческий язык, исполнявший в Римской империи роль общегосударственного языка культуры. Евангелия от Марка, Луки и Иоанна изначально записывались на греческом. Те же эллинизированные (принявшие греческие обычаи и культуру) евреи языка своих предков почти и не знали, разве что за исключением лиц многоученых.
Апостол и евангелист Матфей как бы напоминает иудеям о событии, которое их потрясло, но с течением времени стало забываться под влиянием отвержения Господа Иисуса Христа как Мессии иудейскими старейшинами из числа фарисеев и саддукеями, потерявшими веру в Вечную Жизнь и Бога Вседержителя.
Сейчас людям XXI века, живущим в эпоху всеобщего наступления безбожия и неоязычества, многое приходится усваивать заново, если угодно, дополнительно утверждаться в вере предков. В какой-то степени мы стали похожи на тех иудеев и язычников, к которым и обращались апостолы. И нам многое приходится познавать заново. Причем в бедственном положении оказываются люди с высшим и средним образованием, обученные светским наукам, испытывающие сомнения по любому поводу. Материализм, поглотивший нашу современную школу, отнюдь не способствует ни логике мышления, ни пламени веры.
Ранее люди, задолго до прихода Господа во плоти, Голгофы и Воскресения, великолепно знали и пророчества о воскрешении мертвых, и имели примеры, подготавливающие к восприятию Благой Вести. Даже и беззаконный Ирод…
«В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им» (Мф. 14, 1-2). Ирод путает Господа с пророком Иоанном Предтечею, но сомнению воскресение из мертвых не подвергает. Ему наверняка были известны чудеса пророков Илии и Елисея. Пророк Илия воскресил сына сарептской вдовы (3 Цар 17, 17–23): «После этого заболел сын этой женщины, хозяйки дома, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания. И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего. И сказал он ей: дай мне сына твоего. И взял его с рук ее, и понес его в горницу, где он жил, и положил его на свою постель, и воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее? И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него! И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил. И взял Илия отрока, и свел его из горницы в дом, и отдал его матери его, и сказал Илия: смотри, сын твой жив». Пророк Елисей восстановил из мертвых сына сонамитянки (4 Цар. 4, 32–37).
Кроме того, из Ветхого Завета известно чудо воскресения от мощей пророка: «И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, [погребавшие] бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар.13, 20-21).
Верующие иудеи ведали и о пророчествах, которые имеются в Ветхом Завете. Достаточно вспомнить праведного Иова: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов.19, 25-27), или пророка Исаию: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов» (Ис. 26,19).
Побуждали иудеев к принятию, а не отвержению воскрешения людей, и чудеса самого Господа нашего Иисуса Христа. Он воскресил сына вдовы из Наина (Лк. 7, 11-16), дочь «начальника синагоги» Иаира (Лк. 8, 49-56), праведного Лазаря (Ин. 11, 43-44).
Но после распространения христианства по Римской империи иудеи не признавали Христа Богом. И здесь главным оказалось то, что человеку, по своим грехам, ради религиозного чванства и почитания избранничества только одного народа легко забыть яркие свидетельства Божии, противоречащие внутреннему чувству самолюбия, и предпочесть всему одержимость самолюбования.
Более худшим явилось распространение «теплохладности» в уже христианском мире, что воочию достигло пропастей своих в наши дни, когда пошла стремительная атеизация общества.
И ныне труды святых отцов и православных богословов, наилучшим образом поясняющих сложные (на нынешний взгляд) места в Библии, приобрели важнейшее значение. Они зовут нас к Богу, укрепляют веру и усиливают тягу к Вечности и Спасителю.

«С Богочеловеком воскресают подобные нам человеки»

Эпизод Евангелия от Матфея «И многа телеса усопших святых восташа…» (Мф. 27, 52)  разбирали и трактовали святитель Иоанн Златоуст, святитель Григорий Двоеслов, блаженный Феофилакт Болгарский, святитель Епифаний Кипрский, монах Евфимий Зигабен, блаженный Иероним Стридонский, святители Филарет Московский, Иннокентий Херсонский, Филарет (Гумилевский), преподобный Иустин (Попович) и другие.
У святителя Григория Двоеслова находим следующие строки: «…Чтобы кто-нибудь и несколько не усомнился даже в мыслях своих и не подумал, что Христос потому воскрес, что был вместе Бог и человек (как Бог Он победил смерть, которую подъял как человек), а мы как обыкновенные люди не можем освободиться от осуждения смерти, – для сего во время воскресения Своего Он воскресил телеса многих святых, чтобы в Своем воскресении показать образ, а воскресением других, подобных нам, человеков утвердить надежду нашего воскресения.
…Приходит к нам Сам Творец, подъемлет смерть, являет воскресение, чтобы мы, не могшие убедиться разумом в истине воскресения, убедились Его примером. Но для вразумления нашего невежества, для укрепления нашей немощи Господь наш благоволил явить нам пример воскресения не только Своего, но и многих. Ибо один Он умер на кресте, но не один воскрес, а много, телеса усопших святых восташа. Теперь отъяты все предлоги неверия. Дабы не сказал кто; «Не может ожидать себе человек того, что явил во плоти Своей Бог», – вот, с Богочеловеком воскресают те, о коих не можем сомневаться, что они были подобные нам человеки».
Воскресение мертвых и приход их в Иерусалим – это осуществление наяву надежды не только на Воскресение Бога, но и воскресение всех людей. Пасха Христова не оторвана от обычных человеков. Она для них предуготована. Любой идущий по дороге святости и посрамляющий грехи имеет возможность достичь Царства Божия и жить вечно.
Монах Евфимий Зигабен напоминает о страхе Божием: «И гроби отверзошася: и многа телеса усопших святых восташа». И это совершилось для доказательства силы Иисуса Христа и для устрашения иудеев, чтобы они сообразили, что ожививший так легко мертвых еще легче мог бы умертвить живых, – а также для подтверждения долженствующего последовать Воскресения».
Святитель Иоанн Златоуст констатирует: «…Христос показал Свою силу именно в воскресении мертвых, в омрачении света, в перемене стихий. Во время Елисея один мертвец, коснувшись мертвеца, воскрес. Теперь голос воздвиг мертвецов, тогда как тело пригвождено было ко кресту», прославляя Бога Живого.
Блаженный Феофилакт Болгарский говорит: «Ты же знай, что воскресение мертвых, случившееся при кресте Господа, давало знать об освобождении душ, находившихся во аде. Воскресшие тогда явились многим, дабы случившееся не показалось мечтою; воскресли же они ради знамения; и явно, что опять умерли. Впрочем, некоторые говорят, что они воскресли после воскресения Христа и в другой раз не умирали. Не знаю, должно ли это быть принято».
Святые отцы единодушны в том, что никаких призраков и галлюцинаций не было. Произошло то, что предваряет всеобщее Воскресение мертвых. И ничто не в состоянии противостоять силе Божией, и никто не может помешать предначертанному Пресвятой Троицей.
За словами отцов скрывается пасхальная радость. Ей вторит громогласно преподобный Иустин (Попович): «…В то время, когда живые люди на земле убивают Богочеловека и осмеивают, тела усопших святых восстают из гробов для свидетельства: что смертью Богочеловека смерть побеждена, царство смерти и греха уничтожено. И еще: что смерть не в состоянии уничтожить человеческое существо, ибо воскресение его выводит живого таким, каким оно было, с признаками и отличиями каждой личности. Так объясняется, что те воскресшие святые после воскресения Христова явились многим, вошедши в святый град – Иерусалим; а многие явились только тем, кто знал их во время жизни на земле. Таким образом люди – первые вестники воскресения и победы Христа над смертью. Причем святые люди. Они – и оправдание человеческого естества, и человека вообще. В самом деле, дивно быть человеком, и радость быть человеком, но только святым человеком, ибо он всем существом чувствует и знает, что Бог для него все и вся, и что его жизнь только тогда жизнь, когда она в Боге и ради Бога. Ибо он тогда чувствует, что смерть ему не может ничего сделать. Он остается бессмертным и вечным, даже если бы все смерти ада нападали на него со всех сторон».
Пасха Христова – это праздник бессмертия и веры. Тленный человек получил право воскреснуть и воскликнуть: «Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!», и вослед за Богочеловеком прийти в Небесный Иерусалим.

Александр Гончаров

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 4 = 2

АРХИВ ГАЗЕТЫ